» » » » Израиль Будовский - О воспитании волевых качеств советского офицера


Авторские права

Израиль Будовский - О воспитании волевых качеств советского офицера

Здесь можно скачать бесплатно "Израиль Будовский - О воспитании волевых качеств советского офицера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Самосовершенствование, издательство Воениздат, год 1955. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Израиль Будовский - О воспитании волевых качеств советского офицера
Рейтинг:
Название:
О воспитании волевых качеств советского офицера
Издательство:
Воениздат
Год:
1955
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "О воспитании волевых качеств советского офицера"

Описание и краткое содержание "О воспитании волевых качеств советского офицера" читать бесплатно онлайн.



Автор задался ограниченной целью — изложить некоторые вопросы воспитания волевых качеств офицера в условиях его служебной деятельности. Далеко не все вопросы, составляющие содержание данной темы, затронуты автором. Только некоторые, наиболее характерные моменты и условия деятельности офицера рассмотрены с точки зрения сознательного использования их в целях воспитания волевых качеств. Если освещение небольшого круга вопросов, охваченных данной работой, поможет офицеру правильно ориентироваться в них, автор сочтет свою скромную задачу выполненной.






4. Самообладание

В любых условиях офицер должен уметь владеть собой, ему должно быть присуще то незаменимое для всякого военачальника качество, которое называется самообладанием.

Настоящая храбрость представляет собой способность к наиболее целесообразным действиям, чтобы лучше исполнить долг и чтобы труды и жертвы дали наибольший эффект. Это возможно при самообладании, когда при всяких условиях сохраняется ясность мысли.

«Вспоминается мне один случай под Сталинградом,— пишет полковник Демин в своих записках. — На небольшое подразделение, защищавшее рубеж, шли в атаку немецкие танки. Первую атаку подразделение отбило. Отбило оно и вторую атаку, хотя уже с трудом: потери в людях были велики. Но вот немцы пошли в третью атаку. Полтора десятка танков шли на измученных людей, на поредевшие ряды защитников рубежа. И люди дрогнули. Как всегда в таких случаях, какой-то одиночный крик страха, малодушия послужил сигналом к панике...

В этот момент бойцы увидели, что командир подразделения держит в руках фотоаппарат. Спокойно, как ни в чем не бывало, он навел видоискатель на еще далекие танки врага. Щелкнул затвор фотоаппарата, еще раз, еще раз... Пули свистели вокруг, рвались снаряды, но наш офицер видел как бы только свой аппарат, был занят только съемкой.

Спокойствие офицера, обыденность, неторопливость его жестов и движений столь контрастировали с теми чувствами, которые переживали бойцы, что они не могли не обратить на это внимания. Если офицер вел себя не только совершенно спокойно, но еще занимался фотосъемкой (а все знали, что он был страстный фотограф-любитель), значит в положении подразделения не было ничего страшного. Значит, офицер видел и знал нечто такое, чего не видели и не знали они, бойцы.

И бойцы приободрились. Секунда — и все они вновь пришли в себя. Атака была отбита.

Что же спасло в данном случае положение? Сила духа офицера, его самообладание... Я не рекомендую, конечно, каждому офицеру в трудный момент вылезать на бруствер и заниматься фотосъемкой. Но каждый офицер должен настолько владеть собой, чтобы в трудный момент найти то слово, тот жест, тот характер поведения,которые подействуют на его бойцов наиболее успокаивающе и воодушевляюще».

Данный офицер, повидимому, не был беспечным человеком, и он сделал все, что полагается после первой атаки и в ожидании последующих атак врага. Это давало ему основание быть спокойным. А пока танки врага недосягаемы для оружия его подразделения, он мог заниматься фотосъемкой, подчеркивая тем самым, что нет оснований особенно тревожиться.

Самообладание предполагает известную выдержку, зависящую от уменья подавлять в себе чувство страха. При отсутствии выдержки человек в минуту опасности или теряется, ничего не делая, или, наоборот, мечется, действуя нецелесообразно.

Каждое особенно сильное чувство проявляется во внешних выражениях, отражаясь в той или иной мере на работе различных органов человека. В частности, для чувства страха в его наиболее острой форме характерными являются дрожь, сухость во рту, хрипота, задержка дыхания, изменение цвета лица, понижение сердечной деятельности и т. п. Для человека, охваченного гневом, характерны энергичные движения и дыхание, повышенная сердечная деятельность и т. п.

Борьба с опасностью начинается с того, что человек устраняет хотя бы внешние признаки страха. Это уже большое достижение для офицера, свидетельствующее об известном самообладании. На первый взгляд кажется очень

Трудно произвольно устранить внешние выражения чувства страха. На самом деле это не так, потому что иногда элементарные действия, необходимые для борьбы с опасностью, как, например, распоряжение, команда и пр., уже придают человеку другие выражения, отличные от внешних выражений страха. Так, например, если в момент опасности произносить во весь голос команду (если обстановка позволяет), то это приведет к нормальному дыханию, к известному напряжению мускулатуры, которое устраняет дрожь и многое из того, что свойственно чувству страха.

