» » » Геральд Матюшин - Археологический словарь


Авторские права

Геральд Матюшин - Археологический словарь

Здесь можно скачать бесплатно "Геральд Матюшин - Археологический словарь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Словари, издательство Просвещение, год 1996. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геральд Матюшин - Археологический словарь
Рейтинг:
Название:
Археологический словарь
Издательство:
Просвещение
Жанр:
Год:
1996
ISBN:
5-09-004958-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Археологический словарь"

Описание и краткое содержание "Археологический словарь" читать бесплатно онлайн.



В словаре раскрываются важнейшие термины археологии — науки, интересующей миллионы жителей Земли. Ведь только с помощью археологии мы можем познать большую часть истории, а значит — понять себя и окружающий мир. Главное внимание уделяется проблемам происхождения человека, становления современной цивилизации, археологии нашей страны.

Данное издание является первым опытом создания отечественного археологического словаря. Предназначено для учащихся, студентов, учителей, всех любителей истории и археологии.

[Отсутствуют иллюстрации и часть текста в статье "ПРАРОДИНА ЧЕЛОВЕКА"]






Интересно заметить, что при изготовлении вкладышевых орудий впервые стал применяться асфальт. Использовались естественные месторождения асфальта, озокерита, битум, горный воск и т.п. Асфальтом приклеивали кремневые вкладыши к костяной или деревянной оправе. Следы асфальта найдены при раскопках на многих вкладышевых орудиях. В записанной ок. 2500 г. до н.э. шумерской эпической поэме об Утнапиштим говорится о том, что при потопе корабль был осмолен асфальтом. В 605-562 г. до н.э. Навуходоносор использовал асфальт как водонепроницаемое вещество Для покрытия зданий, Набополосар — для покрытия дорог, Саргон I применял его при строительстве дамбы на Евфрате. С помощью асфальта обеспечивалась гидроизоляция в садах Семирамиды. В средние века асфальт использовали в качестве лечебного средства. Арабы соскабливали асфальт с бальзамированных трупов и под названием «мумия могильная» использовали как лекарство.

В 1832 г. появились первые асфальтированные улицы в Париже, асфальт снова стал применяться для покрытия дорог. Позднее стали изготавливать и искусственный асфальт.

Главные орудия с использованием М. — жатвенные. Посеять можно и рукой в рыхлую почву, но срезать твердые колосья можно только очень острым орудием. Таким орудием и был жатвенный нож с М., найденными при раскопках стоянок VIII-X тыс. до н.э. Жатва — дело срочное, чуть запоздаешь — и хлеб осыпался. Пропали труды целого года, а впереди голод. От нескольких дней жатвы зависела вся жизнь. Поэтому нужны были не только острые, но и надежные жатвенные орудия. Острыми они были потому, что в лезвие их впрессовывали на битуме острые М. Причем, чем меньше М., тем он острее, но тем большее число таких кусочков камня в лезвии ножа. А это плохо. Чем больше кусочков, тем труднее их закрепить в одном лезвии. Возникала проблема надежности: если сломается жатвенный нож, то, пока делаешь новый — хлеба осыплются. Нужно было придумать такую технику, чтобы любая поломка устранялась быстро и надежно, сделать так, чтобы М. не выскакивали из оправы. И вот тут-то выручала геометрическая форма. Трапеция или треугольник, заходя длинной стороной друг за друга, не давали выскакивать вкладышам, поддерживали друг друга в лезвии-оправе. Конечно, без поломок не обойтись. И тут важно было не только быстро заменить один острый вкладыш другим, но и нужно, чтобы он точно встал на место выпавшего. Значит, у всех вкладышей должна быть строго одна форма, точно один угол скоса (который не давал бы возможности М. выскочить из лезвия и т.п.). Вот почему еще 12 тыс. лет назад были придуманы геометрические фигуры из камня. Любимой из них была трапеция, низкая, с одной пологой стороной 25-35°, другой покруче — 45-55°, т.е. асимметричная. Она особенно хорошо крепилась в оправе и давала длинные режущие лезвия. Такие трапеции широко распространились в раннеземледельческих культурах на Ближнем и Среднем Востоке (Ирак, Иран и Средняя Азия). В Натуфе больше любили сегменты. Каждая группа племен сама выбирала себе главную форму М. Без М. трудно было бы человеку быстро собрать большой урожай зерна. А хлеб не только нужно было запасти для себя на целый год, но и обеспечить им тех соплеменников, которые строили башни и стены для охраны общинных запасов. Жатвенные орудия с острыми лезвиями из геометрических М., надежно запрессованных в костяную или деревянную оправу, позволяли быстро заготовлять в дни жатвы большое количество зерна. Эти большие запасы позволяли людям отвлекаться от забот о пропитании на другие дела. Причем вначале запасы пополнялись сборами диких злаков. Когда из-за засухи дикие хлеба стали выгорать, то человек стал поливать их. Заботясь о хлебе, он начал переносить посевы ближе к воде. Началось земледелие. Только переход к земледелию и скотоводству позволил позднее освоить низины Месопотамии и построить там города и храмы. Конечно, от Джармо и Иерихона до Шумера было далеко и по времени, и по расстоянию. Но связи в то время уже были широкими. Геометрические М. с выемками на Ближнем и Среднем Востоке существовали недолго — только в позднем палеолите и в раннем мезолите. А потом они вдруг исчезают. Но к тому времени появляются уже настоящие серпы. Стал известен и металл. В Средней Азии и в Европе геометрические М. живут дольше. Однако в Европе размеры их изменились. Изменилась и форма. Выемки на них стали почти незаметными, а формы — более симметричными и разнообразными. И применять их стали не только как вкладыши в ножи, но и как наконечники. Любопытно, что карта распространения геометрических М. точно совпадает с распространением сельского хозяйства. И еще — оказалось, что территория культур с геометрическими М. точно совпадала с территорией предков индоевропейских народов.


