» » » » Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века


Авторские права

Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Крафт+, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века
Рейтинг:
Название:
Евреи в древности и в Средние века
Издательство:
Крафт+
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-93675-058-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи в древности и в Средние века"

Описание и краткое содержание "Евреи в древности и в Средние века" читать бесплатно онлайн.



Александр Ильич Тюменев (1880-1959) - выдающийся русский историк, специалист по истории древнего мира. В книгу вошли очерки по истории евреев в древности и средневековье, в которых кроме общеисторической канвы исследуются условия жизни, занятия евреев, прослеживаются пути становления еврейского народа и раскрывается его характер. Печатается по изданию: А. Тюменев. Евреи в древности и в Средние века.






Главный предмет торговли еврейских купцов составляли, как и ранее, рабы, вывозившиеся по преимуществу из славянских земель и охотно приобретавшиеся представителями

французской и немецкой знати и в еще большем числе отправлявшиеся в Испанию37. Рядом с рабами видное место в торговле евреев, как мы видели, в описываемое время занимали

предметы восточной левантийской торговли, приобретавшиеся

первоначально на месте, впоследствии же с вытеснением еврейских купцов итальянцами из непосредственных сношений

с Востоком из вторых рук в итальянских торговых республиках и развозившиеся затем по ярмаркам Европы38. «Почти

повсюду, в Лангедоке и в Провансе, - говорит историк французской торговли Пижонно, - в северной и средней Франции

торговля предметами роскоши и драгоценными металлами, то

есть всеми теми продуктами, которыми почти и ограничивалась торговля, существовавшая в эпоху феодализма в более

или менее значительных размерах, находилась в руках еврейс35 Graetz. Geschichte der Juden. Band V (3 Auflage). S. 196. Против этого предположения говорит противопоставление в нашем источнике Исаака обоим другим членам посольства.

36 Einhardi. Annales, а.а. 801-802. - Monumenta Germaniae.

Scriptores I. P. 190.

37 De Rozidres. Recueil des formules, № 27-29; Agobardus. De insolentia judaeorum. C. 3-4, 6. - Migne. Patrologia latina. T. CIV.

P. 72 sq.,76; Monumenta Germaniae. Leges III, 481; Liudprandi.

Antapodosis,VI,6. - Monumenta Germaniae. Scriptores 111,338; Vita St. Adalberti,c. 12. - Monumenta Germaniae. Scriptores IV,586,690; Thietm. Merseb. V I,36. - Monumenta Germaniae. Scriptores 111,82.

См. также приведенное выше известие Ибн-Хордадбе о еврейской

торговле; Schulte. Geschichte d. mittelaterlichen Handels und Verkelirs.

Band I. S. 274; Schaube. Handelsgeschichte der romanischen Volker des Mittelmeergebiets bis zum Ende der KreuzzCige. 1906. S. 56.

38 Monachus Sangallensis, I, 16; Dummler. Gesta Berengarii. Halle, 1871. S. 157 f.

275

ких торговцев… Евреи продают пряности и ароматические

вещества Востока, шелковые и бумажные ткани, ковры, драгоценные камни, золотые и серебряные изделия, которые получаются ими через посредство купцов из Амальфи, Пизы и Венеции»39. Еврейские торговцы доставляли также меха из далеких

северных стран, испанских лошадей, ценившихся могущественными баронами на вес золота40. Более случайное значение в

еврейской торговле этого времени имела продажа вина, мяса, хлеба, при том же именно в торговле съестными припасами евреи всего ранее, уже с начала каролингской эпохи, начали испытывать различные законодательные стеснения и ограничения41.

Уже самый род товаров, сбывавшихся еврейскими купцами, свидетельствует, что главными покупателями их были представители знати как светской, так и духовной, что подтверждается и прямым указанием источников42. Купцы-евреи жили во

Франции в это время не только в более значительных городах, но рассеяны были по всей стране в замках и селениях различных духовных и светских феодалов. Каждый сеньор обзаводился своим евреем, так же как имел своего ткача или своего

кузнеца43. Впрочем, если таким образом главными покупателями еврейских товаров и являлись в это время представители

знати, это не исключало сбыта и среди остальных классов населения, где к этому представлялась возможность. Евреи пе39 Pigeonneau. Histoire du commerce de la France. Т. I. Paris, 1885. P. 104 suiv. Cp. Diimmler.

40 Pigeonneau. P. 231; Muller. Die Responsen der Spanischen Lehrer.

S. 53, JJe 93.

41 Capitul. de Judaeis, c. 1-3. - Monumenta Germaniae. Leges I, 194.

Значение ограничений, каким подвергается здесь еврейская торговля

вином и хлебом, представляется не совсем ясным. Ср. Waitz. Deutsche Verfassungsgeschichte. Band IV. S. 39. Note 3. Против продажи евреями мяса и вина христианам восстает также и известный противник

евреев этого времени, епископ Агобард Лионский: De insolentia Judaerorum, с. 3~4. - Migne. Patrologia iatina.

42 Monachus Sangallensis 1,16. - Monumenta Germaniae. Scriptores I, 737; Boretius-Krause. Capitularia, 1881,1, 131, vgl. 87 f. - Monumenta Germaniae. Leges I, 144, 364 также III, 481; cp. Heyd. Geschichte d.

Levanthandels. Band I. S. 99-100; Alwin Schultz. Das hofische Leben zur Zeitder Minnesinger (2 Auflage). Wien,1889. S. 392; Alwin Schultz.

Das hausliche Leben der europaischen Kulturvolker. S. 221 f.; Schulte.

Band I. S. 73; Berliner. Band II. S. 7; Inama Stemegg. Deutsche Wirtschaftsgeschichte. Band I. S. 175 f., 429 f.

