В. Бирюк - Стрелка
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стрелка"
Описание и краткое содержание "Стрелка" читать бесплатно онлайн.
Ныне в тамошней церкви — запустение. Анна Комнина, умершая 12 лет назад, описывает современную ей пустоту храма во Влахернах:
«в пятницу после заката покров над Влахернской иконой медленно приподнимался, открывая лик Богоматери, а сутки спустя необъяснимым образом опускался вновь».
Покров Богородицы не защитил ни византийцев, оставивших икону в небрежении — от турок, ни русских, ставивших церкви Покрова и рисовавших иконы — от татар. Прав был Кромвель: «Надеяться на бога, но порох держать сухим». Уповать на чудеса в деле обеспечения государственной безопасности… «Убогие — у бога». А не на земле.
* * *В войске были уверены, что уж здесь-то нам дадут отдохнуть. Но увы: Боголюбский с дружиной, иконой, сыном, братом и владимирским городским полком уже ушёл вниз по Клязьме. Оставив послание ругательного содержания:
«Аще хто отстанет, тот мне, государю, и вере православной — враг еси. Тако и взыщу…».
Лазарь, присутствовавший на совете, где было оглашено послание, с едва скрываемым злорадством живописал, как после этих слов «спал с лица» наш Володша.
И понеслось… Три дня регаты… До устья Клязьмы — 270 км. Вгрёбываем. «Убиваемся».
«От зари до зари,
От темна до темна…
Лишь одни матюки,
Только гребля одна».
А по правой стороне у нас Мещера.
«Весной, во время вскрытия рек, болота заливаются водой и становятся совершенно непроходимыми. Болотные испарения, обилие мошек, комаров и слепней — характерны для Мещёры».
Мы идём по северной границе этого края. Но нам хватает. Чтобы всю ночь бить… вот это обилие. На своей шее.
* * *Самое время поразмыслить. Над историей и географией, психологией и политикой.
Боголюбский собирает отряды со всех своих земель. И не только — в бой пойдут ещё рязанские и муромские дружины.
Муромский князь тянет в поход не только дружину и боярское ополчение, но и городской полк. Отомстить за разорение восьмидесятилетней давности: булгары в 1088 г. неожиданно захватывали Муром. Правда, им очень скоро пришлось покинуть город.
Почему они вдруг решили тогда посягнуть на то, что им, казалось бы, не принадлежало? А оно точно не принадлежало?
Город имел важное стратегическое значение в их торговой деятельности, племена мурома длительное время входили в зону булгарского влияния.
Татищев точно отметил психологическую особенность булгар: «…по истории руской нахожу, что болгоры хотя некогда с рускими воевались, однако ж видно, что не много о том прилежали и не искали чужаго преобрести, но свое паче засчисчать старались…».
Воевать болгары умеют. По вооружению дружин — не уступают русским, а кое в чём — превосходят. Булгарское оружие успешно торгуется на Самаркандском рынке, где конкуренция весьма высока. По выучке русский и булгарский дружинники — примерно одинаковы. А вот ополчения… У булгар продолжают собирать общенародные ополчения. Так что навыки у них получше, чем у наших смердов.
Их и дружина, и ополчение лучше наших в коннице. Булгары — изначально тюркский кочевой народ. У них и умения сохранились, и кони лучше. «Лествицы» у них нет, феодальная раздробленность слабо выражена — вся страна «под одной шапкой». Военное превосходство Великого Булгара над Русью существовало изначально и было ярко продемонстрировано в конце.
31 мая 1223 года в битве на Калке русские и половецкие отряды были вдребезги наголову монгольским корпусом Джебе и Субудая. Из русских уцелела лишь десятая часть. Потери монгол оцениваются не более десятой части.
Тот же победоносный корпус был разгромлен в Самарской луке булгарами. Вдребезги. Уцелело 4 тысячи монгол, примерно, четверть личного состава.
Сравнение этих битв позволяет говорить о военном превосходстве Великого Булгара. Что подтверждается и русскими летописями: в них нет описаний разгрома вторгшихся на Русь булгарских армий.
Их походы больше похожи на акты устрашения и совершались, скорее, с целью защиты своих интересов. Прийти и попугать — вот их главная задача. Время на осаду они никогда не тратили. Если не удавалось взять город «с налета», пограбив окрестности, вскоре уходили.
Почему? Почему не было попыток захватить, оккупировать, аннексировать…? — Ответ прост: потому что Мордва.
Топать через это огромное лесное пространство… Конница — главная ударная сила средневековых армий вообще, и Великого Булгара — в частности, там бесполезна. Поэтому воевать через Мордву не ходят. Русь и Булгар «связаны одной цепью» — Волгой.
Как говаривал атаман Ангел в «Адъютанте его превосходительства»:
– Белые, красные… Вы там бьёте друг друга по железным дорогам. А тут, на земле, власть — я.
