Израиль Будовский - О воспитании волевых качеств советского офицера

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "О воспитании волевых качеств советского офицера"
Описание и краткое содержание "О воспитании волевых качеств советского офицера" читать бесплатно онлайн.
Автор задался ограниченной целью — изложить некоторые вопросы воспитания волевых качеств офицера в условиях его служебной деятельности. Далеко не все вопросы, составляющие содержание данной темы, затронуты автором. Только некоторые, наиболее характерные моменты и условия деятельности офицера рассмотрены с точки зрения сознательного использования их в целях воспитания волевых качеств. Если освещение небольшого круга вопросов, охваченных данной работой, поможет офицеру правильно ориентироваться в них, автор сочтет свою скромную задачу выполненной.
Активный, волевой офицер, стремясь к более полному и объективному изучению обстановки, всегда имеет в поле зрения и факторы морального характера. Он тщательно изучает материалы и факты о моральном состоянии солдат противника.
Как собирание сведений об обстановке, так и ее изучение производится непрерывно. В условиях современной войны объем сведений, необходимых для правильной оценки обстановки, как и само понятие о ней стали значительно шире. Например, радиолокация значительно усложнила вопросы маскировки; новое оружие выдвинуло целый ряд сложных проблем полевой фортификации, военно-санитарной службы; десантные операции, которые будут частым явлением, заставляют офицера больше интересоваться своим тылом, условиями возможной высадки десанта. Таким образом, даже простое увеличение количества вопросов, интересующих офицеров в современной войне, говорит о том, насколько расширено и усложнено теперь понятие о боевой обстановке.
Оценивая обстановку, офицер задается вопросом, что а в какой мере способствует достижению цели и что препятствует. Оценка обстановки предъявляет определенные требования к волевым качествам офицера, соответственно выявляя их наличие и закаляя его волю.
При оценке обстановки офицер, как требует этого устав, определяет, что в данный момент является главным и что — второстепенным. Например, во встречном бою главным является вопрос о кратчайших путях к выгодным рубежам, в захвате которых необходимо упредить противника. Между тем здесь имеют значение и связь с соседом, и противовоздушная оборона, и охрана флангов, и другие вопросы, требующие к себе большого внимания. И вот само концентрирование внимания на главном, соответствующее распределение его по обстоятельствам, в зависимости от их значения, требует собранности воли, больших усилий ее.
Исчерпывающих данных об обстановке в целом и о противнике, в частности, как правило, не бывает. В этом заключается основная трудность для офицера при оценке обстановки, и особенно когда он принимает решение. Преодоление этой трудности требует определенных усилий воли и обязательно еще при оценке обстановки.
Поскольку оценка обстановки не может быть безотносительной к задаче и к ее решению, постольку в ней уже сказываются те или иные качества воли офицера. Это особенно ярко сказывается в условиях быстротечного боя, когда оценка обстановки и принятие решения молниеносны и почти слиты во времени, что весьма характерно для действий авиации. Примером может служить следующий факт, имевший место во время Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза летчик Павел Михайлович Долга- рев, выручая на фронте группу наших штурмовиков, на которых напали двенадцать «мессершмиттов», направил своего ведомого сопровождать штурмовиков домой, а сам ввязался в бой с противником. После того как он сбил два «мессершмитта», а боекомплект у него кончился, часы ему показали, что он дрался уже десять минут, в течение которых штурмовики могли оказаться в достаточном удалении от истребителей врага. Тогда он отвернул машину и благополучно вернулся на свой аэродром. Вступая в бой против двенадцати истребителей врага, Долгарев шел на большой риск. Надо полагать, что такой воин никогда не действует прежде, чем не взвесит, что благоприятствует ему и что — противнику, то есть прежде, чем не оценит обстановку. Оказывается, что и в такой обстановке Долгарев усмотрел для себя какие-то шансы на успех. Возможно, что он делал ставку на свою дерзость, которая могла ошеломить противника, задерживая хоть на короткое время его ответную реакцию. Объективную возможность решить эту задачу мог увидеть только очень смелый человек, а человек с менее сильной волей этой возможности не увидел бы.
Отсюда следует, что оценка обстановки у разных офицеров может быть различной по степени объективности, приближения к действительности. Чем шире кругозор и богаче опыт офицера, чем сильнее его воля и больше его закалка, тем объективнее и полнее будет оценка обстановки.
Можно указать на следующие наиболее характерные недостатки в ориентировке и в оценке обстановки: медлительность, отставание от хода событий; неумение правильно связывать явления между собой и определять их отношения к данной задаче, их значение; неумение анализировать явления в их развитии, в динамике, чтобы уяснить возможный ход событий; неумение выделять главное в обстановке, сосредоточить на нем основное внимание. Все эти недочеты являются следствием недостатка военных знаний, опыта, результатом слабо развитой и мало закаленной воли.
