Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"
Описание и краткое содержание "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать бесплатно онлайн.
В книге инженер-капитана 1 ранга запаса М. Г. Алексеенко рассказывается о боевых действиях черноморцев в годы Великой Отечественной войны.
Перед читателем раскрываются яркие страницы, вписанные в героическую летопись Черноморского флота подводниками, а также военными инженерами, электриками, ремонтниками — всеми теми, кто самоотверженно боролся за живучесть подводных кораблей, обеспечивал их успешные боевые действия.
Эту книгу, написанную на основе фронтовых дневников и личных воспоминаний участников событий, с интересом прочтет широкий круг читателей, особенно молодежь.
Общественный рецензент контр-адмирал запаса А. С. Жданов.
Литературная обработка Г. Ф. Лючина.
В другом походе при зарядке аккумуляторной батареи оборвалась и упала на коллектор кормового якоря обойма щеткодержателя у правого генератора. Сильное искрение на коллекторе и показавшийся дымок привлекли внимание Лебединцева.
Для осмотра генератора и ликвидации повреждения легли на грунт.
Осмотрели генератор. Оказалось, что коллектор по всей окружности у одной щетки полностью «запаялся». Работы хватило всем. В течение суток поочередно, начиная от инженера-механика Прозуменщикова и кончая мотористами, обливаясь потом, трудились подводники. Демонтировали траверзу, запилили, сколько могли, заусеницы, сами продорожили коллектор и смонтировали щеточный аппарат вновь. Заканчивали сборку агрегата уже в надводном положении.
Командир подводной лодки «Л-4» капитан 3 ранга Е. П. Поляков.
Вспоминается мне и такой случай, происшедший на лодке «Л-4» уже значительно позднее.
На позиции производили зарядку аккумуляторной батареи. После окончания зарядки командир приказал:
— Срочное погружение!
В момент погружения в центральном посту появилось пламя.
— В чем дело? — спросил командир, спускаясь из рубки, в центральный пост.
Но очаг пожара уже был ликвидирован. А случилось вот что.
К концу зарядки произошло короткое замыкание главных кабелей. Там, где они расположены, находится пробный краник от цистерны с соляровым маслом, капли которого за несколько лет разъели изоляцию кабелей.
Вспыхнувший от короткого замыкания огонь привлек внимание находящегося в центральном посту инженера-механика. Он приказал Лебединцеву:
— Бери лом, действуй!
Старшина группы электриков подводной лодки «Л-4» мичман В. Ф. Лебединцев.
Лебединцев, не раздумывая, снял с доски специальный, с изоляцией, аварийный лом и развел им кабели.
Затем, отключив аварийную группу батареи, он наложил изоляцию на поврежденный участок кабеля. Быстрые и решительные действия Лебединцева предотвратили серьезную аварию.
— Техника наша со стажем и иногда не выдерживает больших нагрузок, — сказал Поляков. — А люди вот выдерживают любые испытания. И приказал: — Объявите по отсекам, что за решительные и умелые действия я объявляю Лебединцеву благодарность.
…Партийное собрание экипажа «Л-4» состоялось вечером. Коммунисты по-деловому взвесили свои возможности и наметили меры по быстрейшему завершению ремонта. Собрание обязывало партийное бюро регулярно подводить итоги работы, обобщать опыт передовиков, критиковать отстающих. В решении особо подчеркивалось, что на всех участках коммунисты должны возглавить борьбу за досрочный ввод корабля в строй.
Собрание всколыхнуло не только членов партии, но и весь экипаж. Тон задавал парторг Василий Алексеевич Сулименко. Сам он торпедист, но, неплохо зная другие специальности, успевал повсюду. Сулименко, помимо исполнения своих обязанностей, активно участвовал в ремонте электропривода сбрасывания мин, а в трудные дни авральных работ был с электриками.
Дружба торпедиста Сулименко с электриками, с другими специалистами помогала ему, парторгу лодки, мобилизовать личный состав на выполнение ответственных задач. Чувство локтя, развитое в коллективе, способствовало взаимной выручке и в бою, и в работе.
Парторг подводной лодки «Л-4» старшина группы торпедистов В. А. Сулименко на боевом посту.
Люди шли к парторгу, сообщали ему о малейших неполадках в ходе работы по ремонту лодки. Как-то старшина группы трюмных машинистов П. П. Меняйло обнаружил, что рабочие, ремонтирующие лодку, допускают иногда брак. Меняйло рассказал об этом Сулименко, а тот доложил командиру.
Этот сигнал встревожил командование. Решено было усилить бдительность, внимательнее принимать отремонтированные механизмы. Сулименко и сам беседовал с рабочими, объяснял им, что на лодке не может быть мелочей, каждый винтик важен и малейший брак, допущенный при ремонте, может вызвать тяжелые последствия.
