Алла Болотова - Психология коммуникаций

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психология коммуникаций"
Описание и краткое содержание "Психология коммуникаций" читать бесплатно онлайн.
В монографии представлены истоки и механизмы формирования, развития и функционирования коммуникативной подсистемы общественной жизни. Авторами обобщены и проанализированы эмпирические работы последних лет в области психологии коммуникаций в отечественной и зарубежной науке. Это позволило предопределить существующие коммуникативные стратегии и тактики как наиболее эффективные в различных кризисных ситуациях, особенности их реализации и освоения в профессиональной деятельности. Коммуникавистика представлена как целостная система на пути изучения природы социального взаимодействия в исторической ретроспективе ее основных школ, учений и направлений в психологии, философии и культурологии. Даны обзоры авторских исследований различных феноменов социальных коммуникаций в кросскультурном аспекте, включая техники фасилитации больших групп.
Книга предназначена для тех, кто занимается психологическими исследованиями в области человеческих коммуникаций, социологов и философов, политологов и демографов, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, а также для всех интересующихся реалиями современного социума.
Знаки превосходства: 1) одежда, свидетельства превосходства в одежде: а) цена – чем она выше, тем выше статус – цену мы вычисляем, видя качество одежды, ее дефицитность (частоту встречаемости), модность; б) силуэт одежды: «высокостатусным» считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, а «низкостатусным» – приближающийся к шару; в) цвет: для высокого статуса – черно-белая гамма, чем ярче и насыщеннее цвет, тем ниже статус (красный – официант, швейцар);
2) соотношение знаков одежды с ситуацией общения: одни и те же элементы по-разному интерпретируются в зависимости от ситуации;
3) манера поведения: независимость в различных обстоятельствах и ситуациях от партнера, ситуации общения, от мелких норм общения. Интерпретация зависит от готовности воспринимающего признать эту независимость обоснованной [Крижанская, Третьяков, 2005].
II. Фактор привлекательности. Если человек нравится нам внешне, мы склонны считать его хорошим, умным и т. д.
Проведенный в школе эксперимент показал следующее. Учителям давалось дело ученика, к нему прилагались разные фотографии. Привлекательным детям учителя приписывали более высокий интеллект, лучший статус в группе сверстников, родителей, занимающихся их воспитанием.
В другом эксперименте люди оценивали красивых людей как более уверенных в себе, счастливых и искренних, уравновешенных, энергичных, духовно богатых. Мужчины оценили красивых женщин как более заботливых и внимательных.
Знаки привлекательности: 1) соответствие социально желательным признакам; 2) усилия, которые затрачиваются человеком для соответствия одобряемому типу внешности (телосложение – мезоморфный тип получает наиболее положительные оценки по психологическим свойствам, толстяки – наиболее отрицательные). Привлекателен тот тип телосложения, который социально одобряется. Но еще более привлекательны усилия, затраченные на его получение.
III. Фактор отношения к нам. Мы выше оцениваем людей, которые относятся к нам положительно. При явном отрицательном отношении к нам мы не замечаем положительных сторон в партнере.
Эксперимент, показывающий значение этого фактора: выявив мнения людей, их знакомили с мнениями других людей по этим же вопросам и затем просили оценить этих людей. Чем ближе чужое мнение к собственному, тем выше оценка человека. Чем выше оценивается человек, тем большее сходство его взглядов с собственными от него ожидали. Разногласий просто не замечают.
Знаки согласия: кивки, одобряющие улыбки, слова, манера поведения.
Аттракция и имидж. Оценочный компонент социальной перцепции называется в психологии аттракцией – привлекательностью. Позитивный имидж подразумевает необходимость возникновения аттракции у реципиента по отношению к индуктору.
Существуют разные формы аттракции: от симпатии и уважения до дружбы и любви.
Механизм формирования аттракции, как и другие психологические механизмы, часто работает без участия сознания. Всем, наверное, знакомы ситуации, когда смотришь на совсем незнакомого человека и вдруг испытываешь к нему неприятные чувства, совершенно непонятно почему. А на другого только взглянешь – и сразу «любовь с первого взгляда». Это и есть результат подсознательной работы механизмов формирования аттракции.
У возникновения аттракции есть свои закономерности.
1. Красивые люди чаще вызывают аттракцию. Но если воспринимающий человек сам оценивает себя как не очень привлекательного внешне, у него будут вызывать симпатию люди равной с ним привлекательности, более же красивые будут вызывать негативные чувства.
2. Вызывают неприятие и слишком идеальные люди.
3. Аттракцию вызывают люди, которых воспринимающий оценивает как похожих на себя (фактор сходства). Человек испытывает влечение к людям, сходным с ним по физическим особенностям, социальному происхождению, интересам, взглядам. Но если сходство имеет значение для установления отношений, то для их продолжения необходима комплиментарность (например, комплиментарность потребностей – важный фактор стабильности отношений).