Большое организующее значение имеет залповый огонь, хотя он менее действителен, чем одиночный меткий огонь. Во-первых, он действует на психологию противника, свидетельствуя о том, что его встречают организованным отпором. Во-вторых, при ведении залпового огня солдаты чувствуют свое единство, свою силу, что эта сила направляется целесообразно. На самом деле, стоит только представить себе, сколько команд и как громко должен их произносить командир отделения, взвода, какие согласованные действия требуются при этом от стрелков, чтобы понять, насколько залповый огонь успокаивает, а следовательно, организовывает как командира, так и солдат.

Такие действия, как команды, залповый огонь, необходимые распоряжения, диктуемые элементарными требованиями тактики, как бы развязывают активность офицера и солдата.

Такое же, а порой и большее значение имеют чувства, повышающие Жизнедеятельность. В бою, в котором состязаются две воли, сознание может возбудить такие чувства, как гнев, ненависть, что вполне естественно, потому что объект гнева — противник — налицо. Гнев или ненависть иногда просто заставляет забыть страх, полностью вытесняя его. Сознание возбуждает такое могучее чувство, как любовь к своей Родине, к народу, за жизнь и свободу которого идет борьба. Чувства, повышающие жизнедеятельность, противодействуют влиянию страха, растормаживая и возбуждая для деятельности соответствующие нервные центры. Поэтому вполне целесообразными оказывались часто приемы воздействия на подчиненных, возбуждающие их наибольший гнев против врага. Разумеется, сила вспыхнувшего гнева будет зависеть от политико-морального состояния воинов, от всей предшествующей работы по их политическому воспитанию.Самообладание предполагает определенную работу мысли, дающей возможность овладеть своими чувствами и диктующей тот или другой осознанный образ действии. Работа мысли помогает быстро преодолевать страх, потому что само состояние человека, размышляющего об опасности, вытесняет чувство страха, несовместимое с деятельной работой нервно-мозговых центров. К тому же, если борьба с опасностью ликвидирует страх, то эта борьба начинается прежде всего с работы мысли, без которой невозможно принятие разумных решений.

Целесообразность и действенность мер борьбы будут зависеть от опыта офицера, его находчивости, инициативы и активности.

Используя для воспитания офицеров факты их успешной борьбы с опасностью, необходимо всегда предупреждать от зазнайства, преуменьшения возможностей противника.

Без уверенности в своих силах, без сознания своего превосходства над врагом немыслимо и думать о победе над ним. Но презирать врага вовсе не значит, что можно в какой-то мере недооценивать его силы и возможности. Зазнайство, самоуспокоение только, расслабляют волю, так как человек не думает о предстоящих испытаниях, и как только он столкнется с чем-то новым, неизведанным, будет озадачен и обескуражен. Наоборот, настоящая уверенность в своих силах означает суровую требовательность к себе, чтобы быть готовым к еще большим испытаниям, к еще более грозным боям. Без такой готовности нельзя ставить себе более высоких целей, более сложных задач.

Глава X

О самовоспитании

1. Значение и задачи самовоспитания

Офицер, как и любой педагог, воспитывая своих подчиненных, должен прежде всего и постоянно воспитывать самого себя.

Идет ли речь о приобретении знаний в одной какой-то узкой области или об овладении каким-нибудь навыком, словом, какой бы незначительной ни была поставленная человеком цель самовоспитания, — одна ее постановка уже говорит о наличии известных волевых качеств. Разумеется, это справедливо тогда, когда поставленные человеком задачи самовоспитания не остаются только благими намерениями.

Собственно говоря, конечной целью воспитательной работы должно быть стремление офицера к самоусовершенствованию, его умение самостоятельно развиваться и двигаться вперед. Поэтому можно сказать, что как само стремлекие к самоусовершенствованию, так и успехи самовоспитания являются целиком или в значительной степени следствием правильно поставленной целеустремленной воспитательной работы.

Между процессом воспитания и самовоспитания ке может быть такой грани, чтобы начальник мог себе сказать, что до нее лежит область воспитания, являющегося его делом, а за ней — область самовоспитания, до которого ему дела нет. Он не может не интересоваться ростом офицера, чем бы этот рост ни был обусловлен — воспитательной работой начальника или же самостоятельной работой офицера над собой. В зависимости от индивидуальных особенностей офицера начальник наталкивает его на те или иные задачи самовоспитания иногда своей требовательностью, иногда высказанным пожеланием, а порой оказывая и непосредственную помощь. Разумеется, вопросы самовоспитания офицера часто носят сугубо личный характер, и начальник в своих отношениях к ним должен быть особенно тактичным. Но при всем этом он в значительной мере регулирует и процесс самовоспитания.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "О воспитании волевых качеств советского офицера"

Книги похожие на "О воспитании волевых качеств советского офицера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Израиль Будовский

Израиль Будовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Израиль Будовский - О воспитании волевых качеств советского офицера"

Отзывы читателей о книге "О воспитании волевых качеств советского офицера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.