» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






4 2 Царств 9, 10.

35

2*

выделялись из среды жилищ остальной менее состоятельной

части населения5.

Но если еще в начале царской эпохи, в царствование Саула и

отчасти Давида, следы первобытного общественного равенства

ие исчезли окончательно, если вместе с этим и в образе жизни в

это время наблюдалась еще первобытная простота6, то, с другой

стороны, уже при первых царях встречаются и первые симптомы начинающегося разложения этих древних отношений. Из

общей народной массы начинают выделяться и играть все более

заметную роль в общественно-политической жизни главы родов -

«старейшины», то есть, другими словами, представители племенной и родовой аристократии7. Они, эти старейшины, «составляют собрания во всех важных случаях, предводительствуют народом на войне, являются его судьями» и т.д.8

Родовой же аристократии, по-видимому, принадлежала исключительная роль при избрании новых царей Саула9 и Давида10. Именно переход на сторону Давида родовой аристократии решил в его пользу соперничество, возникшее между ним

и Избаалом по смерти Саула11. Наконец, и Давид незадолго до

своей смерти, назначая своим преемником Соломона, точно так

же счел необходимым прежде всего спросить согласия на это у

собрания представителей аристократических родов12.

Аристократическое тщеславие и гордость своим происхождением, выражающаяся прежде всего в пристрастии к составлению генеалогических таблиц и являющаяся одним из пока5 Ср. Stade. Band I. S. 374 f.

6 Ср. Буль. С. 13.

7 Ср. Буль. С. 32: «упоминаемые в Ветхом Завете “старейшины”

или “вельможи” суть главы и представители знатных родов, вроде

шейхов арабов».

8 Буль, там же. Ср.: Исход 18, 25-26; Второзаконие 1, 15 и след.; Судей 11, 5-8 и др. См. также родословную князей племен, помещенную в начальных девяти главах 1-й книги Паралипоменон. Leesemann.

Die Acltesten im Alten Testament.

91 Царств 8, 4-5: «И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья

твои ие ходят путями твоими; итак поставь над нами царя, чтобы он

судил нас, как у прочих народов».

10 2 Царств 5, 3: «И пришли все старейшины Израиля к царю в

Хеврон, и заключил с ними царь Давид завет в Хевроне перед Господом, и помазали Давида в цари над всем Израилем».

111 Паралипоменон 12, 1 и след.; 13, 1.

121 Паралипоменон 28, 1-5; 29, 22.

36

зателей растущего значения аристократии, точно также восходит, по-видимому, к этому времени13 и находится в непосредственной связи с той ролью, какую начали играть старейшины аристократических родов уже при Сауле и Давиде.

Рядом с родовой и племенной аристократией, происхождение

и значение которой восходят еще к предшествовавшей эпохе, в

царскую эпоху начинает усиливаться влияние и значение аристократии собственно придворной, в значительной мере, впрочем, тождественной с родовой аристократией и составляющей в сущности лишь часть ее. Царская власть, говорит Буль, «долго ие

имела столь большого влияния, как можно было ожидать. Царь

довольствовался собираиием податей и правом объявления войны, оставляя старое аристократическое устройство неприкосновенным. Разделение на округа с особыми начальниками при Соломоне… не отмечало новой степени социальной организации.

Естественно, царские чиновники принадлежали к главам родов, но они составляли лишь небольшую часть их, а прочие сохраняли

свое влиятельное положение в силу древнего порядка»14.

Но если родовая и придворная аристократия и по самому

своему происхождению были родственны между собой, то с

течением времени та и другая окончательно сливаются в единую феодальную аристократию, образуя ядро землевладельческой знати, играющей такую видную и выдающуюся роль

как в экономической, так и общественно-политической жизни

времени царств и пророков. Зародыши феодальных отношений, выражающиеся, с одной стороны, в существовании уже в

то время земельных пожалований и, с другой, в иерархическом

порядке вассальной зависимости, мы встречаем еще в царствование Соломона и даже Давида15. Уже при первых царях земле13 См., в особенности, первые девять глав, также главы 23 и 24 1-й

книги Паралипоменон; Jos. Flavius. Antiquit. С. 8. Ср.: Bloch. Die Qucllen des Flavius Josephus in seiner Archaologic. Leipzig, 1879. S.

147 f.; Zipfer. Des Flavius Josephus Werk iiber das hohe Alter des Judischen Volkes. S. 32 f.

и Булъ. С. 33.

