Давид Малкин - Жизнеописание малых королей
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнеописание малых королей"
Описание и краткое содержание "Жизнеописание малых королей" читать бесплатно онлайн.
– Пойди к Хилькияу, первосвященнику, пусть он пересчитает все деньги, принесённые в Храм Господень, которые собрали у народа те, что стоят на страже у входа <...> и пусть передадут их в руки ведущим работы в доме Господнем. А те пусть раздадут {деньги} работникам <...> для ремонта повреждений: плотникам, строителям и каменщикам, а также на покупку леса и вырубных камней.
И вот результат нововведений: полное доверие рабочих:
И не вели с ними счёта деньгам, потому что они поступали честно.
Вдруг глашатаи объявили по всей стране: во время ремонта Храма нашлась ещё одна, Пятая, книга Торы. Когда её прочитали королю, он был так ошеломлён, что разорвал на себе одежды, а потом <...> послал король посланников, и собрались к нему все старейшины Иудеи. И взошёл король в Дом Господень, и все люди Иудеи, и все жители Иерусалима с ним – и священники, и пророки – весь народ от мала до велика. И прочитал он им вслух все слова Книги Завета, найденной в Доме Господнем. И встал король на возвышение, и заключил союз перед Господом, чтобы соблюдать Заповеди Его и свидетельства Его, и уставы Его всем сердцем и всею душою, чтобы исполнять слова Завета, написанные в этой Книге. И вступил в союз весь народ.
Энергично и смело король Иошияу начал объединять всех иврим вокруг Единого Бога, Иерусалима и Храма. И вот, будто свежий ветер прорвался в страну через Иудейские горы. Изменяются предсказания пророков: уже не беду и наказание, а спасение и возвращение пленников обещают они от имени Господа. Другими государственными работами занято теперь население: строительством крепостей, изготовлением оружия, подготовкой к борьбе против вассальной зависимости, разоряющей Иудею. Праздник Песах отмечался в Храме и в каждом доме, как великий праздник освобождения из-под ига огромного и злобного народа.
А тут ещё пришли добрые вести с севера: проклятая Ассирия смертельно ранена объединенными силами Мидии и Вавилона. Король Иошияу отправляет в Вавилон посольство и заключает с этим государством союз.
И вдруг – нашествие Египта!
Перед тем, как попрощаться с королём Иошияу, раскроем Вторую книгу "Рассказов тех дней" (канон "Ктувим" {"Писания"}):
И совершили сыны Исраэля <...> Песах, отмечали праздник семь дней. Не совершалось подобной Пасхи у иврим со дней Шмуэля-пророка, и никто из королей иврим не справлял так Песах, как Иошияу. И жрецы, и левиты, и вся Иудея, и израильтяне, там оказавшиеся, и сами жители Иерусалима – в восемнадцатый год правления Иошияу был отпразднован такой Песах.
Но после того как привёл в порядок Иошияу Дом Божий, направился Нехо, царь египетский, воевать в Каркемиш, что на Прате. И вышел навстречу ему Иошияу. Послал к нему Нехо послов, говоря: "Что тебе до меня, король Иудеи! Не против тебя сейчас иду я, а к месту моего сражения. И бог повелел мне спешить. Не противься же богу, который со мной, чтобы он не погубил тебя!"
Но не отвернул Иошияу от него лица своего, а чтобы сразиться с ним, переоделся. И не послушал он слов Нехо, а прибыл воевать в долину Мегидо. И выстрелили стрелки в короля Иошияу <...> И сказал король слугам своим: "Унесите меня – я ранен".
И вынесли его слуги его из колесницы, и посадили в другую повозку, и отвезли в Иерусалим. И умер он, и был похоронен в гробнице отцов своих. И вся Иудея, и Иерусалим оплакивали Иошияу. И пророк Ирмияу оплакал короля в песне скорбной[12], и поведали все певцы и певицы об Иошияу в скорбных песнях своих, известных до сего дня, и передали их потомкам – вот они, вписаны в Книгу скорбных песен.
А остальные дела Иошияу, и добродетели его записаны в Торе Господней. И деяния его, первые и последние, описаны в Книге королей Израиля и Иудеи.
От автора.
Странной и неожиданной бывает месть истории. Например, через письменность народа. В Египте жители не понимают иероглифы, прославляющие победу фараона Нехо в битве под Мегидо, а в Израиле дети читают про храброго короля Иошияу на древнем иврите. Я наблюдал в Иерусалимском музее, как школьники вслух разбирали надписи на черепках под стеклом и ликовали оттого, что текст совпадал с их учебниками.
*
Новелла Шестая
Изевель – королева Израиля (871 – 852 г.г. до н.э.) и
Аталия – королева Иудеи (842 – 836 г.г. до н.э.)