43 Pigeonneau. Т. I. P. 104-105.

276

реходят со своими товарами из дома в дом, они появляются

всюду в местах более значительного скопления народа, на судебных площадях, в военных лагерях, во время походов и пр.44, евреи торгуют также на городских рынках, например, в Аахене45, Лионе46, привозят свои товары на западные французские

ярмарки47, на ярмарку в Кельне48.

Какое исключительное место занимали евреи в торговле

каролингской эпохи, с одной стороны, и насколько видное значение принадлежало торговым операциям в жизни самих евреев, можно видеть также и из того, что слово «еврей» в это

время являлось почти идентичным с представлением о торговле вообще. О значении, какое придавалось в это время куп-

цам-евреям, свидетельствует такой исключительный факт, как

перенесение, по их предложению, рыночного дня с субботы на

воскресение, факт, имевший место в Лионе, то есть в самой резиденции известного своим враждебным отношением к еврейству епископа Агобарда49.

В собственно немецкие области евреи проникают не ранее

десятого столетия50. Впервые присутствие евреев в Германии

документально засвидетельствовано в самом начале этого столетия в городах Вормсе51 и Майнце52. Из других германских

i-44Capitul. а. 832, с. 19. - Monumenta Germaniae. Leges I, 363.

i 45 Monumenta Germaniae. Leges I, 158; cp. Boretius-Krause, I, 298.

46 Agobardus. De insolentia Judaeorum, c. 5. - Migne. Patrologia latina. T. CIV. P. 74 sq.

47 См. выше, стр. 259.

48 S. Brisch. Geschichte der Juden in Koln. S. 17.

49 На это жалуется сам Агобард: De insolentia Judaeorum, с. 5.-

Migne. Partrologia latatina. T. CIV. P. 75.

50 Предполагаемое существование еврейских общин в прирейн-

ских и придунайских городах еще в римскую эпоху (см. Aretin.

Geschichte der Juden in Baiern. 1903. S. 6 f.; v. Stetten. Geschichte d.

reichsfreien stadt Augsburg. 1743. Band I. S. 13; cp. Stobbe. Die Juden in Deutschland. S. 67, 83; Caro. S. 581) представляется совершенно

недоказанным и маловероятным. Во всяком случае, до десятого столетия, а относительно многих городов и до еще более позднего времени не встречается каких-либо документально засвидетельствованных

данных относительно еврейских поселений в прирейнской и приду-

найской области. Если там и существовали в римское время еврейские

поселения, они, по всей вероятности, как в Кельне, были сметены прокатившимся по этой местности потоком германских племен.

51 Надгробная надпись 900 или 905 года. Aronius, № 120.

52 Mansi. Concilia XV, 874.

277

городов и областей евреи в течение десятого столетия упоминаются еще в Баварии53, в Магдебурге54, Мерзебурге55, Наум-

бурге56, Праге57, и наконец, в самом начале XI столетия в Мей-

ссене58. Интересно, что во всех этих случаях говорится почти

исключительно о еврейских купцах. Так в Баварии евреи упоминаются в связи с установлением пошлины, которую должны уплачивать с провозимых товаров «евреи и прочие торговцы». В Магдебурге во всех трех случаях идет речь о подчинении «евреев и прочих купцов». В Мерзебурге точно так

же императоры Оттон II и затем Генрих II даруют местным

епископам все права на доходы, собираемые с «евреев и купцов». В Праге и Мейссене евреи упоминаются в качестве

работорговцев.

Таким образом, и в Германию евреи проникают исключительно как торговцы и торговые агенты. Целью их торговых

странствий, впрочем, при этом являлись не столько собственно немецкие земли, сколько путь в славянские области в целях приобретения рабов для продажи их во Франции и Испании59 и, быть может, в страны Востока, морское сообщение с

которыми в связи с растущим торговым значением итальянских

республик, с одной стороны, и господством арабов на море - с

другой, становилось как раз в десятом столетии все более и

более затруднительным. Сухопутная же дорога была известна им, как мы знаем из сообщения Ибн-Хордадбе, еще в середине предшествовавшего столетия. Тем же путем пользовались французские и немецкие евреи для торговых и иных

сношений с Востоком вплоть до начала тринадцатого столе53 Под 906 годом. Monumenta Germaniae. Leges III, 481.

54 Под 965,973 и 979 годами. Monumenta Germaniae. Diplomat. I, N° 300; II, N° 29, 198.

55 Под 973 годом. Thietm. Merseb. Chron. Ill, с. 1; VI, c. 12. -

Monujnenta Germaniae. Scriptores III, 758, 809.

56 O k. 970 года упоминается еврейская солеварня близ Наумбурга, Aronius, N° 131.

57 Под 942 и 989 годами, Aronius, N° 125 a; Vita st. Adalberti, с. 12. -

Monumenta Germaniae. Scriptores IV, 586.

58 Под 1009 годом. Tietm. Merseb. VI, с. 36. - Monumenta Germaniae. Scriptores III, 821.

59 О еврейской работорговле определенно говорится в баварском

статуте о пошлинах, в сообщениях, касающихся Мейссена и Праги.

Работорговлю же можно предполагать в качестве главного занятия и

магдебургских, и мерзебургских евреев.

278

тия60. Как бы то ни было, но, по-видимому, в конце концов

евреям постоянных торговых сношений с Востоком сухим путем наладить не удалось; по крайней мере, как мы видели, начиная с десятого столетия они в большинстве случаев торговали


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи в древности и в Средние века"

Книги похожие на "Евреи в древности и в Средние века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Тюменев

Александр Тюменев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Тюменев - Евреи в древности и в Средние века"

Отзывы читателей о книге "Евреи в древности и в Средние века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.