» » » Алла Болотова - Психология коммуникаций


Авторские права

Алла Болотова - Психология коммуникаций

Здесь можно купить и скачать "Алла Болотова - Психология коммуникаций" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Высшая школа экономики»1397944e-cf23-11e0-9959-47117d41cf4b, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алла Болотова - Психология коммуникаций
Рейтинг:
Название:
Психология коммуникаций
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-7598-1107-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология коммуникаций"

Описание и краткое содержание "Психология коммуникаций" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены истоки и механизмы формирования, развития и функционирования коммуникативной подсистемы общественной жизни. Авторами обобщены и проанализированы эмпирические работы последних лет в области психологии коммуникаций в отечественной и зарубежной науке. Это позволило предопределить существующие коммуникативные стратегии и тактики как наиболее эффективные в различных кризисных ситуациях, особенности их реализации и освоения в профессиональной деятельности. Коммуникавистика представлена как целостная система на пути изучения природы социального взаимодействия в исторической ретроспективе ее основных школ, учений и направлений в психологии, философии и культурологии. Даны обзоры авторских исследований различных феноменов социальных коммуникаций в кросскультурном аспекте, включая техники фасилитации больших групп.

Книга предназначена для тех, кто занимается психологическими исследованиями в области человеческих коммуникаций, социологов и философов, политологов и демографов, студентов и аспирантов гуманитарных специальностей, а также для всех интересующихся реалиями современного социума.






М. Снайдер предположил, что не все люди одинаково способны управлять впечатлением о себе. Некоторые ориентированы на мнение окружающих, для других важно собственное внутреннее ощущение Я. Для описания данного качества М. Снайдер ввел термин «самомониторинг», или «саморефлексия», – отслеживание впечатления, производимого на других людей. Самомониторинг определяется следующими факторами [Snyder, 1987]: 1) интересом к впечатлению, производимому их самопрезентацией; 2) интересом к действиям других людей как к руководству самовыражения; 3) контролем самовыражения; 4) готовностью контролировать самовыражение в социальных ситуациях; 5) согласованностью самопрезентации ситуации.

Люди с высоким уровнем самомониторинга отличаются следующими качествами (в скобках приведены соответствующие вопросы из анкеты самомониторинга М. Снайдера):

1) они интересуются социальным соответствием своего самопредъявления («На собраниях я стараюсь сделать или высказать то, что от меня ждут другие люди»);

2) эти люди внимательны к тому, что делают другие, как к руководству для самовыражения («Когда я сомневаюсь, как нужно действовать в социальной ситуации, я смотрю на действия других как на подсказку»);

3) они способны контролировать и видоизменять самовыражение («Я могу, если захочу, смотреть кому-то в глаза и говорить ложь прямо в лицо»);

4) готовы использовать эти способности в особой ситуации («Я могу обманывать людей, прикидываясь их другом, хотя на самом деле не люблю их»);

5) видоизменяют самопрезентацию от ситуации к ситуации («В различных ситуациях, с различными людьми я часто действую как очень разные люди»).

Таким образом, уровень самомониторинга – важное качество, определяющее выбор стратегии самопрезентации личности в общении.

Виды и истоки имиджа. Существуют различные классификации видов имиджа [Перелыгина, 2002].

По типу индуктора выделяют три основных вида имиджа:

1) индивидуальный имидж – имидж отдельного человека, личности;

2) групповой имидж – имидж группы; разновидностями группового имиджа являются корпоративный (организационный) имидж; этнический имидж; гендерный имидж; профессиональный имидж и т. д.

3) предметный имидж – имидж предмета, товара.

Основным механизмом формирования второго и третьего типов имиджей является персонификация – приписывание группе или предмету свойств субъекта, личности. Поэтому базовым видом имиджа является индивидуальный имидж, механизмы его формирования и функционирования универсальны.

При создании группового имиджа необходимо учитывать, что в этом случае включаются специфические механизмы межгруппового восприятия, которые могут повлиять на итоговый продукт социального познания [Андреева, 2003].

Групповой имидж тесно взаимосвязан с индивидуальным имиджем. Имидж группы (большой или малой) влияет на индивидуальный имидж ее членов; в свою очередь члены группы персонифицируют свою группу, и их индивидуальный имидж является составной частью группового имиджа. Именно поэтому для создания позитивного имиджа организации необходима работа над позитивным имиджем ее сотрудников, и в первую очередь руководителей.

В настоящее время разрабатываются также подходы к исследованию имиджа социальных явлений. Е. Володарская [2005] провела анализ имиджа науки как социально-психологического феномена. Она показала, что имидж социально-психологического явления по своему содержанию является синтезом индивидуального имиджа (имидж представителей данного сообщества), группового имиджа (имидж соответствующих организаций) и предметного имиджа (имидж продуктов деятельности организаций и представителей данного сообщества). Данный подход может быть основой для исследования других социально-психологических явлений.

