Прот. Глеб Каледа - Домашняя церковь
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Домашняя церковь"
Описание и краткое содержание "Домашняя церковь" читать бесплатно онлайн.
«Домашняя Церковь» отца Глеба Каледы — практическая книга о православной семье и воспитании детей. Написана из практического опыта автора. В начале 80-х гг., будучи окруженным взрослыми и взрослеющими детьми и другой молодежью, о. Глеб Каледа решил создать для нее напутствие в семейную жизнь. Так возник первый вариант книги «Домашняя церковь». Она долго ходила в самиздате (под псевдонимом Г. А. Покоев), причем в разных вариантах, потому что автор непрестанно дополнял и перерабатывал текст. Этим отец Глеб Каледа занимался и буквально до последних дней жизни: в 1994 г. им был начат цикл лекций для молодых христиан о семейной жизни, в котором он, с одной стороны, использовал материалы книги, с другой — вносил ряд дополнений в ее текст.
Каледа в своей книге «Домашняя Церковь» разбирает вопросы: семья как школа любви, семья и благодать Духа святого, Брак и Евхаристия, молитва супругов, религиозное воспитание, воспитание любви и милосердия, трудовое воспитание, образование, наука и искусство, христианский быт (от церковных праздников до телевизора), домашнее богослужение, секс, брак и современное общество.
Наряду с систематическими занятиями очень важны непроизвольные случайные беседы по вопросам религии, окружающей и внутрисемейной жизни, о новостях науки и искусства. Поводом для них могут быть прочитанные книги, публикации в газетах и журналах, занятия в школе, попытки антихристианского использования отдельных научных и исторических фактов.
Беседуя об истории, подбирая книги для детей, следует обращать их внимание на деятельность святых героев – борцов за правду и истину, за благо людей. Показать, хотя бы отдельными высказываниями и намеками, связь морального состояния народов с их исторической судьбой.
Надо спокойно и объективно развенчивать деятелей типа Наполеона и других; этим сейчас успешно занимается светская литература. Надо самим знакомиться и знакомить детей с житиями святых и историей Церкви.
Естественно, что при современной дифференциации науки родители не смогут ответить на все вопросы детей. Важны общие принципы подхода родителей к проблемам образования, науки и религии. Для получения более конкретных ответов можно предлагать детям подходящую литературу, приглашать в дом интересных людей, могущих дать детям интересующие их пояснения по отдельным научным и богословским вопросам.
В науку следует идти лишь тем, кто имеет к этому способности и призвание. Путь этот может дать большое духовное удовлетворение, но следует помнить, что он может оказаться и небезопасным для внутренней жизни, – вопрос в том, как по нему идти.
Наука захватывает, увлекает человека, легко превращается в кумир, в идола. Ученый нередко становится ее жрецом; впрочем, сейчас преобладают дельцы от науки, а не служители. Христианин же не может быть ни жрецом, ни дельцом от науки.
«Я, Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2–3; Втор.5:6–7), «Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор.6:12).
Христианин не должен быть рабом какой-либо вещи, какого-либо земного дела, хотя увлеченность и не возбраняется.
Изучение Природы – творения Божия должно быть подобно молитве (восторг и благоговение) и чтению Священного Писания (познание законов творения и творчества). Естествознание раскрывает нам чарующую многокрасочность содержания 1-й главы книги Бытия и служит пояснением многих других мест библейских книг.
«Испытание натуры, – писал М. В. Ломоносов, – должно вести к той же цели, что и религия», ибо «натура есть некоторое Евангелие, благовествующее немолчно Творческую силу, Премудрость и Величество. Не токмо небеса, но и недра Земли поведают славу Божию».
Вот к такому ломоносовскому отношению к природе, к науке и научным исследованиям следует приучать детей и подростков.
Бродя по лесу, сплавляясь в лодке сквозь тайгу, находясь на ослепительных горных вершинах хочется петь: «Хвалите имя Господне». Красота бытия во всех ее проявлениях – от Космоса при созерцании ночного неба до мельчайших существ при рассмотрении раковинок радиолярий и диатомей в оптическом или электронном микроскопах – встает перед нами при изучении природы.
А. Эйнштейн говорил о путях познания великой книги Природы, что «чем больше мы читаем, тем более полно и высоко оцениваем совершенную конструкцию книги, хотя полная разгадка ее кажется все удаляющейся от того, как мы продвигаемся вперед»73.
Малые знания и утилитарный подход к науке не дают веры. Она может рождаться при обозрении крупных проблем, когда исследователь чувствует место своего вопроса в общем комплексе человеческого познания. Сщмч. Ириней Лионский писал: «Как бы ни были разнообразны и многочисленны сотворенные вещи, они находятся в стройной связи и согласии со всем мирозданием, но, рассматриваемые каждая в отдельности, они взаимопротивоположны и не согласны». В его воззрениях можно при желании увидеть элементы современного системного анализа.
