Сергей Переслегин - Опасная бритва Оккама

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Опасная бритва Оккама"
Описание и краткое содержание "Опасная бритва Оккама" читать бесплатно онлайн.
Современная классическая футурология обещает миру три генеральных сценария: либо продление счастливого рыночного настоящего, либо "неофеодальная" утеря технологий, либо когнитивный переход в новую фазу исторического развития. Именно эти три сценарные ветки могут стать мерилом значимости фантастических произведений.
Из общего литературного пространства наиболее значимыми для проекта оказываются книги Стругацких, и Толкина, Ефремова и Еськова, Симмонса и Винджа…
Здесь необходимо заметить, что 3‑й, семантический, контур сознания возникает как развитие, но и отрицание второго, территориального. Не будет ошибкой сказать, что те проблемы, которые на территориальном контуре решаются сравнением сил, решаются на семантическом контуре сравнением интеллекта. В этом смысле «ум» (третьеконтурный) является аналогом «силы» и способом достижения превосходства.
Мы приходим к парадоксальному, но, вероятно, верному выводу, что «воспитание безусловной нерефлектируемой толерантности» (политкорректность) оказывается продолжением политики обеспечения национального, классового или иного группового превосходства «иными, а именно ненасильственными средствами»[297]. Любопытно, что политкорректность необычайно агрессивна, ее «нетолерантность к нетолерантным» доведена до абсурда. В конце концов, она породила такое дикое явление, как харассмент.
Итак, понятие «нетолерантность» может иметь положительную коннотацию. Нетолерантный — активный, занимающий позицию, имеющий выраженную идентичность, убежденность, пассионарность. По Лютеру: «На том стою — и не могу иначе».
Толерантный — зачастую терпимый, безразличный, пассивный, не желающий и не способный занимать позицию, непассионарный или субпассионарный. Для того чтобы национальные элиты сохранили свое положение, массы должны быть толерантными. Для того, чтобы мировые элиты сохранили свое положение, государства должны быть толерантными.
В своем предельном развитии нетолерантность ведет к шовинизму, экстремизму и различным формам групповой исключительности — фашизму, нацизму, рассизму и т. п.
Но толерантность в своем предельном развитии ведет к нейтрализму, позиции «радующейся обезьяны», а затем — к политкорректности в своем американском значении.
Само собой разумеется, что эти две сущности — толерантность и нетолерантность — образуют диалектическое единство, то есть взаимообусловлены, взаимосвязаны, взаимопреврашаемы, подразумевают наличие третьей сущности, встающей в управленческую позицию и переводящей 2-противоречие в 3-баланс.
Связь форм мышления и толерантности может быть представлена в виде таблицы.
Контур по Лири 1 Представление 2 Характеристика мышления Рефлексия Толерантность 1‑й биовыживательный Нищий 3 Сознание (я жив) Только «Я — не-Я» Высокая 2‑й территориальный Рыцарь, воин Сила (Power, Ци) Только «свой- чужой» Низкая 3‑й семантический Ученый Интеллект Простая Высокая 4‑й социополовой Политик Харизма Групповая Низкая 5‑й нейросома тический Философ Мудрость Многоуровневая Высокая 6‑й нейрогене тический Поэт, художник Гений 4 Управляемая (?) Низкая (?)Примечания.
1 — Лири Т. История будущего. СПб.: Янус, 2000;
2 — Социальная группа, воплощающая данный контур сознания;
3 — В смысле «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное»;
4 — В значении, в котором это слово использовалось в Древнем Риме: дух–покровитель, открывающий путь к высшим проявлениям личности.
Представляет интерес также связь толерантности и пассионарности. Здесь есть необходимость рассмотреть два типа толерантности: «терпимость к чужому» и «терпимость к враждебному». В первом случае «чужое» может косвенно, фактом своего присутствия угрожать идентичности, убеждениям, эстетическим предпочтениям, но не оказывает непосредственного влияния на имущественные или неимущественные интересы личности. Формула нетолерантности в этом случае: «Ну, не люблю я негров». Формула толерантности: «Цвет кожи ничего не говорит о человеке». Во втором случае «чужое» прямо и непосредственно угрожает осознаваемым, значимым, имущественным или неимущественным интересам индивидуума, занимая доминирующую или конкурентную позицию. Формула нетолерантности: «Мигрантов — вон с наших рынков!». Формула толерантности: «Я должен конкурировать с ними в равных условиях». Понятно, что первый тип толерантности является в большей степени декларативным, в то время как второй — деятельностным.
В демократической среде возможно совершенно фантастическое явление, когда человек, формально нетолерантный, оказывается толерантным деятельностно. Как правило, это означает, что мигрантов он боится меньше, чем собственного правительства, «прописавшего» политкорректность и оформившего его законодательно.
Заметим, что толерантность обитает на средних этажах таблицы — в зоне умеренной пассионарности. Ни пассионарии (творцы истории), ни субпассионарии (современный средний класс развитых стран) толерантностью не обладают — первые в силу стремления подчинять себе мир, вторые — вследствие того, что любое изменение гомеостаза (появление чужого) является для них угрозой, едва ли совместимой с жизнью.
Таким образом, воспитание пассионарности можно (и должно) рассматривать в логике снижения пассионарности общества (удаления на общественную периферию нетолерантных личностей с пассионарностью +4, +5, +6).
Весьма сомнительная цель!
Уровень пасионарности Описание уровня Представление уровня Формальная толерантность Реальная толерантность +6 Стремление к абсолютному идеалу, готовность без колебаний пожертвовать собственной жизнью Пророки Отсутствует («На том стою — и не могу иначе») Отсутствует +5 Стремление к идеалу победы, готовность рисковать жизнью, но не идти на явную смерть Герои Умеренная Умеренная +4 Стремление к идеалу успеха, готовность к рассчитанному риску Борцы Умеренная Низкая +3 Стремление к идеалу красоты и знания, готовность жертвовать убеждениями и силами Творцы Очень высокая Высокая +2 Стремление к удаче, готовность к мгновенному риску Авантюристы Высокая Умеренная +1 Стремление к благополучию, готовность жертвовать покоем и совестью Карьеристы Умеренная Умеренная 0 Стремление к равновесию Обыватели Высокая Высокая — 1 Стремление к приспособлению к среде Планктон Умеренная Низкая — 2 Нежизнеспособны без помощи общества Нежить Отсутствует ОтсутствуетВ триалектической логике базовым является баланс «равновесие–изменение–спонтанность». Его Представления в других семантических слоях: «безопасность–комфорт–развитие», «мир–война–кризис».
Диалектическое противоречие «толерантность–нетолерантность» ложится в соответствие балансов как равновесие–развитие. Толерантность предполагает игнорирование противоречия с иным, гомеостаз, равновесие, экологию. Нетолерантность предполагает борьбу с чужим, разрешение противоречия через структурные изменения, развитие, эвологию.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Опасная бритва Оккама"
Книги похожие на "Опасная бритва Оккама" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Переслегин - Опасная бритва Оккама"
Отзывы читателей о книге "Опасная бритва Оккама", комментарии и мнения людей о произведении.