По средствам создания имидж можно разделить на формирующийся в непосредственном межличностном общении и опосредованный, формирующийся в результате использования средств массовой коммуникации.

В зависимости от степени осознанности процесса создания имиджа индуктором выделяют осознанный и неосознанный имидж.

В зависимости от способа формирования – стихийный и управляемый имидж. Стихийный имидж создается индуктором неосознанно и, следовательно, не может сознательно корректироваться. Управляемый имидж формируется осознанно и позволяет целенаправленно выбирать средства самопрезентации и управлять впечатлением, формирующимся у реципиента об индукторе.

По эмоциональному знаку различают позитивный и негативный имидж. Позитивный имидж способствует позитивному восприятию индуктора реципиентом, негативный – вызывает отвержение индуктора. Возможно выделение нейтрального имиджа, не имеющего яркой эмоциональной окраски.

Е. Перелыгина [2002] рассматривает два типа индивидуального имиджа на основании преобладающего типа мотивации, лежащей в основе деятельности по созданию имиджа:

1) имидж, ориентированный на самоощущение (в основе его создания лежит мотивация повышения своей самооценки и достижения психологического комфорта);

2) имидж, ориентированный на восприятие (в его основе лежит прагматическая мотивация, связанная с желанием использовать имидж для более эффективного социального влияния и достижения внешних целей).

Два типа имиджа, по-видимому, связаны с уровнем самомониторинга личности по М. Снайдеру: люди с высоким уровнем самомониторинга будут скорее всего демонстрировать «имидж, ориентированный на самовосприятие», а люди с низким уровнем самомониторинга – «имидж, ориентированный на самоощущение».

Два вида имиджа не являются взаимоисключающими, более того, именно их сочетание приводит к наибольшему успеху в создании имиджа. Такой имидж возможен, когда система ценностных установок индивида совпадает с актуальными социальными ожиданиями. Если же человек ставит исключительно прагматические цели, процесс формирования имиджа затрудняется и становится менее успешным, так как в созданном образе отсутствует органичность.

Особое внимание специалистов, изучающих имидж, привлекает так называемый харизматический имидж, вызывающий необъяснимые на рациональном уровне сильные положительные эмоции по отношению к человеку. Е. Змановская [2005] считает, что харизматический имидж связан с действием иррациональных механизмов и вызывает сильные иррациональные переживания у реципиентов. Автор выделяет следующие глубинные характеристики имиджа, сочетание которых придает имиджу харизму:

1) близость – доступность образа, переживание его как «своего»;

2) экспрессивность – динамичность, эмоциональность, яркость образа;

3) сексуальность (эротичность) – чувственность образа, его способность притягивать и стимулировать возбуждение, актуализируя, таким образом, по-видимому, вытесненные содержания подсознания;

4) доминантность – властность, сила образа, способность вызывать желание подчиняться и следовать за этим человеком;

5) агрессивность – способность вызывать страх или провоцировать гнев;

6) архетипичность – отражение в образе архетипов (содержания коллективного самосознания) актуализирует сильные иррациональные эмоции;

7) эталонность – воплощение в имидже социально желательных паттернов поведения, доминирующих в обществе социальных ценностей и установок, что вызывает ощущение «хороший».

Особенностью восприятия имиджа является неотделимость воспринимаемого имиджа от личности индуктора. Фактически, воспринимая имидж, реципиент уверен, что воспринимает и оценивает личность индуктора имиджа.

Имидж часто интерпретируется как маска, используемая для введения реципиента в заблуждение относительно личности индуктора. Однако имидж тесно связан с личностью индуктора имиджа. Имидж-«маска», включающий набор необходимых с точки зрения ожиданий имиджевой аудитории, но не свойственных данному индивиду, характеристик, не может быть эффективным, так как задает искусственный, неаутентичный имидж. Маска может быть использована как первый шаг при разработке имиджа для создания типажа, шаблона, для опробования различных моделей поведения. Но затем необходима индивидуация имиджа – наполнение его индивидуальными чертами, свойственными данному индивиду.

В основе процесса индивидуации имиджа лежит определенная работа, связанная с отбором тех присущих данному индивиду личностных качеств, которые будут отображаться в создаваемом имидже. Для успешного осуществления данного процесса необходимо познание этих качеств, результатом которого является идентичность личности.

Идентичность – структура представлений о себе, убеждений, ценностей, жизненных целей человека, переживаемая субъективно как ощущение тождественности и постоянства своей личности при восприятии других, признающих это тождество [Erickson, 1968].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология коммуникаций"

Книги похожие на "Психология коммуникаций" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алла Болотова

Алла Болотова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алла Болотова - Психология коммуникаций"

Отзывы читателей о книге "Психология коммуникаций", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.