Ученому надо найти гармоническое сочетание между научной работой, деятельностью – и молитвой. Повторяем еще раз: изучение природы должно стать подобным молитве, подобным чтению Священного Писания.
Свою книгу о. Иоганн Кеплер закончил молитвой. В ней он благодарил Создателя за радость познания Премудрости Божией в красоте Его творений, о чем он смиренно пытался поведать людям в своих трудах, и просил простить его, если он что-либо написал не во славу Божию, а по своему тщеславию.
Опасности на научном пути – тщеславие и честолюбие. Встав на этот путь, надо работать, совершать большие и маленькие открытия, делать доклады, писать статьи, книги и т.д. – все это может быть поводом для развития тщеславия, честолюбия, а их не должно быть у христиан. И не идти им в науку нельзя: необходима ее христианизация, использование ее данных на благо Церкви и проповеди слова Божия, христианского мировоззрения, для помощи человечеству.
Нужно понимать, что каждый в отдельности – лишь работник на научной ниве, что он растет и трудится благодаря знаниям и навыкам, вложенным в него учителями, трудится, имея помощников и соратников. За каждый свой успех – удачный доклад, лекцию, интересную статью или опубликованную книгу – нужно благодарить Господа. «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу».
«Тот, кто гордится искусством в чтении, памятью или другими высшими способностями, без труда нами получаемыми, тот никогда высших (духовных) даров не получит, ибо неверный в малом и в большом неверен будет», – учил один древний подвижник. В первые и средние века часто не подписывали своих работ: авторам нужен был результат – распространение идей, а не собственное имя, а теперь гонятся за множеством публикаций, что создает огромный объем псевдонаучной макулатуры.
Нельзя зарывать свои научные способности во имя ложного смирения. Их нужно преумножать, как этому учит евангельская притча о талантах. Родители должны помогать развитию способностей ребенка и воспитывать в нем скромность. До поры до времени он не должен сознавать свои способности; способного ребенка не следует освобождать от домашних обязанностей, от дел любви, в противном случае из него вырастет эгоист, верящий в свою исключительность. Очень трудно иметь в научной среде дело с бывшими вундеркиндами, которые затем оказались бесплодными научными сотрудниками. Родители часто по своему тщеславию малые способности своих детей принимают за великие, осложняя тем самым будущую жизнь своих чад.
Часть 3
Искусство обладает значительно большей силой индивидуального воздействия на психику человека, и тем более ребенка и подростка, чем наука с ее абстрагированными формулами. Большинство людей, особенно дети, воспринимает мир прежде всего в виде образов окружающей жизни и природы. Эти живые образы заставляют думать, чувствовать красоту мира, радость и горе других людей.
Основной формой проповеди Иисуса Христа были притчи – короткие рассказы. В своих беседах с народом Он использовал поэтические образы и сравнения. Притчи легко запоминаются. Читая Евангелие, мы обнаруживаем все новые и новые грани их глубокого содержания. По притчам мы оцениваем себя и свои поступки. Раскрытием их смысла на всех языках мира почти две тысячи лет занимаются проповедники. Христос учил на примерах, понятных Его слушателям.
Большое воспитующее значение имеют рассказы и предания о жизни святых подвижников и мучеников. В этих повествованиях нередко разрешаются многие антиномии христианского вероучения, жизни и нравственности.
Живые жизни, обобщаясь и преломляясь в сознании, превращаются в синтетические, художественные образы, порождают фантазию, а ассимилируясь, – идеи научных гипотез и теорий, или, отходя от реальной жизни – фантастику.
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши, – писал К. Д. Ушинский, – не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя».
Искусство воздействует прежде всего на чувства, воспитывает их, трансформирует их в том или другом направлении.
Соприкасаясь с искусством и вводя его в дом, приучая к нему детей, необходимо осознавать, что оно очень разнообразно по своей моральной, духовной сущности и эстетическому совершенству. И у ада есть свой соблазнительный цветок и свое обманчивое сияние. Грех не был бы так пленителен, если бы он не одевался порою красочными покрывалами эстетизма и ложной любви, утонченной чувственности и обманчивых идей.
Эти покрывала сотканы из не всегда видимых сетей и яркие краски на них быстро линяют, оставляя на уловленных жертвах безобразные пятна. В эти сети попадали и отдельные личности, и целые народы. Что скрывалось под лозунгами социальной и сексуальной свободы, равенства и братства, за их победными маршами – все это мы, люди среднего и пожилого возраста, хорошо знаем и на опыте личной жизни, и на историческом опыте многих народов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Домашняя церковь"
Книги похожие на "Домашняя церковь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Прот. Глеб Каледа - Домашняя церковь"
Отзывы читателей о книге "Домашняя церковь", комментарии и мнения людей о произведении.