Артур Крупенин - Энигматист [Дело о Божьей Матери]
![Артур Крупенин - Энигматист [Дело о Божьей Матери]](/uploads/posts/books/594971.jpg)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Энигматист [Дело о Божьей Матери]"
Описание и краткое содержание "Энигматист [Дело о Божьей Матери]" читать бесплатно онлайн.
Во второй книге, продолжающей серию детективов о Глебе Стольцеве, главному герою предстоит разгадать загадку, связанную с кражей из московских музеев двух очень похожих между собой икон. Кто и зачем похитил «Богородиц» работы неизвестного мастера? Какая тайна кроется за старинным изображением Божьей Матери и Младенца Иисуса? И, наконец, что может быть общего у римского императора, правившего более полутора тысяч лет назад, с иконами, присланными в дар русскому царю? Лишь найдя ответы на эти непростые вопросы, Стольцев и другие участники поисков смогут выйти на след пропавших святынь.
— Другое дело намоленность, — вступил в разговор Терехов. — Вам, как историкам, прекрасно известно, сколько русских государей возносили молитвы «Влахернской Божьей Матери» из Успенского собора, приникали к ней монаршими устами, прикасались пальцами. Разве одного этого не достаточно, чтобы превратить такую икону в бесценную святыню?
— Другими словами, историческая ценность образов, по-вашему, существенно превышает художественную? — уточнил Глеб.
Протоиерей пояснил:
— Историческая роль «Влахернетисс» огромна. Прибытие этих икон в Москву — свидетельство того, что к семнадцатому веку Россия осознала себя наследником Нового Рима и хранителем православия. Да и сами греки, как вы знаете, тогда видели в русском царе будущего освободителя от турецкого ига.
Глеб кивнул. Ну да, при Екатерине Второй, помнится, даже строились планы возрождения Византии — так называемый «греческий проект». Россия вела войну с Османской империей, и «проект» предусматривал взятие Константинополя и последующее возрождение империи как греческого государства. В исконно русском духе деля шкуру неубитого медведя, внук императрицы великий князь Константин Павлович уже примерял венец будущего царьградского владыки. И надо сказать, «греческий проект» находил горячий отклик в Европе. К примеру, Вольтер — тот вообще предлагал Екатерине для большего сходства с эпосом Гомера использовать в праведной войне против турок боевые колесницы.
Отвлекшись, Глеб чуть не пропустил монолог Семина — протоиерей обстоятельно отвечал на вопрос Буре о том, насколько ценным реликварием мог быть «Строгановский список».
— Если быть точным, данную икону правильнее отнести к классу мощевиков-реликвариев. Ведь помимо фрагмента ризы или, по другим источникам, пояса Богоматери, восковое изображение, согласно свидетельствованной грамоте патриарха Паисия, содержало в себе «смешение от святых мощей». В более поздней литературе упоминается, что речь идет о смешанном с восковыми красками пепле святых мучеников Никомидийских, а именно Виктора, Викторина, Клавдиана и Вассы, а также мучеников Синайских и Раифских…
— Но кого сегодня могут заинтересовать святые мощи? — прервал протоиерея Глеб. — Разве их кто-нибудь коллекционирует? — Осознав кощунственность вопроса, Глеб закусил губу.
— Коллекционировать мощи? Нет, что вы, — проигнорировав возникшую неловкость, спокойно ответил Семин.
— Отчего же? — возразил протодьякон. — Разве мы впервые слышим о подобном святотатстве?
— Вы имеете в виду прискорбное происшествие в Донском монастыре?
— Да, когда неизвестные похитили ковчег с мощами девяти святых, среди которых был и Александр Невский.
— Думается, заказчика кражи Александр Невский больше интересовал как яркий исторический деятель и великий воин, нежели как святой, — предположил Буре.
— Слава богу, похититель вскоре раскаялся и подкинул реликвию на аналой Центрального собора.
— Раскаялся? Скорее, испугался кары небесной, — воздев палец, нараспев произнес протодьякон. — Помнится, как раз в те дни по чистому совпадению в передаче «Человек и Закон» показывали сюжет о том, что все, кто крал иконы и прочие святыни из храмов, потом скоропостижно умирали. Или у них сгорали дома и имущество. Возможно, незадачливые воры оказались людьми суеверными и, посмотрев передачу, решили не рисковать.
— Ну хорошо. Если это не интерес к мощам, тогда чем же вы объясните охоту за «Богородицами»? — попытался вернуть разговор в нужное русло Буре.
— У меня есть предположение, — вклинился Терехов. — Мне кажется, искать нужно в храме.
— В храме? — непонимающе переспросил Глеб.
— Да-да, именно в храме. Их нынче вон сколько понастроили. Теперь чуть ли не на каждом втором дачном участке всяк норовит часовенку поставить. И я далек от мысли о том, что любой, кто построил храм, — хороший человек. Для многих это всего лишь тщетная попытка замолить старые грехи или добыть индульгенцию на новые. И такие люди ничем не погнушаются ради того, чтобы раздобыть намоленный чудотворный образ. Ибо их душу и впрямь может спасти разве что чудо.
«Любопытное предположение, — про себя решил Глеб. — Надо будет рассказать Лучко».
