Вячеслав Воробьев - История Тверского края

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Тверского края"
Описание и краткое содержание "История Тверского края" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие по истории Тверского края от первобытности до конца 20 века.
Сердюков, монгол по происхождению, 10-летним мальчиком попал в плен к русским. Приказчик Иван Сердюков выкупил его из плена и окрестил, дав имя Михаил и свою фамилию. Мальчик быстро выучился не только русскому языку, но и торговому делу. Записавшись в новгородское купечество, Сердюков успешно вёл торгово-промышленные дела в Новгороде и Вышнем Волочке. Он участвовал также в сооружении и ремонте плотин, мельниц и других водяных устройств. Сердюков знал недостатки построенных голландскими мастерами сооружений и особенности местного судоходства.
Пётр подписал указ об отдаче купцу канала в содержание. Начались работы по его реконструкции и улучшению всего пути.
Рис. 44. Схема Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем. XVIII – начало XIX в.
Построили новые шлюзы, вспомогательные каналы и плотину. В 1722 г. по открывшейся системе прошёл первый караван судов.
Сердюковы владели сооружениями полвека, и лишь в 1774 г. Вышневолоцкая водная система стала собственностью государства. У гранитного шлюза на правом берегу Цны и ныне стоит дом М.И. Сердюкова.
К 1741 г. закончилось строительство первого в России водохранилища, питавшего Вышневолоцкую систему. Поддерживался уровень воды, необходимый для судоходства. Если раньше из-за постоянного мелководья судно перевозило не более 4 тыс. пудов, то теперь удалось увеличить вес товаров на барках в два раза. Вместо нескольких недель, затрачиваемых прежде на прохождение Тверцы, требовалось всего 10—14 дней.
Пороги на реках и непогода на больших озёрах представляли большую опасность для барок. Пороги на Мсте пытались взрывать, а вдоль берега Ладожского озера и в обход бурного Ильменя проложили каналы. Только в 1836 г. Вышневолоцкий водный путь принял окончательный вид. Его общая длина от Ярославского Поволжья до Петербурга составила 1700 вёрст.
Притеснения и взяточничество со стороны чиновников и помещиков на Вышневолоцком водном пути были обычным делом. Действовала налаженная система "сборов лихоимства"[128]. Владельцы прибрежных земель засевали бечевник, [129] устраивали засады на коноводов, останавливали суда, с купцов требовали деньги за потраву хлебов. Чтобы разгрузить севшую на мель барку, купцу приходилось опять-таки платить владельцу земли, на которую складывали груз.
Навигация на Вышневолоцком водном пути начиналась в апреле и завершалась обычно в октябре. Погрузка судов проходила и на небольших пристанях, и в крупных городах. Жители тверских и московских земель снаряжали весной барки на пристанях от Калязина до Твери. Здесь к каравану присоединялись суда из Старицы, Зубцова и Ржева с хлебом, салом и пенькой. В августе-сентябре шли караваны из Сибири и Урала с железом, солью и рыбой.
В середине XVIII в. по Вышневолоцкому пути проходило ежегодно 3—3,5 тыс. барок, а в конце века уже 5—5,5 тыс. Стоимость провоза при нормальных условиях судоходства оказывалась примерно в 10 раз ниже, чем гужевым транспортом.
Бывали годы, когда из-за мелководья хлебные барки останавливались на зимовку вдали от Петербурга. Тогда в столице остро ощущалась нехватка хлеба.
Движение судов шло лишь в одну сторону — к Петербургу. Быстрое течение и множество порогов делали обратный путь тяжёлым и опасным. Тысячи судов, приходивших ежегодно в столицу, назад не возвращались. Их продавали на месте, чаще всего на дрова. В каждую навигацию требовалось огромное число новых судов. Их строили крестьяне из прибрежных селений. Тверские леса сильно пострадали от массовых вырубок.
Рис. 45. Гранитная заводская плотина в Вышнем Волочке. 1721 г. Фото начала XX в.
Наиболее распространённым средством перевозки оставалась барка — издавна известное плоскодонное судно, несложное в управлении. На ней ходили под парусом, на вёслах и конной тяге. В узких местах Тверцы по обоим берегам пролегал бечевник. Тверца и Мста считались наиболее трудными участками Вышневолоцкого пути. Здесь на барку брали дополнительно второго лоцмана-проводника и 30—40 рабочих, чтобы при необходимости разгрузить судно и снять его с мели.
Вышневолоцкий водный путь обслуживали тысячи работников из крестьян и мещан — тверских, ярославских, московских, новгородских. В крупных городах и на пристанях в начале навигации собиралось множество людей, нанимавшихся в коноводы, лоцманы, бурлаки,[130] грузчики, а также на строительство и оснащение судов.
Вышневолоцкая система на протяжении 150 лет сохраняла значение важнейшей водной дороги России. Не случайно в гербе Вышнего Волочка изображена плывущая барка.
