Артур Крупенин - Энигматист [Дело о Божьей Матери]
![Артур Крупенин - Энигматист [Дело о Божьей Матери]](/uploads/posts/books/594971.jpg)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Энигматист [Дело о Божьей Матери]"
Описание и краткое содержание "Энигматист [Дело о Божьей Матери]" читать бесплатно онлайн.
Во второй книге, продолжающей серию детективов о Глебе Стольцеве, главному герою предстоит разгадать загадку, связанную с кражей из московских музеев двух очень похожих между собой икон. Кто и зачем похитил «Богородиц» работы неизвестного мастера? Какая тайна кроется за старинным изображением Божьей Матери и Младенца Иисуса? И, наконец, что может быть общего у римского императора, правившего более полутора тысяч лет назад, с иконами, присланными в дар русскому царю? Лишь найдя ответы на эти непростые вопросы, Стольцев и другие участники поисков смогут выйти на след пропавших святынь.
— Какие уж тут шутки.
Снова образовалась пауза. Глеб обдумывал услышанное, а Лягин опять погрузился в воспоминания.
— Так или иначе, — наконец сказал он, — мы нашли, что рельеф иконы составлен из двух частей: нижней, более древней, и верхней, где изображена Богородица. Как я уже говорил, воск — довольно капризный в смысле датирования материал. Я тогда носился с идеей прозондировать икону с помощью бура, но нам так и не позволили этого сделать. Боялись, что Церковь поднимет шум. Так что оставались только неразрушающие методы.
— А просветить чем-нибудь не пробовали?
— Пытались рентгеном, но, поскольку первичный слой тоже представлял собой мягкую воскомастику, это особых результатов не принесло. Получились какие-то размытые контуры, напоминавшие группу из нескольких фигур. Да у нас и аппаратуры стоящей не было, а современных технологий обработки изображения тогда и близко не существовало. Жаль. Нам бы в то время — да сегодняшние возможности…
Лягин опять замолчал. Глеб решил, что пожилой человек устал и хотел бы закруглиться.
— Спасибо. Все это крайне интересно.
Стольцев поднялся и уже собирался попрощаться.
— Подождите, это еще не все. Вам подлить чаю?
Как оказалось, хозяин вовсе не собирался так скоро отпускать гостя. Щедро плеснув свежезаваренного чая в безразмерные кружки, реставратор снова устроился на диване.
— А еще мы нашли кусок древней ткани… — Лягин явно получал удовольствие от рассказа и, кажется, хотел максимально его растянуть.
— Ткани?
— Да, между слоями воска был тщательно спрятан фрагмент ветхой материи. Вот здесь. — Он снова ткнул пальцем в репродукцию.
— Значит, ткань спрятали еще в момент создания иконы, а не потом?
— Очевидно да. Вообще-то эта икона издревле считалась реликварием. По преданию, там хранился кусок ризы Богоматери.
— А на ваш взгляд? Что там на самом деле могло быть спрятано?
— Трудно сказать. На ткани был смутно виден неясный силуэт и какие-то знаки. И что интересно, силуэт этот очень напоминал то изображение, что мы получили, когда просвечивали икону. В общем, мы в свое время долго ломали над этим головы. И так фотографировали, и сяк. Ничего не поняли.
— А где можно найти снимки?
— Должны быть в архивах. А один я, кстати, оставил себе.
— Можно взглянуть?
Порывшись в набитых бумагами ящиках письменного стола, Лягин извлек потертый желтый конверт.
— Вот, возьмите.
— Не жалко?
— Если я за тридцать лет так и не раскусил эту загадку, на чудо рассчитывать уже не приходится.
Глеб жадно впился глазами в старую фотографию. Реставратор оказался прав — разобрать детали не представлялось возможным. Но, несмотря на это, с первого взгляда становилось понятно, что расплывчатые очертания отнюдь не какое-то грязное пятно или случайная клякса. Нет, изображение, несомненно, было рукотворным.
Глава VII
Как только удалось разгрести все дела в управлении, Лучко снова отправился в Третьяковскую галерею, где у него была назначена очередная встреча с руководителем отдела реставрации древнерусской живописи.
Мария Ильинична, с заметными признаками недосыпа, порядком измученная печальными событиями последних дней, снова покорно проводила капитана туда, где вместо исчезнувшей «Богоматери» на стене осталось едва различимое пятно.
— Я здесь уже в третий раз, а все никак не могу запомнить дорогу.
— И не говорите, сотрудники сами иногда плутают.
— Тем не менее, судя по записям камер наблюдения, преступникам понадобилось всего четыре минуты, чтобы пройти весь этот запутанный коридор, украсть икону и вернуться в противоположный конец здания. Как им это удалось?
— Понятия не имею. А вы намекаете на то, что их мог провести кто-то из наших?
— Нет, камеры бы это зафиксировали. Но ясно одно — без тщательно подготовленной карты отсюда не выберешься.
— Карта? Но ее мог нарисовать кто угодно. Вовсе не обязательно сотрудник моего отдела.
— Возможно, вы и правы. Рано или поздно мы всё узнаем.
Поняв по бледному виду Марии Ильиничны, что последняя фраза прозвучала нечаянной угрозой в ее адрес, Лучко дал себе слово быть аккуратнее в выражениях.