Исчерпав вопросы о святых мощах и еще с полчаса поговорив об aima mater, некогда выпестовавшей всех присутствующих, Стольцев и Буре вновь отправились на работу — оба в тот день читали лекции вечерникам.
Глава X
Недорогое и потому популярное кафе рядом с «Беговой» капитан выбрал не случайно. Здесь подавали потрясающую выпечку и потчевали посетителей отменным домашним вареньем.
Свободных столиков не было. Пришлось предъявить удостоверение и на немой вопрос в глазах испуганного администратора — «Что привело следователя по особым делам в их скромное заведение?» — сделать строгое лицо и как можно более серьезным тоном ответить:
— Жду связного.
Стольцев присоединился к капитану когда тот уже расправлялся со вторым по счету куском «Праги». По этому поводу настроение у следователя было превосходным.
— Тебе что-нибудь заказать? — спросил Лучко, показывая на изобилие сладкого в витрине.
Ограничившись кофе, Глеб пересказал капитану последние новости.
— Охренеть. Значит, мощи и раньше похищали? Говоришь, в Донском? — Лучко сделал пометку в блокноте. — Ладно, пробью по базе.
— Между прочим, как выяснилось, это вовсе не единичный случай.
— Так были еще?
Капитан снова потянулся за карандашом.
— Да, оказывается, во Владивостоке в свое время безвозвратно исчезли мощи святых Киприана и Иустиньи.
— А чем они знамениты?
— Древняя реликвия третьего века, хранилась на Кипре. Считается, что мощи Киприана оберегают от колдунов, ведуний и прочих… экстрасенсов.
— Значит, от экстрасенсов? Полезная, стало быть, вещь, — со значением поглядев на собеседника, заметил Лучко и, вспомнив о недоеденном торте, снова взялся за ложку.
А Глебу стало грустно. Он опять вспомнил Марину. Вот уж кому мощи кипрского святого сослужили бы хорошую службу.
— А что ты мне можешь сообщить про этих… э-э… — капитан сверился с записями, — великомучеников Никомидийских, а также Синайских и Раифских, чьи мощи вроде бы смешаны с красками, которыми написана Божья Матерь на украденном «Строгановском списке»?
— Это — уважаемые люди… — имитируя грузинский акцент, ответил Глеб, по обыкновению пряча печаль под маской дурашливости.
— Ну уж не более уважаемые, чем Божья Матерь?
— Ты имеешь в виду спрятанный в иконе фрагмент ризы или чего там еще?
— Ну да.
— Разумеется, фигура Богородицы куда значимее.
— Значит, и цена тоже?
— К чему ты клонишь?
— Смотри сам. Обе иконы написаны неизвестным автором, так? У воров, особенно в Третьяковке, был более чем богатый выбор, верно?
Стольцев кивнул.
— Но они снова украли не самую дорогую на первый взгляд вещь.
— Согласен. Странно.
— Напрашивается предположение: а не могли эти две иконы украсть ради реликвий?
— Но у нас ведь нет точных сведений о том, что кремлевская «Богородица» тоже была реликварием.
— Действительно. Но нет и уверенности в обратном.
Не поспоришь, согласился Глеб. Ведь в отличие от «Строгановского списка», кремлевскую икону никто и никогда до сих пор не «анатомировал» с той же тщательностью, с какой это сделал Лягин.
— Давай представим, что реликвия находилась только в одной из икон, — продолжал размышлять Лучко. — Похитители не были уверены, в какой из двух нужно искать. Поэтому на всякий случай подстраховались. Как тебе такая версия?
— Звучит логично.
— Помнишь, ты еще говорил, что этот твой профессор…
— Буре, — подсказал Глеб.
— Да, точно. Прямо как хоккеист. Так вот, профессор Буре, ты говоришь, предположил, что сам автор когда-то неспроста сделал иконы разноцветными. Возможно, чтобы не перепутать и точно знать, где именно спрятаны ценности. Но похитители-то не в курсе. Вот и украли оптом. Сразу две.
— Да, вполне возможно.
— Тогда о главном. У тебя есть хоть какое-то представление о стоимости подобной реликвии?
— Ты имеешь в виду деталь убранства Божьей Матери?
— Глеб, я тебя умоляю, какая еще на фиг «деталь убранства»? — передразнил Стольцева Лучко. — Оставь эти штучки для студентов. А со мной, пожалуйста, говори по-русски: кусок одежды. Это куда понятней.
— Как скажешь. Но на твой вопрос ответа у меня нет.
— Это почему же?
— Начнем с того, что нет прямых доказательств, указывающих на то, что Божья Матерь имеет ко всему этому хоть какое-то отношение.
— Но ты же сам говорил, что есть предание?
Капитан принялся перелистывать свой блокнот, пытаясь найти соответствующую запись. Глеб жестом остановил его:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энигматист [Дело о Божьей Матери]"
Книги похожие на "Энигматист [Дело о Божьей Матери]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Артур Крупенин - Энигматист [Дело о Божьей Матери]"
Отзывы читателей о книге "Энигматист [Дело о Божьей Матери]", комментарии и мнения людей о произведении.