МИНДЕЛЬ — ледниковая эпоха, Альпы. На территории нашей страны соответствует окскому оледенению.


МИНОЙСКАЯ КУЛЬТУРА — культура Греции и Крита III-II тыс. до н.э. Бронзовый век. Подразделяют на ранне-, средне- и позднеминойский периоды. Некоторые ученые предполагают, что М.к. погибла в 1400 г. до н.э. после извержения вулкана Санторин.


МИНОЙЦЫ — население Крита в бронзовом веке. Большая их часть, видимо, переселенцы из Анатолии, появившиеся здесь еще в неолите. Прослежены активные торговые связи с В. Средиземноморьем. Ок. 2000 г. до н.э. строятся дворцы Кносс, Маллия и Фест. В XVIII-XV вв. до н.э. Крит контролировал ю. Эгейского моря. Города разрушены ок. 1450-1400 г. до н.э. Иероглифическая письменность Крита еще не расшифрована. Минойские дворцы оборудованы канализацией, украшены обильными росписями. Критская керамика орнаментирована криволинейными растительными изображениями морских пейзажей. Бронзовые и золотые вещи. Фрески, печати и статуэтки изображают атлетов, прыгающих через быка. Такие сцены еще в VII-VI тыс. до н.э. изображались в Чатал-Гуюке и в Анатолии. Видимо, культ игры с быком перешел в Европу из Малой Азии.


МИТАННИ — царство в междуречье Тигра и Евфрата ок. 1500 г. до н.э. Было разрушено хеттами ок. 1370 г. до н.э. Документы написаны на индоевропейском языке.


МИФЫ (от др.-греч. «мифос» — предание, сказание) — рассказы, излагающие в связной форме представления древнего человека о мироздании и его происхождении. М. у первобытных народов тесно связаны с обрядами. Напр., у австралийцев М. воспроизводятся в театрализованной форме во время инициации — церемоний посвящения юношей как средство ознакомления молодежи со священной историей племени, как передача племенной мудрости. В первобытной мифологии сливаются зачатки словесного искусства, религии и представлений о природе и обществе. Основное содержание М., напр. у австралийцев — описание мифических троп героев «эпохи сновидений», священно и должно быть сохранено в тайне от непосвященных, т.е. женщин и детей. Однако содержание М. все же теми или иными путями проникает в среду непосвященных. Здесь М. рассказываются уже не в связи с передачей мудрости, а скорее для развлечения. Фантазией рассказчиков М. постепенно превращается в сказку. Конечно, это не единственный путь формирования сказочного эпоса, но сказки, возникшие на основе М., позволяют реконструировать и мировоззрение первобытного человека. Интересно, что сами австралийские аборигены различают М. и сказки. Сказки лишены священного значения, доступны непосвященным, могут рассказываться для развлечения, а также для устрашения, чтобы держать непосвященных в повиновении.

Кстати, увлекательнейшие др.-греч. М. содержат немало сведений и по истории каменного века. Многочисленные М. об Артемиде, охоте и т.п. содержат сведения об эпохе мезолита в Европе. Пережитки каменного века в идеологии античной Греции можно видеть в поклонении камням: отдельным камням поклонялись как Эроту, другим — как Гераклу и т.п. Полифем — жестокий бог рождающегося скотоводства и земледелия, требующий человеческих жертвоприношений, напоминает неолитические времена. С возникновением земледелия связано обожествление земли, неба, солнца, рек, ручьев. Совместный пир рабов и господ на празднике бога Кроноса говорит о том, что М. о нем возник также в доклассовую эпоху. Период бронзы характеризуется многочисленными М. о домашних животных.

Но постепенно антропоморфизм вытесняет зооморфизм. С развитием старых и появлением новых средств производства количество богов возросло. В это время, очевидно, оформляется культ Зевса. Сопутствующие ему атрибуты — колесницы, металлические копья и пр. проявляются лишь во II тыс. до н.э. Борьба Зевса с Кроносом отражает борьбу культов старых мезолитических и неолитических богов с новыми божествами эпохи металла. Обращает внимание «поведение» богов: они часто ссорятся, обманывают друг друга, воюют, часто и бессмысленно жестоки, кровожадны, прожорливы и т.п. Почему же так неприлично «ведут» себя боги? Вероятно, в рассказах о богах отражались представления древних людей о природе и ее явлениях — грозе, дожде, урагане, засухе, наводнении. А эти явления, борясь между собой, приносят жестокие разрушения, голод, смерть, засуху. Рассказывая о безнравственности богов, люди вместе с преклонением высказывали и осуждение этим силам — богам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Археологический словарь"

Книги похожие на "Археологический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геральд Матюшин

Геральд Матюшин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геральд Матюшин - Археологический словарь"

Отзывы читателей о книге "Археологический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.