Эльвира Ватала - Любовные утехи русских цариц

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Любовные утехи русских цариц"
Описание и краткое содержание "Любовные утехи русских цариц" читать бесплатно онлайн.
В «собранье пестрых глав», героями которых стали царствующие особы России и Европы, автор книги сумела детально описать быт и нравы повседневной жизни великих людей: Иоанна Грозного, Анны Иоанновны, Екатерины II, Людовика XIV, Марии Медичи, королевы Англии. Люди далеких эпох предстают перед нами в опочивальне, в бальной зале, за карточным столом, на царском троне, во всем многообразии человеческих пороков и достоинств.
Издано в авторской редакции
Однако заболтались мы изрядно с этими мертвыми чудесами, а нас живое чудо, сам Потемкин ждет. Итак, светлейший…
Женщину боготворит, курит ей фимиам, достойный богини, — таков Потемкин. Ни в чем она у него отказа не знала. Когда одна из его племянниц, графиня Сковронская, захотела стать фрейлиной царицы, чего ей никак не удавалось осуществить, ибо в деле назначения своих фрейлин Екатерина полагалась только на себя, никто другой не мог ни советовать, ни предлагать, графиня Сковронская, вбежав в спальню Потемкина и увидев на ночном столике портрет Екатерины, начала прикалывать его на свое платье (что могут только фрейлины), Потемкин воскликнул: «Катенька, поди-ка поблагодари царицу, ты уже статс-дама».
Удивленная и раздосадованная императрица вынуждена была без слова возражения принять ее в свой «штаб», ибо такова была воля светлейшего. Княгиня Н. Загряжская: «Потемкин меня очень любил. Не знаю, что он бы для меня не сделал. У Машеньки, учительницы по клавесину, не было постоянного дохода. Я говорю: „Как ты хочешь, Потемкин, а мамзель мою пристрой куда-нибудь“. — „Ах, моя голубушка, сердечно рад, да что для нее сделать, право, не знаю“. И что же? Через несколько дней сообщают, что моя мамзель пристроена ротмистром в какой-то полк и ей назначено постоянное жалованье»[204].
«Этот великий человек создан для капризов и властвования», — сказал кто-то. Неплохое сочетание, не правда ли? В самый раз для мировых тиранов: капризничали и властвовали.
К этим чертам Потемкина примешивалась еще одна: ошеломление. Ошеломить, ошеломить и еще раз ошеломить — стало его жизненным кредо. Чем? Да всем, но только самым лучшим. Как капризному ребенку хочется самой лучшей игрушки, так и ему подавай все наилучшее, необыкновенное, неважно — еда это или произведения искусства. Нет в России шелковицы? Он сажает ее на Черноморском побережье. Выписывает виноград из Венеции и прививает его в России. Почувствовав вкус французской водки, стал гнать ее в России.
Изысканнейшие сервизы, картины с художниками и музыкантами в придачу — все в его Аничков, подаренный Екатериной и купленный у А. Разумовского, дворец. Эта погоня за самым лучшим и рождала различные курьезы, вошедшие в историю под видом анекдотов о Потемкине. Захотелось ему иметь у себя на постоянном жалованье известного итальянского скрипача (скрипка меланхолию хорошо лечит, которой Потемкин был подвержен), конечно же, давайте лучшего скрипача сюда! И вот уже курьер на крыльях летит во Флоренцию к графу Морелли, считающемуся лучшим скрипачом мира. Курьер, вспотевший от быстрой езды, влетает в апартаменты графа, указывает ему в окно на запыленный повозок и приказывает ни больше ни меньше, как немедленно в него садиться и ехать к князю Потемкину на постоянную должность в его домашнем оркестре. Граф, конечно, от такой наглости взбесился и, указав курьеру на дверь, закричал ему на языке солнечной Италии что-то непонятное, но которое можно было бы расценить так: «Иди-ка ты со своим князем к чертовой бабушке или куда подальше». Но не являться же к самому Потемкину с пустыми руками — кожу с живого сдерет. Потемкина ведь все боялись очень. Боялись и не любили. И когда матушка императрица полюбопытствовала у своего камердинера Зотова, любят ли Потемкина, в ответ услышала: «Любят двое — вы да господь бог». Словом, невозможно было возвратиться с пустыми руками. И курьер хватает первого попавшегося бродячего скрипача, напяливает на него итальянские одежды, приказывая тому безбожно калечить русский язык, и привозит во дворец к Потемкину. Тот послушал, и игра виртуоза ему понравилась. И много лет Потемкин выплачивал огромное жалованье бродяге, принимая его за знаменитого итальянского виртуоза. Лучшие плясуны должны были плясать перед светлейшим. И вот уже знаменитые кавказские танцоры лихо отплясывают перед ним лезгинку. Лучшие шахматисты мира должны были сыграть с ним партийку, и вот уже лучшего русского шахматиста привозят из Тулы. Его бильярд должен быть самым лучшим, и лучшие бильярдисты занимают свои места за его бильярдным столом. Анна Иоанновна, любительница игры на бильярде, конечно, не могла в этой области конкурировать с Потемкиным. Ей бы ни за что в ее эпоху не собрать такое большое количество любителей катания шаров по зеленому сукну. Капризы Потемкина облачались в значимость приказов, и им должна была подчиняться сама Екатерина Великая. «С капризами светлейшего не спорят» — этот афоризм мог бы стать таким же популярным, как и сказанное ею по отношению к Суворову: «Победителей не судят». Капризы светлейшего князя были дорогостоящи. В его Аничковом дворце происходили балы и пиры, затмевавшие своим богатством увеселения царицы. Историки охают и ахают, что там одних свеч только обжигалось на семьдесят тысяч рублей в год, что, конечно, было страшно много, если учесть, что крепостная девка стоила 30 рублей. (Мы просим извинения у дорогого читателя, что на протяжении всего нашего повествования сделали крепостную девку денежным мерилом.)
