Давид Малкин - Жизнеописание малых королей
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнеописание малых королей"
Описание и краткое содержание "Жизнеописание малых королей" читать бесплатно онлайн.
"Брожение умов" достигло и ближайшего окружения короля. Всё громче звучат здесь голоса пророков, обещая скорый и страшный конец Израиля в наказание за грехи королевского семейства.
А Ехорама лечат от ран, полученных в Моавском походе. Ему докладывают о слухах и настроение народа, да он и сам чувствует, как над королевским домом собираются тучи, но не знает выхода. Судьба продолжает дразнить этого азартного игрока в войну. Вдруг из столицы старого врага, Дамаска, приходит весть о перевороте. Придворный Хазаэл задушил царя Бенхадада: взял он одеяло, погрузил в воду, положил на лицо его, и тот умер.
Какой момент! В Дамаске наверняка начнётся теперь смута: убит любимый в народе царь, смелый полководец и завоеватель. Вот случай взять реванш за поражение израильского войска в бою за Рамот, когда был убит король Ахав!
Ехорам спешит с войском к Рамоту, в Гилад, и снова уговаривает примкнуть к походу короля Иудеи.
И, конечно, опять Ехораму не повезло! Рамот он действительно взял, но после этого арамеи, всегда значительно превосходившие численно Израиль, подтянули из Дамаска войска, окружили Рамот и начали его осаду. В одном из боёв Ехорам был опять ранен, и его отвезли на лечение в зимнее королевское поместье неподалёку от столицы.
Девять лет правил в Шомроне Ехорам. За это время провёл он пять войн и все проиграл. На его правление пришлось три засухи: одна тяжёлая, длившаяся половину зимы, и ещё два года запаздывали дожди.
Ехорам был убит стрелой при военном перевороте своим злобным и честолюбивым командующим Еху, перебившим затем и всех потомков короля-неудачника.
Так в 842 г. до н.э. закончилось правление династии Омри – воинственных королей, сорок лет руководивших из своей столицы Шомрона Израильским королевством.
*
Крайняя скудность исторических данных об этой эпохе лишает нас возможности строить предположения о роковом происшествии, положившем конец кратковременной жизни Иошияу. Характер этого государя, имевшего столь заметное влияние на историю
человечества, остаётся для нас совершенно загадочным.
/Эрнест Ренан "История израильского народа", пер.с французского, СПб.1911г./
Через сто двадцать лет после убийства Ехорама королевство Израиль было разгромлено. В 724 г. до н.э. Шалманасар V, сын великого строителя Ассирийской империи Тиглатпаласара, после двухлетней осады захватил Шомрон, отчаянно оборонявшийся королём Хошеа. Израиль (подробнее об этом мы побеседуем в более поздних сюжетах) перестал существовать. Эта победа дорого обошлась Ассирии. Раскопки в Хацоре и в Шомроне, относящиеся к эпохе страшного нашествия, обнажили обгорелые остовы крепостей и среди руин – обломки мечей и чёрные маслянистые пятна на камнях сгоревших домов и целых селений.
Израиль исчез, на его место пригнали арамеев, потом – халдеев: такова была имперская политика Ассирии – перемещать, чтобы властвовать.
Народ иврим ещё продолжал государственное существование в королевстве Иудея, ставшем вассалом Ассирии.
Но настало время исполниться предсказанию пророков: "Ассирийская львица" наконец должна была околеть. Дикие и беспощадные орды кемерийцев и скифов, конные армии Мидии и халдейский Вавилон уже делили имперскую шкуру; вожди горных племён севера объединяли армии для набега на храмовые сокровищницы Ниневии, и все клялись в скором времени разорить и сжечь ненавистный город за кровь и унижения, которым десятилетиями подвергала их Ассирия.
Но пока ещё правитель Ассирии – "Любимец Богов" – продолжал разъезжать мимо сверкающих синих изразцов храма Ашшура в колеснице, запряжённой четвёркой побеждённых царей, а по улицам столицы, Ниневии, были расставлены клетки с провинившимися губернаторами провинций. Любимым развлечением солдат и городской черни бывало – сунуть в такую клетку пику и, покалывая губернаторскую шкуру, заставить опального вельможу петушиным пением веселить толпу.
Но и Любимец Богов был уже "приговорён и взвешен". В 614 г.пал Ашшур, в 612 г.– Ниневия. У ассирийского владыки остался один значительный город: Харран. Вавилон, вставший во главе коалиции стран-победительниц, закрепился во всём Двуречье и повёл наступление на окружённую в Харране вражескую армию.
Казалось, проклятой всеми Ассирии пришёл конец.
Но...
