» » » Геральд Матюшин - Археологический словарь


Авторские права

Геральд Матюшин - Археологический словарь

Здесь можно скачать бесплатно "Геральд Матюшин - Археологический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Просвещение, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геральд Матюшин - Археологический словарь
Рейтинг:
Название:
Археологический словарь
Издательство:
Просвещение
Жанр:
Год:
1996
ISBN:
5-09-004958-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Археологический словарь"

Описание и краткое содержание "Археологический словарь" читать бесплатно онлайн.



В словаре раскрываются важнейшие термины археологии — науки, интересующей миллионы жителей Земли. Ведь только с помощью археологии мы можем познать большую часть истории, а значит — понять себя и окружающий мир. Главное внимание уделяется проблемам происхождения человека, становления современной цивилизации, археологии нашей страны.

Данное издание является первым опытом создания отечественного археологического словаря. Предназначено для учащихся, студентов, учителей, всех любителей истории и археологии.

[Отсутствуют иллюстрации и часть текста в статье "ПРАРОДИНА ЧЕЛОВЕКА"]






С таким напутствованием богини посланцы, видимо, довольно часто отправлялись по торговым делам из городов Месопотамии в дальние страны. И это не удивительно — ведь города эти не могли жить без торговли, без обмена, ибо в Месопотамии не было ни камня, ни дерева, ни золота, ни серебра: все нужно было покупать в других странах. А ведь здесь строили превосходные дворцы, храмы. По многометровым стенам городов можно было проехать сразу на двух тройках лошадей. И все это украшалось и золотом, и драгоценными камнями, широко использовалось дерево и т.п. И все это получали месопотамские города за счет торговли. Некоторые ученые полагают, что сами по себе эти первые города возникли из-за торговли. Мелкие общины, начавшие заниматься сельским хозяйством в долине Тигра и Евфрата, нуждались во многих товарах (дереве, камне, украшениях). Добыть это можно было только за сотни и тысячи километров от них. Самим этим мелким общинам было не под силу направлять так далеко экспедиции. И вот тогда они стали объединяться вокруг храмов и снаряжать общие отряды для похода на с. и за камнем, и за золотом, и за деревом. Это-то и объединяло эти мелкие общины. А уж потом они стали сроить большие плотины и города.

По дошедшим до нас первым письменным документам 70 веков назад торговые пути в основном шли на с. Сейчас они изучены от Ю. Месопотамии до Средней Азии. Однако не исключено, что эти торговые пути шли и дальше, вплоть до Ю. Урала, где было особенно много драгоценных камней и золота. Лишь ок. 50 веков назад стали развиваться торговые пути в других направлениях. На картах, составленных по древним материалам от 3350 до 3150 г. до н.э., самый длинный торговый путь идет из Месопотамии на с.-в. мимо ю. берега Каспия до Средней Азии и далее, видимо, вдоль восточного берега Каспийского моря до Урала. В 3050-2900 г. до н.э. прокладывается торговый путь в Афганистан и только в период с 2750 до 2650 г. до н.э. торговый путь на с. забрасывается. Основывается морской путь в Индию. На островах Персидского залива строятся специальные морские порты для остановки судов на столь длительном пути. Возникают торговые города на с.-в. Аравийского полуострова. Торговые пути протягиваются в сторону Индии на 5 тыс. км и более. Морской путь в Индию заменил более короткий, но трудный и опасный сухопутный путь на с. до Урала.


ТРАДИЦИЯ (от лат. «traditio» — передача) — явление материальной или духовной культуры, социальной или семейной жизни, сознательно передающееся от поколения к поколению. В результате целенаправленной деятельности людей возникают новые элементы культуры — инновации (от лат. «innovatio» — обновление), которые намеренно сохраняются и наследуются в пределах этноса. Инновация становится традицией. В ранней истории человечества традиции были чрезвычайно устойчивы. В наше время обновление жизни ведет к разрушению многих традиций, иногда не только отживших, но и прогрессивных.


ТРБ — культура Ютландии. IV-III тыс. до н.э. Неолит. Поселки состояли примерно из 50 прямоугольных домов. Внутри домов была мебель, сделанная из каменных плит. Там же найдены остатки костей домашних животных и культурных растений. Это были поселки первых земледельцев и скотоводов С. Европы. Умерших в ТРБ хоронили в продолговатых курганах или каменных ящиках. Коллективные усыпальницы строили из камня, очень похожие на поселки с комнатами, коридорами и т.п.

Но почему все из камня: ведь вокруг в изобилии росли деревья? Местное население Европы всегда строило и свои дома, и усыпальницы из дерева. А тут камень, как в Египте и Месопотамии, где не было лесов. Случайно человек строить дома из камня в лесу не будет. Вот если боги (т.е. традиция) прикажут. А может быть, люди

ТРБ пришли на с. Европы с ю., из безлесных областей? И просто не привыкли еще строить дома и гробницы из дерева? Но каким путем пришли первые скотоводы и земледельцы в С. Европу? Оказалось, что самые древние поселки ТРБ появились на морском побережье Ютландии, Скандинавии и Европы. Позднее, через сотни лет, они стали распространяться и в глубь материка. Значит, первые земледельцы и скотоводы пришли по морю, обогнув всю Европу? Видимо, так.

Известный американский ученый Р. Брейдвуд считает, что земледелие и скотоводство шло в Европу не по суше, а по морю. Раскопки на Крите подтверждали это. Но как понять отсутствие в Европе крашеной керамики и следов в. культа быка? Значит, сельское хозяйство пришло в Европу до того, как на В. появились и крашеная керамика, и культ быка.