А. Г. Разумовский.Но ничто так не действует на воображение, как светящиеся канделябры с восковыми свечами, за которые можно было купить две тысячи триста женских душ. Но вообще-то мы не склонны верить этим данным, почерпнутым историками из бухгалтерских дворцовых книг. Бумага не человек, все стерпит. А дворцовые бухгалтеры были мастера на приписывание. Они такое там, в этих книгах, понавыписывали, что нас прямо оторопь берет. Заболит, к примеру, горлышко у внука императрицы Александра, будущего императора России, и предложит ему доктор ложечку рома с чаем выпить, глядь, в расходах его величества появятся литры рома. Простудится, скажем, Павел, отец Александра и тоже будущий недолгий царь России, ходит с красным носом, ну предложит ему знахарка нос салом мазать и сальную свечу для вдыхания рядом поставит, глядь, усердная бухгалтерия уже для подписи царице счета подсовывает с пудами свечей сальных израсходованных. Так что с этими свечами у Потемкина ли, у Павла ли, но бухгалтерия сильно напутала. В свою пользу, конечно. Но вот что на фейерверки великолепнейшие, которыми Потемкин ошеломлял всех, шли огромные средства — это правда. И сады райские у него почище, чем у матушки государыни. У него там, в этих зимних его садах, даже вольные пташки соловьи не только пели, но и гнезда вили, что в неволе вообще не случается.
И мы, дорогой читатель, хотя и долго искали такую «затейливость», мало в каком монаршем дворе ее нашли. Даже знаменитый французский Версаль, построенный Людовиком XIV, нас мало удивил. Там все больше галереи, лестницы, тайные проходы, какие-то темные уголки, для тела, по-видимому, созданные, но никак не для души. Нет, для души и услады фантазии у короля не хватило. Вот у его любовницы маркизы Монтеспан, разместившейся тоже в Версале, у нее для услады души места много и по живописности своих покоев она смело с самим Потемкиным может конкурировать. Представьте себе, дорогой читатель, преогромнейшие две залы, в которых вместо мебели уютно разместились две скалы, из которых брызжет ароматная смесь в бассейны, окруженные туберозами, жасминами и прочими лилиями. И все эти «ароматы» сливаются внизу в огромный фонтан, декорированный Орфеем с лирой в руках. Фонтан окружают деревья, вокруг которых порхают поющие птички. Эка диковинка, нашла чем удивить! А вот удивила, дорогой читатель, ибо деревья не настоящие, а из серебра, а поющие птички из позолоченного дерева. А из многочисленных гротов каждый час по курантам будут вылезать дикие животные, неизвестно из какого материала сделанные (мы не смогли установить), и согласно своей природной натуре издавать рычания. А зеркала от пола до потолка еще больше увеличивали эту ширь — до бесконечности. Внизу, около фонтана, копошились многочисленные детки, и свои, от мужа рожденные, и прижитые с королем-любовником.
Настоящим козам и свиньям, взращиваемым в соседних апартаментах, дана несколько более скромная меблировка, там только потолки лепные позолоченные, а подстилки и вовсе из простой соломы.
Но вернемся к нашему Потемкину. Его балы в историю вошли. Вот один такой бал с участием Екатерины Великой.
Огромный зал был освещен множеством восковых свеч, горевших в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. По двум сторонам залы у стен стояло множество ломберных столов с запечатанными талиями карт. Музыканты, их было триста человек, размещались в амфитеатре на возвышении. Полонез, а-лагрек, менуэты, галоп, котильон и мазурку танцевали посреди залы. Помост, предназначенный для императрицы, был покрыт драгоценным персидским шелковым ковром. Стены украшали гобелены с вытканными на них изображениями исторических событий. Из большой залы был выход в зимний сад. Это чудо роскоши и искусства было в шесть раз больше эрмитажного сада. Душистые померанцы, жасмины, розы, гнезда соловьев, пение птиц. Между кустами были расставлены курильницы и бил фонтан с лавандовой водой. Посередине зимнего сада стоял храм изящной архитектуры, в котором помещался бюст императрицы белого мрамора. Всюду текли ручейки. Стол был сервирован золотой посудой. Подавали аршинных стерлядей, выловленных в день приезда гостей, спаржу, телятину, белую, как снег. В половине второго ночи гости разъезжались по домам. Екатерина Великая прослезилась, прощаясь с Потемкиным. Как будто что-то предчувствовала матушка государыня. Действительно, через год он скончается, и горю Екатерины не будет предела. Ведь она лишилась не только любовника, а единственного своего верного, преданного друга. Потемкин с самого начала их знакомства очаровал Екатерину мощностью своей недюжинной натуры, сотканной, как лоскутное одеяло, из противоречий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Любовные утехи русских цариц"
Книги похожие на "Любовные утехи русских цариц" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эльвира Ватала - Любовные утехи русских цариц"
Отзывы читателей о книге "Любовные утехи русских цариц", комментарии и мнения людей о произведении.