Роман Белоусов - Тайны морских катастроф

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны морских катастроф"
Описание и краткое содержание "Тайны морских катастроф" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — увлекательный рассказ о тайнах, которые хранит Мировой океан. О лежащих на дне галионах, набитых золотом обеих Индий, о Летучих Голландцах, морских чудовищах, топящих корабли, об ушедших в морскую пучину городах и странах, о загадочном Бермудском треугольнике и засургученных бутылках с письмами, доходящими по адресу через столетия, о знаменитых морских катастрофах, подобных гибели «Титаника». Словом, это своеобразный свод легенд, преданий, исторических фактов о величии океана и об извечном противоборстве с ним человека.
Успех «Атласа» и число желающих руководствоваться им при поисках кладов подсказали Коффману идею создать «Поисковую ассоциацию» и таким образом монополизировать бизнес по поиску сокровищ. Иными словами, родилась целая индустрия кладоискательства: был создан специальный флот судоподъемных кораблей и катеров, налажена торговля аквалангами, телекамерами для подводных съемок, искателями металла, подводными часами, компасами и другим специфическим оборудованием. Не забыл Коффман также и о новом издании «Атласа» — теперь в нем насчитывалось 3500 «адресов» затонувших кораблей и карт. Тираж составил 300 тысяч экземпляров. Самому Коффману незачем шарить по дну и рисковать. «Сокровищный бизнес» принес предприимчивому бизнесмену солидный заработок. За короткий срок он здорово разбогател.
ПРОРЕХА В КАРМАНЕ КОРОЛЯ
В нью-йоркском магазине «Тиффани» продаются поднятые с затонувших кораблей ожерелья, кольца, монеты, золотая и серебряная утварь. Особенно богатый ассортимент, обнаруженный на испанском галионе «Консепсьон», был выставлен на продажу в 1981 году.
Корабль этот был легендой. Много раз пересекал он океан с ценным грузом. Но в 1641 году ему не повезло: загруженное до самых пушечных бойниц золотом и серебряными реалами судно во время шторма напоролось на рифы. Случилось это у берегов нынешней Доминиканской Республики. Пожалуй, самая крупная на море утрата для Испании в XVII веке — прореха в кармане короля.
Груз галиона был оценен в 14 миллионов долларов. А обнаружил судно в наши дни, как сообщил журнал «Крисчен сайенс монитор», неутомимый искатель подводных кладов Берт Уэббер.
Долгим и трудным был его путь к цели. Он начался с холодной быстрой речки, протекавшей мимо его дома в Эннвилле, штат Пенсильвания, где Берт рос. И завершился в ноябре 1978 года, в тот победный миг, когда в теплых водах у берегов Доминиканской Республики Уэббер обнаружил давно потерянный галион «Нуэстра Сеньора де ла Пура и Лимпиа Консепсьон».
Многие экспедиции пытались, но не смогли установить местонахождение этого «самого богатого судна, когда-либо покидавшего берега Вест-Индии». Среди участников экспедиций были английский автогонщик Малколм Кэмбелл, изобретатель автоматического тренажера для штурманов Эдвин Линк и «король морских глубин» Жак Ив Кусто.
Вполне возможно, что кто-то из них и проходил над местом, теперь именуемым Серебряной отмелью, над коралловым рифом, предательски скрывшимся под самой поверхностью воды, в 85 милях к северу от острова Эспаньола (старое название острова Гаити), на котором расположены Гаити и Доминиканская Республика. Но рассеянные обломки «Консепсьона», погребенные под толстым слоем песка и обросшие тоннами кораллов, упорно хранили свою тайну.
«Консепсьон», построенный в Гаване в 1620 году, много раз пересекал Атлантику в составе караванов с сокровищами, вывозимых из Нового Света в Испанию.
По подсчетам ученых, с 1500 по 1820 год такие высокобортные тяжелогруженые суда 17 тысяч раз пересекли океан туда и обратно, ввезя в Испанию награбленных сокровищ более чем на 20 миллиардов долларов. Поразительно, но из всего этого богатства было утеряно в морских водах либо захвачено пиратами лишь каких-нибудь 5 процентов.
В 1641 году «Консепсьон», имея около 500 человек пассажиров и команды на борту и годовую добычу серебра в реалах, отчеканенных в испанских владениях — нынешних Мексике, Боливии и Перу, в составе так называемого «золотого» флота возвращался на родину.
Дата отплытия была перенесена на 20 сентября, с задержкой на месяц от срока, когда можно плыть без опасения быть застигнутым ураганами, являющимися бедствием в этой части Атлантики. 29 сентября начался сильнейший шторм, потопивший многие суда и рассеявший остальные.
«Консепсьон», сильно потрепанный гигантскими волнами, перекатывавшимися даже через его почти 15-метровой высоты корму, выдержал натиск, но оказался без мачт. Судно еще три недели держалось на плаву. Вопреки советам умудренного опытом адмирала лоцманы, которым принадлежало в этих вопросах последнее слово, направили корабль к югу. Через неделю он сел на риф, и все попытки сняться с него потерпели неудачу. Корма застряла между двумя коралловыми выростами, а нос ушел глубоко под воду. Новый тропический шторм довершил дело. Спастись смогло лишь менее половины пассажиров и членов команды.