Случай женщины на престоле Ближнего Востока – большая редкость. В эпоху Первого Храма такое произошло только однажды[13]: в Иудее была помазана в королевы Аталия[14]. Что же до легендарной королевы Изевель (Иезавель в принятом написании), то официально она была только женой и матерью израильских правителей, а должности не занимала. Но так как её муж, король Ахав, а позднее сын, король Ехорам, заняты были войной и большую часть времени находились в военных станах, то всеми государственными делами в последние два десятилетия правления династии Омри руководила Изевель.
С неё мы и начнём "сравнительное жизнеописание" древнееврейских королев.
I. ИЗЕВЕЛЬ
Их величество – контрразведчица!
Казнь!
(А.Вознесенский "Мастера")
Не повторяйте дурного об Изевель. Из окружения грамматиков и поэтов, мореплавателей и учёных, из салона и храма привезли её в королевство горных пастухов, воинов и мрачных пророков, из вольной средиземноморской стихии Финикии в Израиль, в надел Единого Бога – непостижимого, строгого, пугающего.
Сведения об Изевель в летописях скудны, зато мифов в романах и в живописи напридумано за два с половиной тысячелетия, прошедших после её гибели,– изрядно. Кого только не сравнивали с Изевель – финикийской принцессой на израильском троне: и Екатерину II, и Марию-Терезу! Легенды приписывают Изевель властность, высокомерие, коварство, жестокость. Она стала синонимом женщины, без колебаний "идущей по трупам" к своей цели, хотя, если буквально,– это по её трупу проехал на колеснице узурпатор Еху сразу после военного путча.
Сегодня, читатель, я приглашаю тебя снять с полки "Пророков" и заглянуть в главный наш источник сведений о Малых королях и королевах.
При жизни короля Шломо дружба Иерусалима и Тира привела оба государства к процветанию. Цивилизация иврим, значительно отстававшая от финикийской (тирской), получила помощь в техническом развитии, вспомним совместные плаванья в страну Офир, сравним финикийскую и грубую местную посуду на стенде в иерусалимском музее, оценим архитектурные влияния во всех значительных зданиях Иерусалима, включая Храм и королевский дворец.
Эта пасторальная эпоха закончилась к концу жизни Шломо, во всяком случае, в наших летописях нет упоминаний о серьёзных контактах с Тиром, Цидоном, Библом или другими финикийскими городами-государствами с того времени, как империя распалась на два королевства: Израиль и Иудею (Иуду). Король Ехошафат попытался самостоятельно, без финикийских мореходов отправить флот в страну Офир, но корабли иврим позорно затонули, едва отойдя от берега.
И вот, король Омри решает возобновить такой полезный союз и скрепляет его женитьбой своего сына Ахава на Изевель, дочери Этваала, царя финикийского города Цидона.
До своего воцарения Этваал был главным жрецом храма Баала (Ваала), отсюда и происходит его имя. Как и во многих других языческих культах, финикийские боги были "узкими специалистами". Баал, например, "отвечал" за погоду. Вот справка из Энциклопедии ("Ваала культ"): "Основой культа Ваала была полная зависимость жизни в Кнаане от дождей, рассматривающихся, как щедрость Ваала".
В европейских странах цивилизация зарождалась по берегам рек, где и было основано большинство городов. Тем более это относится к Египту, имеющему единственную, хотя и великую реку. А вот в Кнаане всё определялось дождями: пойдут ли они во время или опоздают. Об этом неоднократно предупреждал иврим Моше (Моисей), когда уводил народ из Египта: забудьте про Нил! Вы переходите в землю, которая существует только "влагой небесной".
Иногда мне кажется, что судьбу Изевель в Эрец Исраэль можно прочитать, как метеорологическую сводку тех лет: сперва иврим радуются приезду финикийской принцессы и состоящих при ней жрецов бога Дождя, потом наступает затяжная засуха, и от Изевель требуют урезонить своего бога, походатайствовать перед ним о дожде в Израиле. А когда – уже при её сыне, невезучем короле Ехораме, – Изевель и её жрецы не смогли уговорить Баала оживить кнаанскую землю, обезумевший, голодный народ зверски расправился со всеми финикийцами, их храмами и алтарями на земле Израиля.
Древнегреческий историй Геродот, признавая благотворное влияние финикийской культуры на соседние народы (вспомним хотя бы алфавит и десятичную систему счисления), рассказывает об отвратительных картинах финикийского богослужения: принесение человеческих жертв, храмовой проституции, праздничных сексуальных оргиях и кровавом самобичевании жрецов во время религиозных церемоний.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнеописание малых королей"
Книги похожие на "Жизнеописание малых королей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Давид Малкин - Жизнеописание малых королей"
Отзывы читателей о книге "Жизнеописание малых королей", комментарии и мнения людей о произведении.