Владимир Пистоленко - Раннее утро

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Раннее утро"
Описание и краткое содержание "Раннее утро" читать бесплатно онлайн.
Около тридцати лет назад в Оренбурге появилась театральная афиша. В ней впервые упоминалось имя драматурга Владимира Пистоленко. Шла его первая пьеса, написанная по мотивам народных сказок.
С тех пор Владимир Пистоленко стал известен как драматург и прозаик. Многие его пьесы хорошо знакомы зрителям. Читатели знают его повести — «Товарищи», «У открытых дверей», «Памятное лето Сережки Зотова», роман «Крылья беркута».
Пьесы В. Пистоленко тематически очень разнообразны. Он увлекает зрителя в мир сказок, знакомит с крестьянским вождем Емельяном Пугачевым и его соратниками, показывает жизнь молодых героев — первых комсомольцев, ведет в Москву, на Урал, на далекий Север…
Однако главное внимание писателя отдано современности. Именно ей посвящены четыре пьесы, вошедшие в настоящий сборник, — «Раннее утро», «Любовь Ани Березко», «О личном…», «Молодые годы Оли Свиридовой». О недавнем историческом прошлом нашего Советского государства рассказывается в пьесе «На рассвете».
Каждая посвященная нашей современности пьеса Пистоленко хранит приметы тех лет, когда она была создана. В то же время писатель уделяет большое внимание морально-этическим проблемам, личным взаимоотношениям героев. Радость и горе нашего советского человека, его счастье в любви и творческом труде более всего волнуют драматурга.
В и т а л и й. Пожалуйста, рад стараться.
Надежда Марковна и Виталий уходят.
О л ь г а (протянув руку Сергею). До свидания, Сережа. Мне почему-то уже не хочется ехать. Я буду скучать там.
С е р г е й. А я здесь. Буду думать о тебе и скучать. Ведь ты уезжаешь, а я остаюсь.
О л ь г а. Могло быть иначе.
С е р г е й. Да. Хорошо бы вместе. Но ты знаешь — не смог! А как не хочется расставаться с тобой! Мне бы взять тебя сейчас на руки и нести далеко-далеко, сквозь тайгу.
Слышится гудок автомобиля.
О л ь г а. Мне сигналят. Побегу. Я буду писать тебе каждый день.
С е р г е й. А я — отвечать тебе. И ждать. (Горячо обнимает ее.)
Ольга выбегает из комнаты. Сергей у окна машет рукой. Голос Ольги: «Надежда Марковна, Виталий Маркович, до свидания!» Шум отъезжающей машины. Звонит телефон.
С е р г е й (берет трубку). Вас слушают. Да, я… Нет, сегодня в школе не буду… И завтра. Уезжаю в командировку. А что там? Да?! Катя, передайте, что я прошу зайти сюда. Пожалуйста. (Вешает трубку, открывает дверь.) Мама! Мама! На минутку.
Входит Н а д е ж д а М а р к о в н а.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Ты звал?
С е р г е й. Мама, сейчас мне звонили из школы. Приехала новая учительница. Но там ремонт, принять негде. Она придет сюда. Угости, пожалуйста, чаем.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Это зачем же?
С е р г е й. Просто долг гостеприимства. Принять в школе — одно дело, дома — другое.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Не понимаю, Сергей, к чему вся эта затеи. Чаи! Словно мне больше и заниматься нечем, только встречать или провожать твоих учительниц. Мне просто некогда. Я должна заканчивать картину.
С е р г е й. Ну хорошо, хорошо. Только не волнуйся.
В дверь стучат. Надежда Марковна торопливо уходит.
Войдите.
Входит А н я.
А н я. Извините, мне нужно видеть директора средней школы товарища Теряева.
С е р г е й. Я Теряев. Прошу садиться.
А н я. Спасибо. Меня назначили в вашу школу учительницей. Вот документы.
С е р г е й. Так. (Рассматривает документы.) Место преподавателя литературы у нас свободно. Значит, из Москвы?
А н я. Да.
С е р г е й. В селе приходилось бывать?
А н я. Нет. Я почти безвыездно жила в Москве.
С е р г е й. Ну ничего, привыкнете… О, диплом с отличием?! Ну как, не хотелось ехать в провинцию?
А н я. Почему? Я сама просила направить меня в одну из отдаленных областей страны. В Красноярске предлагали городскую школу, но я отказалась.
С е р г е й. Вот вы какая! Правильно сделали. Я не скажу, что здесь легко. Нет! Суровый край. Много работы.
А н я. Я знаю, но не боюсь. Ведь мне помогут?
С е р г е й. Да, конечно. Ну, давайте знакомиться ближе. Меня зовут Сергеем Григорьевичем, а вас, судя по документам, Анна Семеновна. (Пожимает руку Ане.) Возьмите свой диплом. И займемся прозаическими вещами. Вам, конечно, нужна квартира?
А н я. Спасибо. Не нужно. Я остановилась у родственников моего знакомого. У Карповых.
С е р г е й. Знаю. Хорошая семья. Скажите, вы уже совсем приехали?
А н я. Нет. Скоро уеду. На месяц.
С е р г е й. Не отдыхали после экзаменов?
А н я. Но успела. Интересно, кто это у вас рисует?
С е р г е й. Моя мама. Она художница.
А н я. А я словно в знакомой комнате очутилась. Вот так же выглядит папин кабинет: повсюду наброски, зарисовки. У меня папа тоже художник.