§§ 31—32. РАЗВИТИЕ ТВЕРСКОГО КРАЯ В 1730—1780-Е ГГ.
Во второй половине XVIII в. Тверской край переживал хозяйственный подъём. Полную картину экономического положения тверских земель дают материалы Генерального межевания. [131] Эта перепись населения и хозяйства проводилась с 1776 по 1781 гг. Её результаты легли в основу историко-экономического описания тверских земель, изданного в 1873 г. под названием "Генеральное соображение по Тверской губернии..."
Площадь Тверской губернии составляла 5 740 830 десятин, то есть около 60 тыс. кв. км. На этой территории в 1783 г. проживало 957,5 тыс. человек. Всех селений насчитывалось 10 125, в том числе 13 городов и один посад.
Этнический состав населения был довольно однородным: преобладали русские, но в разных частях губернии проживали карелы, белорусы, литовцы и представители других народов.
Как и всюду в России, тверские жители делились на сословия. В 1783 г. дворян мужского пола числилось 5,5 тыс. чел., духовенство составляло 24 тыс., купечество — 19,6 тыс., мещанство[132] — 23,2 тыс., крестьянство — 874,3 тыс.
Государственные крестьяне [133] жили лучше тех, что принадлежали помещикам. В "Генеральном соображении..." указывалось: "Имея земли больше, государственные крестьяне получали с оной больше прибыли, и при том, быв всегда свободны упражняться в промыслах, они преимуществовали перед помещичьими в избытках и жили изобильнее".
Продажа крестьян была обычным явлением, причём цены на крестьянские души постепенно повышались. В Тверской губернии в середине XVIII в. мужская ревизская душа[134] стоила до 30 руб., в 1790-х гг. — до 60 руб. Помещик мог отнять у крестьян всю землю или часть её. С 1760 г. владельцам разрешили ссылать своих крестьян "за предерзостные поступки" в Сибирь на поселение.
В хорошо организованных поместьях, например, у Полторацких и Бакуниных в Новоторжском уезде, у графа Воронцова в с. Кимра Корчевского уезда, крепостные жили не хуже государственных крестьян.
Помещичьи хозяйства в Тверской губернии относились в основном к числу мелких и средних. Среди повинностей преобладала барщина, её выполняли более 50% помещичьих крестьян. Случалось, что в небольших имениях хозяева обрабатывали землю вместе со своими крестьянами.
Рис. 46. Берестяная и деревянная посуда: корчага, туес, ковши. XVIII-ХIХ вв.
Уход крепостных на оброк зависел от воли владельца, который старался отпускать крестьян лишь по окончании полевых работ. Некоторые помещики, убавляя денежный оброк, взимали с крестьян "столовый запас": масло, мясо, яйца, ягоды, орехи и другие продукты.
Тяготы крепостного состояния вызывали крестьянские недовольства. В 1754 г. крестьяне Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря отказались выполнять работы, за что были наказаны битьём батогами. Губернатору, в Сенат, самой Екатерине II шли жалобы на помещиков. Крестьяне одного из имений Вышневолоцкого уезда неоднократными жалобами и обращениями добились перевода в разряд казённых.
Известны случаи бегства крепостных в различные города и даже в Польшу. В 1762 г. в Тверском и Клинском уездах взбунтовавшиеся крестьяне разграбили несколько помещичьих усадеб. Однако такие события — редкость. В конце XVIII в. в Тверской губернии не отмечено активных крестьянских выступлений. Власти обходились без применения военной силы.
Земледелие всегда оставалось главным занятием жителей Тверской губернии. Пахали сохой на одной лошади, рыхлили землю деревянной бороной. Выращивали рожь, которая давала на местных почвах наибольший урожай. Сеяли также овёс, ячмень, пшеницу, гречу и горох; возделывали лён и коноплю. Успешно развивалось огородничество. Крестьяне Вышневолоцкого, Краснохолмского и Весьегонского уездов уже в 1780-х гг. выращивали "земляные яблоки", как называли тогда картофель. К концу XVIII в. он стал самым распространённым клубнеплодом. В Ржевском уезде разводили плодовые деревья.
Увеличение посевных площадей продолжалось за счёт расчистки леса под пашню. В Кашинском и Бежецком уездах леса к концу XVIII в. вырубили больше чем наполовину. Новые участки использовались 2—4 года, а в плодородных местностях — 5 и более лет. Хлебородными считались Кашинский, Бежецкий и Корчевской уезды. Во всех уездах кроме Осташковского ржи и ярового зерна хватало для пропитания, оставалось и на продажу. Значительное количество местного хлеба, особенно овса, отправлялось ежегодно в Петербург.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Тверского края"
Книги похожие на "История Тверского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Воробьев - История Тверского края"
Отзывы читателей о книге "История Тверского края", комментарии и мнения людей о произведении.