4. Люди, талантливые или компетентные в области, близкой к нашим потребностям и интересам, в наших глазах привлекательнее людей со средними способностями или тех, чья компетенция далека от наших интересов.
5. Более привлекательны люди, связь с которыми на протяжении длительного времени приносила пользу обеим сторонам, взаимно вознаграждалась.
6. Частота встреч также способствует возникновению аттракции. Чем чаще контакты, тем больше вероятность возникновения аттракции.
7. Фактор близости в пространстве партнеров по общению.
Дресс-код в социальных коммуникациях. В ряде исследований указывается, что одним из личностных факторов, затрудняющих общение, может выступать эпатажность, экзальтированность субъекта общения, его неаккуратность и неуместность его одежды. В современных корпоративных структурах внешний вид в соответствии с дресс-кодом становится носителем бренда фирмы, определяет организационную культуру фирмы или корпорации, по которой судят о ее экономической состоятельности и социальных достижениях. С другой стороны, отсутствие культуры одежды, невнимание к этой стороне социальных коммуникаций создает определенные барьеры в формирование первого впечатления о другом, уровне его профессионализма, социального статуса.
В последние десятилетия, когда речь заходит об организационных аспектах профессиональной деятельности, наряду с такими понятиями, как корпоративная культура и корпоративный имидж, появилось понятие дресс-кода. Для российских работников долгое время это словосочетание имело довольно-таки неопределенное значение. Но в XXI в. дресс-код стал определяющим моментом в любых направлениях коллективной деятельности и жизни в обществе в целом. Человечество осознало, что самопрезентация в форме одежды – один из важнейших факторов эффективности межличностного общения и взаимодействия.
Что касается организационной культуры, невозможно себе представить профессора МГУ или СПбГУ, читающего лекцию в джинсах и футболке. Сложно поверить продавцу технических новинок, если на нем аляповатый наряд. Вопрос индивидуализации стиля поведения и одежды всегда был заключен в рамки общественного понятия уместности внешнего облика. Дресс-код – это принятая манера одеваться в определенной ситуации или в определенной социальной группе. Дресс-код в отличие от моды предполагает некий определенный стиль одежды, подходящий для конкретных условий жизнедеятельности и профессиональной самореализации.
От корпоративного дресс-кода отличают дресс-код на официальных мероприятиях. Как правило, дресс-код указывается непосредственно на приглашении, чтобы гости смогли заранее подготовиться. Очень часто несоблюдение или незнание особенностей дресс-кода ведет к конфузам и малоприятным моментам в социальных коммуникациях. Например, когда на открытии бутика Chanel в Париже была устроена вечеринка «White», гости, пришедшие не в белых нарядах, чувствовали себя очень неловко, выделяясь на фоне остальных.
В данном случае мы рассматриваем корпоративный дресс-код в различных организациях и его влияние на эффективность социальных коммуникаций.
В связи с этим интерес представляет значение одежды и внешнего облика человека для его профессиональной деятельности, а также влияние его внешнего вида на организационную культуру и взаимосвязь выбора одежды и статуса с личностными особенностями индивида.
Корпоративную культуру можно определить как комплекс разделяемых членами организации мнений, эталонов поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения бизнеса, обусловливающих индивидуальность компании.
Создание корпоративной культуры, если этим не заниматься специально, происходит стихийно. Но все же, как правило, в становлении культуры первостепенную роль играют руководители компании. Они должны рассматривать корпоративную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных сотрудников компании на общие цели и ценностные установки, мобилизовать инициативу коллектива, обеспечивать преданность делу и компании, облегчать общение и достигать взаимопонимания.
Одним из неотъемлемых элементов корпоративной культуры призван стать дресс-код – особый стиль одежды, который должны поддерживать все сотрудники. В крупных корпорациях детали дресс-кода даже оговариваются заранее в трудовом контракте.
Например, основные требования к внешнему виду для сотрудников кредитных организаций или банков – это строгий костюм, классическая обувь, галстук для мужчин, минимум косметики и украшений для женщин. Нередко также обязательным является присутствие в одежде символики финансового учреждения. Это в первую очередь относится к менеджерам, непосредственно работающим с клиентами. К символике относятся, например, корпоративные значок и галстук или карточка с логотипом банка, на которой напечатаны имя и фамилия сотрудника. Большинство кредитных организаций считает недопустимыми яркие расцветки одежды. Предпочтительны серый, темно-синий, черный цвета. Спортивный стиль неприемлем. В большинстве случаев не приветствуются джемперы, свитеры, джинсы, кожаные пиджаки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология коммуникаций"
Книги похожие на "Психология коммуникаций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алла Болотова - Психология коммуникаций"
Отзывы читателей о книге "Психология коммуникаций", комментарии и мнения людей о произведении.