С е р г е й. Вон оно что? Ну, как хотите, а я должен познакомить вас со своими домочадцами. Искусство, как говорится, их стихия. (В дверь.) Мама! Виталий Маркович, можно вас попросить сюда?
Входят Н а д е ж д а М а р к о в н а и В и т а л и й.
(Знакомит.) Друзья, наша новая учительница Анна Семеновна Березко из Москвы. Прошу любить и жаловать. (Ане.) Моя мама, Надежда Марковна. Мама, у Анны Семеновны отец тоже художник.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Правда?
А н я. Да. Художник.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Скажите, в Москве есть художник Березко, автор картины «Весна в степи», академик, лауреат…
А н я. Это мой папа.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Папа?!
Неловкая пауза.
С е р г е й. Мой дядя и друг, Виталий Маркович. Актер.
В и т а л и й. С ручательством. Бриллиант чистейшей воды.
А н я. А разве здесь есть театр?
В и т а л и й. Я служил в краевом. Временно ушел. За Сергеем Григорьевичем в деревню потянулся. Захотелось поработать непосредственно в гуще. «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Грибоедов, «Горе от ума». Именуюсь художественным руководителем районного Дома культуры. Подождите, мы еще и вас на сцену вытащим. Прошу вас, садитесь. Вы, конечно, как и все москвичи, любите театр?
А н я. Очень.
С е р г е й (прерывая). Если но ошибаюсь, вас привлекает героическое.
А н я. Да, вы угадали.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. И с кем ни поговоришь из молодежи — все мечтают только о героическом.
А н я. А о сереньком мечтать не стоит.
С е р г е й. Вы правы. Сильные, духовно богатые натуры должны стремиться к большим делам и не только стремиться, но быть их творцами. Ведь унылые будни не могут радовать человека.
А н я. А мне кажется, что все, даже самое большое, в том числе и героика, имеет свои будни.
В и т а л и й. Тут, пожалуй, трудно возразить.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Беседуйте, а я на несколько минут покину вас. Хозяйство. (Уходит.)
С е р г е й. Вы имеете в виду творческие будни. Я же говорю о другом. Вот пример из нашей среды. Есть такие учителя, работают — комар носа не подточит, работают но всем правилам методики, но творческого огня в них нет, а значит, они не способны зажечь и других. Когда я вижу ремесленника в школе, не могу оставаться спокойным. И всегда думаю об одном: наверное, люди этого склада не любят детей.
А н я. А вы… любите детей?
С е р г е й. Я? (Пауза.) Да. Очень.
А н я. Я тоже. Потому и стала учительницей.
С е р г е й. Мне кажется, если не любишь детей, не имеешь права учить их. Учитель должен жить для своих питомцев, быть готовым на любой подвиг ради них. Данко с горящим сердцем — вот кто такой учитель.
А н я. Данко с горящим сердцем… Это хорошо сказано.
Голос Надежды Марковны: «Виталий, можно тебя на минутку?» Виталий уходит.
Сергей Григорьевич, вы тоже литературу преподаете?
С е р г е й. Да. В старших классах.
А н я. Я так и думала. Ребята, наверное, вас очень хорошо слушают. Правда?
С е р г е й. Но обижаюсь. Конечно, это приходит не сразу.
А н я. Если бы вы знали, сколько у меня вопросов, сколько сомнений…
С е р г е й. А у кого их не бывает?
А н я. И у вас?
С е р г е й. Конечно. Сказать откровенно, меня не покидает чувство неудовлетворенности. Никогда!
А н я. Сергей Григорьевич, почему?
С е р г е й. Я недоволен собой. Мне хочется сделать для людей больше, чем я делаю. А что — сам не знаю.
Входит В и т а л и й.
А н я. Вы словно угадываете мои мысли. Сколько раз я об этом думала, мечтала.
В и т а л и й. Мечты! Я тоже мечтал. И мечтаю. Но пока, как сказал один классик, суждены нам благие порывы, но свершить их не нам суждено.
А н я. Я не согласна с вами. Быть только мечтателем — незавидная доля.
С е р г е й. Вы правы, Анна Семеновна. И мечтать и искать. Жить — это значит действовать.
В и т а л и й. Позвольте, позвольте!
С е р г е й. Ничего не позволим, дорогой мой дядя Виталий Маркович. Спор на эту тему бесполезен. «Кто хочет действовать, тот позабудь покой», как сказал Гёте.
Входит Н а д е ж д а М а р к о в н а с подносом.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Ну, друзья мои, прошу. Ягоды необыкновенные. Анна Семеновна, вот сюда.
Все садятся за стол.
В и т а л и й. Вы любите смородину?
А н я. Очень.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. Скажите, Анна Семеновна, если это не секрет, над чем сейчас работает ваш папа?
А н я. Над картиной «Москва майская».
Н а д е ж д а М а р к о в н а. А каков, интересно, сюжет?
А н я. Мне очень трудно говорить об этом.
Н а д е ж д а М а р к о в н а. А давно он пишет ее?
А н я. Третий год.
В и т а л и й. Третий?! А когда закончит?
А н я. Видимо, года через два.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Раннее утро"
Книги похожие на "Раннее утро" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Пистоленко - Раннее утро"
Отзывы читателей о книге "Раннее утро", комментарии и мнения людей о произведении.