Русские и булгары бьются по этой «дороге» — Волге. Не пытаясь закрепиться. Потому что тогда надо не кусочек бережка ухватить, а идти вширь, на «землю». Выбивая местных «ангелов».
При таких ограничениях из тактических решений реализуемы только «лодейные походы». Основное преимущество булгар — конница — неприменима.
На Волге установилось такое… неустойчивое равновесие. Прерываемое спорадическими вспышками «удали».
И тут такая странная история с Бряхимовом… И со стороны булгар — пришли и город поставили. И со стороны русских — привыкшие к набегам, но не к оккупации со стороны дальних соседей, русские, почему-то, не «сховались по лесам», не стали ожидать пока «поганые сами издохнут», а собрали обще-Залесское ополчение.
Учитывая, что князья Муромские и Рязанские — на одном поле и рядом не сядут… что могло заставить?
Не «что» — «кто». Боголюбский.
Что послужило для Андрея Юрьевича Боголюбского причиной организации грандиозной военной кампании 1164 года? То, что она являлась грандиозным событием — несомненно. Кроме ратей в поход пошла реликвия — знаменитая икона Божьей Материи, украденная Боголюбским из Вышгорода. Это сразу подчеркивает идеологический, «вселенский» характер самого события.
Вокруг меня — уже тысяча молодых парней. Присоединились отряды из Ростова, из других мест. Впереди, с князем Андреем — ещё больше. За что они пойдут в бой? За что — убивать и умирать?
«В чём сила, брат? — Сила в правде».
Вот Боголюбский и тщится доказать миру, что «правда» — у него. Обращая утверждение: раз сила — в правде, раз я — пересилил, то и правда — моя.
Вполне по Жванецкому: «Добpо всегда побеждает зло, значит, кто победил, тот и добрый».
Задёрганному, осмеиваемому, несправедливо отодвигаемому, подозрительному, озлобленному, энергичному, умному и безудержно храброму князю Андрею — просто необходимо уверовать.
В Высшую Справедливость. Которая судит не по показаниям послухов и видаков, а «по правде»: по чистоте помыслов и устремлений.
В Высшую Силу. Которая защитит его от великого множества внешних и внутренних врагов. «И от львов рыкающих, и от гадов шипящих».
Для того он и украл древнюю икону из женского монастыря в Вышгороде, для того и вбил в ту доску 40 фунтов золота. Сыскать благоволение Заступницы, «защиту и оборону».
«Бешеный Федя» громит язычников под Ростовом. А «Бешеный Китай» — повсеместно. И не только язычников. Летописи специально отмечают, что Боголюбский призывал к себе дальних купцов-гостей из мусульман или иудеев, и убеждал их в правоте христианского вероучения до тех пор, пока они не принимали крещения. Он, князь, светский владыка — лично занимался прозелитизмом. Среди попавших под «любовь к богу» Боголюбского были и булгарские купцы. Мог ли эмир Великого Булгара, «самое северное из знамён пророка» — стерпеть это?
Строя города и храмы, поднимая Русь Залесскую, Боголюбский одновременно поднимал в себе и осознание, уверенность в своей богоизбранности. Не — «богопомазанности» — на Руси такого нет. А вот — «избранный богом», «возлюбленный богом» — встречаются.
Именно об этом и идёт война: есть у Боголюбского сила, которая от «правды», или нет? Поможет ему та доска деревянная, золотом оббитая? Дарует ли ему победу?
Мы, воинство, во всём этом чудотворно-столярном диспуте… так, «щепки». «Лес рубят — щепки летят».
Можно найти множество других резонов для этой войны: торговые преференции, свобода судовождения, потенциальные угрозы данникам… Или вот:
«Полуполовец Андрей Юрьевич, внук Владимира Мономаха и половецкого хана Аепы Осеневича, отравленного булгарами во время подписания договора в 1117 г., имел неувядающую неприязнь к булгарам».
Это — для вульгарных марксистов, которые пытаются в каждом событии найти проявление классовых интересов. Для материалистов-психиатров: дедушку убили — комплексы у ребёнка — стремление отомстить.
Если Боголюбский начнёт мстить всем, кто его обижал, или тем, про кого он так думает, или тем, кто с обидчиками его бывал в дружбе… на Руси вятших вовсе не останется.
Боголюбский не пойдёт торгашам пути прокладывать. И мстить ему ненадобно. Идёт главный тест его мироощущения: или он — богоизбранный, или — нет. Вопрос жизни и смерти. Потому что, если Богородица ему не благоволит, то всякая деятельность, вообще — сама жизнь его — бессмысленна.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стрелка"
Книги похожие на "Стрелка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Бирюк - Стрелка"
Отзывы читателей о книге "Стрелка", комментарии и мнения людей о произведении.