Благодаря дружным усилиям коммунистов, всех членов экипажа подводная лодка «Л-4» вышла в море своевременно.
Много славных боевых походов совершил экипаж краснознаменной лодки «Л-4». Об одном из них нельзя не рассказать.
…Вахтенный доложил:
— Идут две большие баржи!
Командир ведет лодку на сближение. Но расстояние до вражеских судов не сокращается.
Уйдут баржи? Нет, капитан 3 ранга Поляков этого допустить не может!
— Артиллерийская тревога! — раздается его команда по отсекам.
На глазах у фашистских пиратов из пучины моря показывается рубка и пушка подводного корабля. Первым на палубу выскакивает комендор комсомолец Иван Мастаков, а затем и весь артиллерийский расчет занимает свои места.
Руководит артиллерийским боем лодки старший лейтенант И. Г. Велиженко. Он стоит на мостике и спокойно отдает команды орудийному расчету. А вокруг все кипит, стонет под бешеным огнем фашистских пулеметов и пушек. Кажется, что волны и те пригибаются под вихрем вражеских снарядов и пуль. Артиллеристы же нагибаются лишь за очередным снарядом, чтобы зарядить орудие.
Подлинный образец бесстрашия показал в этом бою Иван Григорьевич Велиженко. Его комендоры действовали смело, четко и слаженно. Вскоре было отмечено прямое попадание в баржу. Клубы черного дыма охватили судно, и оно затонуло. Другая баржа выбросилась на берег.
Когда лодка ушла из района атаки, командир приказал коку составить праздничное меню. За обедом моряки подняли чарки за одержанную победу. Много поздравлений и теплых слов было высказано в адрес артиллеристов — «именинников» этого дня. Ведь не так уж часто приходится подводным лодкам топить вражеские корабли не торпедой, а снарядом.
В начале мая 1944 года мы проводили лодку «Л-4» в очередной боевой поход.
Наступили радостные дни. Советские войска гнали гитлеровцев повсюду. Шли бои и за освобождение Крыма. Главная задача подводных лодок в это время заключалась в том, чтобы блокировать берега полуострова, не дать фашистам безнаказанно уйти в свои порты.
…Лодка «Л-4» находилась на своей позиции. В час ночи радист старшина П. Ф. Третьяков включил приемник и начал записывать текст передаваемого по радио приказа Верховного Главнокомандующего: «Наши войска, — медленно выводил буквы Третьяков, — заняли Севаст…». От волнения перехватило дыхание. Старшина выскочил из радиорубки.
— Товарищи! Севастополь освобожден! Ура!
Командир бригады подводных лодок контр-адмирал С. Е. Чурсин зачитывает Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении подводной лодки «С-33» орденом Красного Знамени.
Старший лейтенант П. И. Новиков по переговорным трубам передал всему личному составу:
— Севастополь освобожден!
Поляков потребовал у Третьякова текст приказа. Смущенный радист передал командиру журнал. Там было записано: «Наши войска заняли Севаст…». Поляков улыбнулся и, как всегда, лаконично потребовал:
— Принять приказ полностью!
Третьяков бросился в радиорубку, чтобы продолжить прием приказа. Старший инженер-лейтенант Козырев писал вместе с ним и тут же вслух читал для всех, кто находился рядом.
— Нам благодарность от Главнокомандующего! — воскликнул Георгий Иванович Козырев.
Радость, наполнившая все отсеки лодки, казалось, вырвется наружу. Каждому было бесконечно дорого это сообщение — Севастополь наш! Такого известия ждали многие месяцы, начиная с того самого дня, когда узнали, что советские войска вынуждены были оставить столицу черноморских моряков. И вот этот долгожданный час пришел.
— Наше соединение будет именоваться Севастопольским! — продолжал Козырев комментировать приказ.
Трижды Герой Советского Союза полковник А. И. Покрышкин в гостях у подводников лодки «Л-4».
Севастополь!.. Многое связано с этим гордым именем у экипажа лодки «Л-4». Отсюда она уходила в свои первые боевые походы. Сюда подводники капитана 3 ранга Полякова в период героической обороны города совершили семь рейсов, доставляя отважным защитникам боеприпасы и горючее. Трижды корабль прорывался в севастопольские бухты в самые жаркие дни — во второй половине июня 1942 года. Бомбежки с воздуха, взрывы «глубинок», артиллерийские обстрелы — все выдержали члены экипажа Евгения Петровича Полякова.
Во время обороны Севастополя совершил свой подвиг Иван Степанович Перов, боцман прославленной лодки «Л-4». Позднее за ратные подвиги мичману Перову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"
Книги похожие на "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Алексеенко - Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)"
Отзывы читателей о книге "Глубинами черноморскими испытанные. (записки инженера-подводника)", комментарии и мнения людей о произведении.