Игорь Зимин - Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796—1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796—1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора"
Описание и краткое содержание "Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796—1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора" читать бесплатно онлайн.
В окрестностях Петербурга за 200 лет его имперской истории сформировалось настоящее созвездие императорских резиденций. Одни из них, например Петергоф, несмотря на колоссальные потери военных лет, продолжают блистать всеми красками. Другие, например Ропша, практически утрачены. Третьи находятся в тени своих блестящих соседей. К последним относится Александровский дворец Царского Села. Вместе с тем Александровский дворец занимает особое место среди пригородных императорских резиденций и в первую очередь потому, что на его стены лег отсвет трагической судьбы последней императорской семьи – семьи Николая II. Именно из этого дворца семью увезли рано утром 1 августа 1917 г. в Сибирь, откуда им не суждено было вернуться… Сегодня дворец живет новой жизнью. Действует постоянная экспозиция, рассказывающая о его истории и хозяевах. Осваивается музейное пространство второго этажа и подвала, реставрируются и открываются новые парадные залы… Множество людей, не являясь профессиональными искусствоведами или историками, прекрасно знают и любят Александровский дворец. Эта книга с ее бесчисленными подробностями и деталями обращена к ним.
Работы по устройству молельни на половине императрицы продолжались с августа 1844 по июль 1845 г. В ходе работ в концепцию молельни и урезанного кабинета императрицы неоднократно вносились изменения. Например, 11 февраля 1845 г. В.Ф. Адлерберг как один из близких к императорской семье людей сообщил Я.В. Захаржевскому, что «Государыня Императрица изволила изменить желание Свое иметь в Большом Кабинете Ея Величества, возле вновь устроенной молельни… нишу в коем назначалось поставить статую в Бозе» усопшей Адини. Уже установленную нишу, изготовленную мебельным мастером Гамбсом, предлагалось «снять и хранить».[217]
Как следует из документов, эту нишу супруги решили переместить в саму молельню. 7 апреля 1845 г. Волконский сообщил Захаржевскому, что «Государю Императору угодно, чтобы в Кабинете Государыни Императрицы в Новом дворце в середине стены молельной комнаты устроена была ниша, с постановкою в ней гипсовой статуи великой княгини Александры Николаевны без младенца» по рисунку проф. Витали.[218]
История с нишей имела продолжение. В середине 1846 г., в ходе визита Николая I в Александровский дворец (17 и 18 июля), архитектору Ефимову было предложено вновь восстановить нишу в кабинете императрицы. Уже 20 июля 1846 г. мебельщик Гамбс представил на рассмотрение императора проект продольного разреза Кабинета императрицы, показывающего «переделку в нише по назначению Вашего Императорского Величества».[219] Кроме этого, мебельщик представил проект «зеркала и под ним шкафа библиотеки… вместо зеркала может быть повешена большая картина, как угодно было выразится Ея Величеству и что для этой комнаты должна быть заказана и новая мебель».[220]
Царица Александра, вознесенная на небо. Худ. К. Брюллов
Летом 1845 г. работы в молельной комнате завершили. Последним штрихом стало приобретение в июле в английском магазине Никольса и Плинке бархатного ковра «цветом масака, гладкого – 40 арш. по 4 руб. 30 коп. сер. за арш. на 172 руб…».[221] Тогда же в магазине поставщика Императорского двора Лихачева купили малиновый бархат для «сделания к образу св. царицы Александры. бархатной полоны».[222]
Икону св. царицы Александры офицеры-преображенцы заказали художнику К. Брюллову. При этом потрясенный смертью юной великой княгини К. Брюллов отказался от гонорара. Икону, написанную на досках от кровати умершей великой княгини, офицеры подарили императору, который приказал поместить ее в устроенную молельню.
Одновременно с работами по устройству молельни, также с августа 1844 г., шли работы по ремонту комнат императрицы Александры Федоровны. Ремонтные работы планировалось провести в Угловом кабинете императрицы, в Гостиной и «возле Секретарской комнаты». За эти работы отвечал архитектор А.И. Штакеншнейдер. При этом все ткани отбирала лично императрица, и, естественно, все проектные рисунки Штакеншнейдера также высочайше утверждались. Предполагалось, что все работы должны быть завершены к марту 1845 г.
Как следует из рапорта архитектора Д.Е. Ефимова от 13 октября 1844 г., он запрашивал «рисунок, сделанный живописцем г. Дадоновым для плафона бывшего кабинета Ея Императорского Величества в Новом дворце за цену, объявленную им за работу 400 руб. сер. (1400 асс.)»[223]. Некоторое время между Захаржевским и Волконским шли консультации по поводу выбора рисунка плафона. 2 декабря 1844 г. Я.В. Захаржевский писал П.М. Волконскому: «В образовавшемся из Большого кабинета Ея Императорского Величества в Новом дворце комнат, большая на плафоне живопись стерта. Теперь время приступить к окончательной отделке. 1. Какого рода живопись сделать на плафон, по представляемому ли рисунку согласно с смежным апартаментом Ея Высочества Великой Княгини Ольги Николаевны, или иного, или же просто белый плафон оставить так как оный имеет вид свода. 2. Бывшие тут картины должны ли быть развешены по-прежнему, что необходимо знать, дабы в горшечную стенку до оклеения ее можно было свободно вколотить крючья. 3. На счет мебели, какое последует распоряжение. Ширина комнаты прежняя 13 арш. 9 вершков. Длина нынешняя – 14 арш. 4 вершков. Менее прежнего 4 арш. 8 вершков».[224]
21 декабря 1844 г. Волконский после доклада императору сообщал Захаржевскому, что Николай I утвердил «рисунок для плафона Гостиной комнаты Ея Величества в Новом дворце… по высочайшему повелению прошу Вас представить наперед образцы насыпных обоев малинового цвета». Также предписывалось указанные «насыпные обои малинового цвета» заказать на Царскосельской обойной фабрике, крючья в стены не вбивать, а укрепить под карнизом железные прутья («медный погон») и представить императрице Александре Федоровне образцы мебели «от Гамбса» на утверждение.[225]
Поскольку сроки ремонта были довольно жесткие (к марту 1845 г.), а распоряжения Николая Павловича было принято исполнять, архитекторы и подрядчики работали с максимальной отдачей. Но работы тормозились самими «заказчиками», поскольку в облик уже отделанных комнат вносились бесконечные «последние» интерьерные штрихи.