Именно в это время главный соперник империй Двуречья – Египет – решил, что Ассирия достаточно ослаблена и пора вмешаться в делёж её богатств, пока появившийся на военной тропе Плодородной Радуги новый хищник, Вавилон, один не проглотил ассирийское наследство. Фараон Нехо внезапным маршем на север повёл войска на помощь осажденной в Харране ассирийской армии. Вдоль средиземноморского берега опять день и ночь гремели повозки обоза и скрипел песок под солдатскими сандалиями. По пути, как было заведено, разорялись филистимские и финикийские города, грабились селения иврим и кнаанеев, вытаптывались поля ячменя, а египетские командиры ударами палок и обещаниями добычи поторапливали свои колонны, направляя их к верховьям Евфрата – туда, где последний из ассирийских царей, Ашшурубалит, ещё огрызался на атаки вавилонских полководцев.
И как раз именно в 609 г., о котором пойдёт речь, королевство Иудея, не предугадав такого поворота в политике Египта, заключило с Вавилоном договор о союзе и совместных военных действиях против ненавистной Ассирии.
Фараону Нехо докладывали о союзническом договоре Иудеи с Вавилоном, но Владыка Нила только смеялся над такими глупостями. На обратном пути он примет ото всех кнаанских правителей присягу на верность и с ней великую дань, а сейчас – скорее вперёд: близ Харрана, в поле под Каркемишем, Владыка Нила намерился дать бой вавилонской армии Набопаласара.
Хруп, хруп – скрипят подмётки из бегемотовой кожи; стук, стук – древки копий о дорогу. Вот уже и Мегидо. И тут идущие впереди вóйска разведчики обнаружили, что в долине египтян поджидает крохотная иудейская армия во главе со своим королём. Она вышла из Иерусалима наперерез войску фараона и уже выстроилась в боевой порядок для атаки на Непобедимого Сына Ра.
Раздражённый задержкой Нехо всё же велел передать туземному королю, что не намерен причинять ему зла, что явился вовсе не для войны с иудеями. Фараон даже предложил тому безумцу посмотреть, как занимают долину египетские войска: белокожие, краснокожие, чёрные, как парят над ними полотна тысяч вымпелов и знамён, сверкают острые бронзовые наконечники на длинных копьях, храпят боевые кони, готовые растоптать врага, а повозки с обозом растянулись до самого Ашкелона. На что рассчитывают эти иудеи?!
– Нет,– покачал головой упрямый туземец.– Иерусалим-союзник Вавилона, поэтому я не пропущу тебя через мою страну.
Он выпрямился в боевой колеснице и поднял копьё. Это был сигнал к атаке. Иудейская армия устремилась на врага.
Бой был короткий и жестокий, пленных не брали. Король погиб в самом начале сражения. Фараон быстрым маршем повёл армию дальше на север, пообещав иудеям на обратном пути наказать их за дерзость.
Дон Кихотом Кнаанским оказался шестнадцатый король Иудеи Иошияу бен-Амон. По созданным историками стереотипам, иудейский "царёк" должен бы заниматься "коварными интригами при дворах великих держав Востока", то есть в данной ситуации, присоединиться к государствам - "шакалам", чтобы отхватить для Иудеи кусочек шкуры ассирийской "львицы". Но Иошияу ведёт себя как человек чести – может, поэтому о нём умалчивают исторические сочинения.
Что же мы знаем о нём из хроник Танаха?
Восемь лет было Иошияу, когда он стал королём, и тридцать один год правил он в Иерусалиме. А имя матери его Едида, она – дочь Адая из Бацеката. И делал он то, что праведно в очах Господних, и во всём шёл путём короля Давида, не уклонялся ни вправо, ни влево.
Он получил трон после того, как его отец был зарезан телохранителями, а потом те были перебиты людьми, сохранившими верность Дому Давидову.
В течение восемнадцати лет Иошияу никак не проявлял себя в качестве короля Иудеи. Он прислушивался к советам окружавших его придворных: писца Шафана, первосвященника Хилькияу, пророчицы Хулды; размышлял над злосчастной судьбой Израиля, столетием раньше уничтоженного Ассирией. Потом, так же храбро, как позднее в бой с армией фараона, король Иошияу ринулся в реформы.
Целью его стало обновление иудейской жизни – он решил изменить настроение народа, фатально ожидающего, когда страну постигнет судьба Израиля. Иошияу начинает с Храма. Он прогоняет чиновников, собиравших с прихожан средства на жертвоприношения, ремонт здания и праздничные церемонии, а затем бессовестно присваивавших их. Король вызвал к себе верного человека, писца Шафана бен-Ацальяу, и велел ему:
– Пойди к Хилькияу, первосвященнику, пусть он пересчитает все деньги, принесённые в Храм Господень, которые собрали у народа те, что стоят на страже у входа <...> и пусть передадут их в руки ведущим работы в доме Господнем. А те пусть раздадут {деньги} работникам <...> для ремонта повреждений: плотникам, строителям и каменщикам, а также на покупку леса и вырубных камней.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнеописание малых королей"
Книги похожие на "Жизнеописание малых королей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Давид Малкин - Жизнеописание малых королей"
Отзывы читателей о книге "Жизнеописание малых королей", комментарии и мнения людей о произведении.