Катастрофа «Консепсьона» нанесла заметный ущерб испанской казне. Многочисленные испанские экспедиции по спасению затонувших сокровищ оказались безрезультатными. Со временем и вовсе память о местонахождении галиона стерлась.
К началу нашего столетия это затонувшее судно стало, по словам автора книги «Утраченные сокровища «Консепсьона», вышедшей в 1980 году, чем-то вроде «Эвереста в мире искателей сокровищ».
Берт Уэббер оказался одним из исследователей морских глубин, кого не обуревала, как многих друга, мечта о сокровищах этого таинственного корабля.
— Для меня деньги никогда не были единственной целью, — заявил он. — Разумеется, надо платить по счетам и обеспечивать семью, но меня больше всего влечет поиск, приключение, погоня за мечтой, стремление к невозможному. То, что требует мужества, бросает вызов.
Его детские и юношеские годы прошли под впечатлением от книг о затонувших сокровищах. К шестнадцати годам он нырял с аквалангом в затопленных каменоломнях Пенсильвании. Он не стал учиться в колледже, а поступил в училище подводного плавания в Майами. Его паруса наполнила ветром первая же экспедиция, занимавшаяся поисками кораблей XVIII века под руководством Артура Макки из Музея затонувших сокровищ во Флориде.
— Брезжила надежда, что будут найдены сокровища, — вспоминал Уэббер. — Их не оказалось. Но подводные операции, подъем грунта, сделанные находки настолько притягивали к себе, что я понял: надо найти средства, чтобы это стало моей профессией.
Дорога оказалась тернистой. Экспедиции, в которых участвовал Уэббер, были случайными, плохо подготовленными и не привели ни к чему. В конце концов он решил самостоятельно искать затонувшие суда в районе Флориды и Багамских островов. Год за годом приносил сплошные разочарования.
В промежутке между экспедициями, из которых он возвращался с пустыми руками, Уэббер работал у конвейера на заводе, торговал энциклопедическими словарями — делал все, чтобы прокормить жену и четверых детей.
Успех был обеспечен сподвижником Уэббера Джимом Хаскинсом, который высказал мысль, что следовало бы заняться «Консепсьоном».
— Мне кажется, там еще много не найденных богатств, — сказал ему Хаскинс. — Все записи говорят о том, что Фипсу в свое время не удалось найти корму судна, заросшую кораллами.
В течение четырех лет они копались в вест-индских архивах в Севилье, в Морском музее в Мадриде, в Британском музее и в лондонских государственных архивах.
— Чем больше я анализировал записи, — вспоминал Уэббер, — тем больше приходил к выводу, что успех возможен и следует сделать попытку. Изучив уже достаточно материалов, я занял деньги у одного чикагского банкира, добился исключительного права на розыски у правительства Доминиканской Республики и достал карту аэрофотосъемок. В 1977 году начал одну из самых основательно подготовленных экспедиций, которая когда-либо отправлялась к Серебряной отмели.
Тщательно отобранная Уэббером группа провела на рифе целых пять месяцев. Они нашли обломки тринадцати судов, нанесли их местонахождение на карту и передали Доминиканской Республике. Но «Консепсьон» обнаружить не удавалось.
Возвратившись в Чикаго, Уэббер с помощью обеспечивавших ему финансовую поддержку друзей основал фирму «Сиквест Интернэшнл» и отправил Хаскинса снова в Испанию продолжать заниматься архивными материалами.
Большой удачей для Хаскинса было знакомство с Викторией Стаппелс-Джонсон, молодой канадкой, изучавшей по заданию профессора Питера Эрла из Лондонской школы экономики историю «Консепсьона» по испанским источникам. Профессор собирал материал для книги о флоте 1641 года.
— Мы связались с Эрлом, — вспоминал Уэббер. — Как знать, думали мы, вдруг у него окажется та ниточка, которой недостает нам. Мы даже не догадывались, что у профессора уже давно был утраченный, казалось, ключ ко всему делу: судовой журнал корабля «Генри»!
Уэббер получил копию журнала, исписанного характерными для XVII века буквами: «Журнал нашего путешествия начинается с Божьей помощью в 1686 году на борту корабля «Генри» под командованием Фрэнсиса Роджерса, направляющегося к банке Амброзия, что к северу от острова Эспаньола, в компании с «Джеймсом и Мэри» под командованием капитана Уильяма Фипса на поиски затонувшего испанского галиона, в чем да поможет нам Бог».
Фипс отправил «Генри» первым для поисков рифа и места катастрофы. Так что судно «Джеймс и Мэри», которым командовал сам Фипс, прибыло к месту нахождения «Консепсьона» позже, и его судовой журнал отражает не само обнаружение обломков, а операцию по их извлечению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны морских катастроф"
Книги похожие на "Тайны морских катастроф" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Белоусов - Тайны морских катастроф"
Отзывы читателей о книге "Тайны морских катастроф", комментарии и мнения людей о произведении.