Так, 31 марта 1845 г. Захаржевскому сообщили, что «Государыне Императрице угодно, дабы в переделываемой столовой комнате, возле большого Кабинета Ея Величества в Царскосельском Новом дворце, занавеси к 3 окнам сделаны были только по одной половинке и подзор из выбранной материи, другие же половинки из кисеи…»[226]. Через два дня последовало уточнение: «Государыне Императрице благоугодно было для занавесей к окнам в столовой комнате возле кабинета Ея Величества в Царскосельском Новом дворце выбрать материю в магазине Гамбса».[227] Или 6 июля 1845 г. Николай I, рассматривая «представленные при записке Вашего Превосходительства ведомости об успехах работы. изволил собственноручно отметить карандашом против статьи по Новому Царскосельскому дворцу о работах в бывшей Гостиной, обращенной в Спальню: “двери выкрасить под орех”».[228] Все эти «высочайшие» поправки тормозили ход работ.
В апреле 1845 г. началась отделка Секретарской комнаты на половине императрицы. 28 апреля 1845 г. Я.В. Захаржевский сообщал министру Императорского двора П.М. Волконскому, что действительному статскому советнику Лубенскому приказано «развесить картины в Царскосельском Новом дворце на половине Государыни Императрицы, в передней комнате, что возле Секретарской – уже совсем отделанной, кроме постановки фальшивой печи».[229]
Казалось бы, что задачи, поставленные перед хозяйственниками в августе 1844 г., полностью решены, но 2 мая 1845 г. министр Императорского двора срочно вызвал Я.В. Захаржевского в Петербург «для личного объяснения». На следующий день в ходе беседы министр сообщил Захаржевскому, что император распорядился сделать «некоторые изменения» в ходе «назначенных переделок и перемен в размещении комнат Государыни Императрицы в Царскосельском Новом дворце».[230]
Решение о «переделках» Николай I принял 29 апреля 1845 г., непосредственно в ходе осмотра резиденции перед планировавшимся переездом семьи в Александровский дворец. Отметим этот факт: Николай I пристально следил за ходом работ, периодически лично посещая Александровский дворец. Видимо уже тогда, 29 апреля 1845 г., император принял решение, что его семья в эту весну не приедет в резиденцию, поскольку еще не зарубцевались душевные раны, вызванные семейной трагедией. Соответственно, освобождалось время для масштабного ремонта, буквально перетасовавшего комнаты левого флигеля по их функциональному предназначению.
Надо сказать, что эти «некоторые изменения», как тактично сформулировал министр Императорского двора, носили глобальный характер, поскольку в высочайшем повелении предписывалось произвести следующие перемены: «1. Большой Кабинет Ея Величества в Новом дворце назначается вместо Малого кабинета, в который из сего последнего перенести мебель с переменой обивки, по особому назначению последовавшему Гамбсу. Сюда же переставить и фарфоровый камин с таким же к зеркалу рамою на заводе приготовляемою; 2. Столовая или Гостиная комната обращается в Спальню: (кровать поставить посредине) в ней: а). дверь со стороны малого коридора сделать фальшивую с оклейкой обоями; б). в коридоре перегородку с одинокою дверью; с). в углу этого отделения ватерклозет; 3. В проходной комнате от упомянутого коридора, в простенке против окна пронять дверь; 4. Бывший Малый кабинет обращается в Уборную Государыни Императрицы, куда перенести мебель из теперешней уборной и обить ситцем, который снимется с ореховой мебели рококо; 5. Нынешняя Спальня назначается для Столовой, в которой открывается заложенная дверь к стороне гардеробной комнаты. Стены оклеить белыми обоями с употреблением бордюра с кнопками; 6. В теперешней Уборной, печку перенести в другой угол, обои освежить (о цвете обоев будет особое повеление), а на этом месте, где теперь стоит печь, сделать зеркальную дверь в гостиную Мраморную комнату, что приходится против зеркала, а в уборную задвинуть дверь; 7. В комнате возле кабинета Ея Величества, снять фальшивую печь; 8. Ежели найдется возможным, то в передней Спальне, отнять в нем зеркало для сделания отверстия».[231]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796—1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора"
Книги похожие на "Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796—1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Зимин - Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796—1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора"
Отзывы читателей о книге "Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены. 1796—1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора", комментарии и мнения людей о произведении.