Балканы, С. Причерноморье и Средняя Азия сохранили связи с В. и позднее, когда появились крашеная керамика, всевозможные фигурки людей и животных из глины и т.п. Более удаленные от В. области Европы эти связи потеряли раньше. Даже в Средиземноморье (за пределами Балкан) в неолите не делали крашеной керамики. Здесь повсеместно керамику, как и в Европе и на Урале, украшали выдавливанием узоров на сырой, глине. Однако и сюда по морю пришло земледелие и скотоводство с Ближнего и Среднего Востока.


ТРЕНД — тенденции природных изменений (напр., склонность климата к похолоданию и т.п.).


ТРЕПАНАЦИЯ ЧЕРЕПА — операция вскрытия черепа живого человека для лечения опухолей и переломов. Следы таких операций прослежены в Европе еще в мезолите ок. 10-12 тыс. лет назад. Найден череп с двумя отверстиями, сделанными при жизни. После операции человек еще долго жил, и края раны на черепе хорошо зарубцевались. Видимо, Т. ч. избавила человека от опухоли. Данный череп найден при раскопках энеолитического погребения во Франции в местности Меннем ле Ви.


ТРИПОЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА — энеолит Правобережной Украины, Молдовы (в Румынии называется культурой Кукутени). Названа по месту первого открытого поселения у с. Триполье под Киевом. Происходит, как предполагают, от культур Боян, Кереш, линейно-ленточной керамики. Ранний этап (4000-3600 г. до н.э.) — керамика расписная, сходная с керамикой Ближнего и Среднего Востока (халаф и другие культуры). Много статуэток из глины, изображающих женщину, сходны с глиняными фигурками Среднего и Ближнего Востока, Балкан. Модельки жилищ, украшения. Орудия преимущественно каменные. Средний этап (3600-3150 г. до н.э.). Поселения укрупняются, появляются огромные протогорода, укрепленные валами и рвами. Строятся 2-этажные дома. Найдены мастерские по обработке кремня, увеличивается количество медных орудий, меняется форма статуэток. На позднем этапе (3150-2350 г. до н.э.) происходит расселение трипольцев на с. и в. Исчезают города, население переселяется на низкие поймы. Преобладают землянки вместо крупных наземных домов. Уменьшается количество расписной керамики, увеличивается доля керамики, украшенной выдавливанием по сырой глине различных узоров. Женские статуэтки удлиненных пропорций со схематизированной головкой. Сказывается, видимо, влияние экокризиса, к концу которого Т. к. исчезает. Ряд ученых связывают Т. к. с предками славян.


ТУТКАУЛ — многослойное поселение и культура мезолита Таджикистана. Выделяется несколько слоев. В нижнем, неолитическом слое найдены геометрические микролиты.

У

УБЕЙДСКАЯ КУЛЬТУРА — первая цивилизация Месопотамии. До VI тыс. до н.э. на ю. Месопотамии почти не было населения. Только в VI тыс. до н.э. здесь появляются первые поселки земледельцев. Их называют убейдскими по небольшому холму Эль Убейд, недалеко от древнего г. Ура, к ю. от совр. Багдада. Древнее убейдских в Ю. Месопотамии поселений нет. Некоторые археологи предполагают, что вся Месопотамия к ю. от Багдада была затоплена водами Персидского залива и потому здесь нет более ранних стоянок. Другие утверждают, что они здесь были, но их занесло многометровыми толщами. Однако штольни в дельте Тигра и Евфрата никаких следов более ранних поселений не обнаружили. Очевидно, что эта область была впервые освоена только убейдцами между 4500 и 3500 г. до н.э. А раньше люди не селились здесь потому, что тут нездоровый, болотистый климат и нет никаких полезных ископаемых. Нет даже камня, а без него нет и орудий. Ведь это был каменный век.

Откуда же появились убейдцы? Некоторые пытались найти их следы в Индии и Палестине, но не нашли. Не было их и в соседнем Иране. Одно время решили, что они пришли из Саудовской Аравии. Там были найдены следы убейдских поселений. Однако убейдские поселения в Аравии оказались более поздними, чем месопотамские. Убейдцы сами пришли сюда из Месопотамии. Так и до сих пор точно не известно, откуда пришли первые земледельцы в Ю. Месопотамию. Ясно только одно, что, когда на с. Месопотамии расцветала халифская культура, убейдские земледельцы стали осваивать долину Тигра и Евфрата.

Район был очень тяжелым для заселения. Здесь не было никаких животных, которых можно было бы одомашнить. Летом иссушающая жара, непредсказуемые и ненадежные дожди. Зимой холода. Ни камня, ни дерева, годного для построек. Ни залежей металлических руд, ни драгоценных камней. Ничего. Условия для жизни далеки от того, чтобы считать их райскими. И все же люди здесь поселились. Они привели с собой крупный рогатый скот и принесли семена пшеницы и ячменя. Сеять можно было только по берегам крупных рек, лагун и протоков. Прошла всего тысяча лет после появления первых убейдцев в дельте Месопотамии, и здесь выросли богатейшие в мире города с дворцами, храмами и библиотеками.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Археологический словарь"

Книги похожие на "Археологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геральд Матюшин

Геральд Матюшин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геральд Матюшин - Археологический словарь"

Отзывы читателей о книге "Археологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.