ь 1 Царств 8, 14 и след.; 2 Царств 23, 8 и след. Ср. Паралипоменон II, 10 и след.; 1 Царств 4, 10 и след, и др. Относительно позднейшей эпохи ср. 4 Царств 25, 23 и след.; Иезекииль 46, 16-17; также Jos. Flavius. Antiquit 8, 2, 3. Сила аристократии уже со времени первых царей опиралась прежде всего на землю и земельные пожалования, см.: 1 Царств 2, 5-6; 2 Царств 9, 9; 14, 30; ср. 3 Царств 4, 10, гДе о наместниках царя Соломона говорится, что земля не была вверена их управлению, но принадлежала им.

37

владельцы-аристократы, образующие феодальную знать, составляют могущественный совет при царе, созываемый во всех важнейших случаях, без согласия которого не принимается ни одно

имеющее сколько-нибудь крупное общественное значение решение16. Интересные указания относительно состава этого совета, указания, подтверждающие только что отмеченный нами факт

слияния родовой и придворной аристократии, находим в первой

книге Паралипоменон. «И собрал Давид, - читаем мы здесь, - в

Иерусалим всех вождей и тысяченачальников, и стопачалыш-

ков, и заведовавших всем имением и стадами царя и сыновей его

с евнухами, военачальников и всех храбрых мужей»17. Состав

съезда, хотя и достаточно пестрый, все же однороден в том отношении, что вмещает в себя исключительно аристократические и

правящие элементы и в этом отношении, в общем, близко напоминает состав феодальных съездов в средние века.

В позднейшее время значение феодальной знати естественно возросло еще более. В писаниях пророков «царь и князья

его» обычно упоминаются рядом друг с другом18. В случаях

расхождения мнений и столкновения между царем и аристократией царь нередко оказывается совершенно бессильным провести свое решение помимо воли и согласия аристократических

фамилий, находясь, таким образом, в зависимости от социальной знати19. Знать же направляет, в сущности, и всю внешнюю

политику обоих царств; борьба партий ассирийской и египетской в израильском царстве и позднее вавилонской и египетской в царстве иудейском сводилась, в сущности, в конце

концов ие к чему иному, как к борьбе соперничавших между

собой за власть и влияние аристократических родов20. Представители наиболее могущественных аристократических фа161 Царств 8, 1 и след.; 20, 7-8; 21, 8 и др.

171 Паралипоменон 28, 1.

18См., напр., Исаия 32, 1; Иеремия 17, 25; 24, 8; 26, 10 и 21; 34, 10 и

19; 36, 12; Плач Иеремии 2, 2; Иезекииль 19, 1; Варух 1, 3-4; 2, 1.

Относительно значения аристократии в позднейшую эпоху царств

ср. также специальный экскурс в кииге: Graetz. Gcschichte der Judcn.

Band II. Leipzig, 1875. Note 4 (s. 444-447).

19Иеремия 38, 4-5; 25-26.

20Буль. С. 31. Аналогичную картину борьбы партий мы наблюдаем и в Вавилоне, где враждовавшие между собой партии точно так же

Имели своих приверженцев преимущественно в различных выдающихся городских родах. См.: Peiser в Mitteilungen der vorder-asiatischen Gesellschaft. Band II. S. 153 f.

38

милий легко возводят и низводят в это время царей по своему

усмотрению и в большинстве случаев являются как инициаторами, так и главными выполнителями столь частых, особенно в

северном царстве, дворцовых переворотов21.

Эпоха раздельного существования израильского и иудейского царств является, таким образом, в жизни израильского народа прежде всего временем иарождения и исключительного господства феодальной аристократии. Значение и могущество

аристократии растет при этом не только по отношению к выше

ее стоящей царской власти, но одинаково и в отношении низших слоев населения, в отношении земледельческой массы. Рост

имущественного неравенства и закабаления крестьянства, на

что встречаются постоянные жалобы в писаниях пророков, и

представляют, по-видимому, собою прежде всего именно обратную сторону того же самого только что охарактеризованного

нами процесса нарождения и развития могущественной землевладельческой аристократии.

Общинные порядки землевладения, установившиеся, по-видимому, с утверждением и распространением земледельческого хозяйства и земледельческой культуры в стране22, не могли

при таких условиях в течение долгого времени просуществовать в неприкосновенном виде и должны были отступить перед развитием частной собственности на землю и прежде всего, именно, перед ростом крупной земельной собственности. С течением времени земли отдельных общинников все в большей и


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.