— А как вы думаете, кто мог быть заказчиком?
Мария Ильинична нервно всплеснула руками:
— Но откуда ж мне знать?
— Да вы не волнуйтесь так. Я всего лишь в плане консультации. У нас есть предположение, что в этом деле могут быть замешаны коллекционеры.
— Вполне вероятно.
— А можете рассказать мне о самых известных собирателях?
— Это в первую очередь музеи.
— Думаю, музеи можно смело отбросить. Они вряд ли пошли бы на такое, краденую икону ведь не выставишь, не так ли?
Мария Ильинична кивнула. Лучко продолжил:
— Нет, я говорю о частных коллекциях.
— Собраний икон у нас в стране немало. Да и людей с деньгами тоже.
— Именно поэтому хочется понять, где можно раздобыть самый полный список интересующих меня лиц.
— О, это совсем несложно. Большинство российских коллекционеров, имеющих известные собрания, сейчас представлены в Музее личных коллекций.
— А это где?
Во взгляде Марии Ильиничны отразились недоумение и жалость одновременно.
— Это филиал Музея изящных искусств имени Пушкина. Волхонка, 10. И если вы поедете прямо сейчас, наверняка еще успеете приобрести каталог выставки. По нему и сориентируетесь.
Не в силах вынести Зинины вздохи, Аня решила не сидеть сложа руки. Как обычно устроившись на последнем ряду, подальше от глаз лектора, девушки принялись осторожно перешептываться.
— В принципе, двадцать лет разницы не такой уж и кошмар, — издалека начала Аня.
— Ты это о чем?
— А то ты не знаешь?
Зина пожала плечами. Аня еще ближе склонилась к ее уху:
— Я тут читала биографию Пифагора, так он тоже женился на своей студентке.
— Что значит тоже? Не говори глупостей. Можно подумать, на мне кто-то собирается жениться. Да я и сама не рвусь.
— Не перебивай и сосредоточься. — Аня укоризненно ткнула подругу в бок. — Так вот, женился Пифагор, между прочим, в шестьдесят. На очень даже молоденькой ученице по имени Феано, как сказано в энциклопедии, «покорившей сердце мудрого философа своей чистотой, безграничной преданностью и пламенной любовью».
— Если ты намекаешь на мои мифические симпатии к Стольцеву, то… ой!
Получив еще один предупредительный тычок в бок, Зина поняла, что сопротивление бесполезно.
— Я же твоя близкая подруга, — обиженно напомнила Аня.
Спорить с последним аргументом не было никакой возможности, и Зина ограничилась кивком.
— Значит, так. Есть предложение — перевести вопрос в практическую плоскость.
С этими словами Аня извлекла из сумки новенький, еще пахнущий упаковкой телефон. Она обожала всякие гаджеты и стараниями родителей могла позволить себе менять их с поразительной частотой.
— Посмотри, что я тебе нашла!
Потыкав в экран пальцами, Аня с торжествующим видом сунула телефон Зине под нос. Открывшаяся интернет-страница виртуального студенческого форума пестрела многочисленными сообщениями, оставленными посетителями. Заголовок темы форума гласил: «Роман с преподом».
От Лаврушинского до Волхонки было минут пятнадцать-двадцать ходьбы. С удовольствием подставив лицо долгожданному солнцу, Лучко бодро зашагал по набережной, лавируя в потоке держащихся за руки парочек. Создавалось ощущение, что чуть ли не половина влюбленных москвичей, отсидевшись в какой-то невидимой засаде, массово покинули свои укрытия, чтобы первыми поймать скоротечную погожую пору.
Добравшись до цели и предъявив на входе удостоверение, Лучко сразу же отправился за каталогом.
— Почем? — поинтересовался капитан у киоскерши, указывая на интересующее его издание.
— Две пятьсот.
— Две тысячи пятьсот рублей? Вот за эту брошюрку?
Выхода, однако, не было, и капитан, чертыхнувшись, полез за своими кровными, по ходу дела соображая, как бы впоследствии выбить эти деньги из бухгалтерии, да побыстрее.
Для начала он решил немного осмотреться. Последняя засевшая в памяти капитана встреча с иконами случилась еще лет двадцать назад, когда будущий следователь пацаном гостил в деревне у деда с бабкой. После того как бабка вынула из буфета бутылку с самогоном и подала ее гостям, обнаружилось, что вместо вожделенного первача та была заполнена обычной колодезной водой. Страшная в гневе бабка коршуном набросилась на потупившегося деда. Она сунула злосчастную бутылку ему под нос и грозно спросила:
— Поганец, это что?
— Никак чудо? — с трепетом в голосе предположил дед, истово крестясь и указывая прокуренным желтым пальцем на то, что суровый взгляд стоящего на полке Николая Угодника был нацелен точно на шкаф, где хранилась бутылка, подвергшаяся необъяснимой трансформации.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энигматист [Дело о Божьей Матери]"
Книги похожие на "Энигматист [Дело о Божьей Матери]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Артур Крупенин - Энигматист [Дело о Божьей Матери]"
Отзывы читателей о книге "Энигматист [Дело о Божьей Матери]", комментарии и мнения людей о произведении.