На оценку обстановки нельзя смотреть, как на пассивный акт. Правильная оценка обстановки обусловлена не только соответствующими знаниями и кругозором, но и большой настойчивостью, с которой приходится добывать необходимые сведения, кропотливо подбирать факты, сопоставлять и изучать их. Поэтому на этот этап учения, с точки зрения воспитания волевых качеств, необходимо обращать серьезное внимание, как на фактор, воспитывающий терпеливость, упорство и настойчивость в стремлении добраться до самого существа каждого явления. Эти качества на данном этапе учения начальник может воспитывать целым рядом мероприятий. Если оценка обстановки произведена правильно, то необходимо офицера поощрить, что возбудит его энергию для следующего этапа — для решения задачи. Если же в оценке обстановки, произведенной офицером, имеются недочеты, то здесь возможен различный подход. Когда недочет столь грубый, что повлечет совершенно несуразное решение, необходимо сразу же устранить его. Иногда возможно давать образец оценки обстановки и выводов из нее. При менее грубом недочете можно поправить офицера рядом наводящих вопросов так, чтобы он все же более или менее самостоятельно пришел к правильным выводам. На тактических занятиях, в зависимости от их цели и индивидуальных особенностей офицера, можно иногда не исправлять его ошибки с тем, чтобы он, приняв решение и выполняя его, на практике убедился, к чему привела его ошибка в оценке обстановки. Необходимо, чтобы офицер убедился, что одной из самых важных предпосылок для смелого решения является глубокое изучение обстановки и объективная, правильная оценка ее.
3. Качество принятого решения: своевременность, твердость, смелость и обоснованность. Предвидение
В процессе оценки обстановки, в выводах, отвечающих на вопрос о том, что способствует и что препятствует достижению дели, офицер определяет границы между желательным и возможным. Принимая решение, офицер изыскивает способ превратить возможное в действительное.
Самый процесс принятия решения закаляет волю офицера, потому что решение ко многому обязывает, так как непосредственно за ним уже должны последовать конкретные действия.
Теоретически рассуждая, можно считать, что истинная, объективная оценка обстановки может быть только одна. Следовательно, и идеальное решение, соответствующее данной оценке обстановки, также может быть только одно. На самом же деле решение боевой тактической задачи не походит на решение математической задачи, так как оно может быть различным, в зависимости от волевых качеств командира. Требования, которым должно отвечать решение волевого командира, сводятся в основном к следующему: своевременность, твердость, смелость, обоснованность.
Своевременность в принятии решения офицером свидетельствует о его оперативности. Поэтому тренировка в своевременном и быстром принятии решения не в ущерб его качеству играет большую роль.
В самом процессе решения офицер должен строго учитывать время, которое необходимо предоставить подчиненным, чтобы они успели подготовиться к выполнению поставленных им задач. Поэтому второй натурой офицера должна стать привычка начинать всякое мероприятие с расчета времени, имея в виду прежде всего своевременность решения.
На своевременности принятия решения сказывается длительность борьбы мотивов, которую начальник или руководитель тактических занятий должен тщательно наблюдать и анализировать.
Борьба мотивов в боевой обстановке, как уже не раз отмечалось, усугубляется еще тем, что приходится иметь дело со многими неизвестными величинами. Разумеется, испытанный в боях офицер многие решения принимает без особо большой борьбы мотивов, поскольку ему их подсказывает богатый опыт. Менее опытный офицер должен взвешивать ряд возможных решений.
Бывает, решения принимаются без учета реальных факторов. Получаются предвзятые решения, которые ни к чему хорошему привести не могут. На таком решении лежит печать недомыслия, а борьба мотивов, которая ему предшествует, протекает легко, незаметно и заканчивается чрезвычайно быстро. Руководитель тактических занятий или начальник может в таком случае незаметно, как бы невзначай, обратить внимание офицера на те обстоятельства или факторы, значение которых он недооценивает. Если он это сделал убедительно, то может заметить, как офицер стал переживать настоящую борьбу мотивов. Следует заметить, что борьба мотивов проходит так же легко и быстро у человека, приверженного к шаблону.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "О воспитании волевых качеств советского офицера"
Книги похожие на "О воспитании волевых качеств советского офицера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Израиль Будовский - О воспитании волевых качеств советского офицера"
Отзывы читателей о книге "О воспитании волевых качеств советского офицера", комментарии и мнения людей о произведении.