» » » » Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )


Авторские права

Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )

Здесь можно скачать бесплатно "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Рейтинг:
Название:
ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Описание и краткое содержание "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать бесплатно онлайн.



П. А. Кулиш.

ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (1340 —1654) В ТРЕХ ТОМАХ.

ТОМ ПЕРВЫЙ.






тем более из-за оскорбленной гордости. Особенно ободряло козацких ватажков

соперничество между домом Замойских, первенствовавшим в Червонной Руси, и

домом князей Острожских, игравших первую роль на Волыни, в Белоруссии и

ОТПАДЕНИИ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ.

f>5

Б Киевской земле. Зная, что коронный гетман, которому они недавно сослужили

службу под Бычиною, не шевельнет пальцем для защиты своего соперника, князя

Василия, козаки решились отомстить Острожскому за его недавнюю лигу с крымским

ханом и завести смуты в пределах его властвования.

Все украинные паны, колонизуя соседния пустыни, волей и неволей

способствовали развитию козачества. Так называемые официально непослушные

мещане в их вотчинных городах и местечках, равно как и в королевщинах, были

вольные люди, ходившие на Татар под начальством панским слуг и самих пановъ*). II

никто из украинских землевладельцев не пользовался такою популярностью в

кочующем или козацком населении Украины, как Острожские. В качестве киевского

воеводы, князь Василий колонизовал древнее Переяславское городище, дозволив

ютиться в Переяславе всякого рода преступникам без сыска и суда, как это было в

обычае у колонизаторов малорусских пустынь. Не наследовав от знаменитого отца

своего таланта полководца, он тем не менее нуждался в боевом народе для охранения

своих владений, и в самом городе Остроге содержал дружину „вольных людей* под

начальством прославившагося в последствии Наливайка. Но двуличный и изменчивый

во всем, князь Василий играл двойную роль в сношениях своих с козаками. Сперва он

им потворствовал, как никто другой в Украине; покрывал широкой своей властью

козацкие наезды на соседних панов; в молодости, как его упрекали перед королевским

судом, даже лично участвовал в таких наездах; потом, в угоду королю Стефану, готов

был истреблять их совместно с крымским ханом. Козаки давно уже были им

недовольны, и когда грозное сеймовое постановление 1590 года было объявлено на

ярмарках, прибито к дверям мещанских ратуш, городских и земских судов, церквей и

кабаков, досада их сделалась общею. Шляхетные добычники, водившие козацкую орду

на добычный промысел сухим путем и водою, составили за

') Происхождение вольных людей в нашей Руси относится ко временам

первобытным. Князья и другие дедиии перезывали на свои зеили или мещан, или

иноземных колонистов. Отношения между отими поселенцами и землевладельцами

регулировались державными контрактами, которые возобновлялись через каждые 12

лет. В Ковенской, Виленской и Гродненской губерниях доныне существует класс

поселян, называющихся на административном языке „вольными людьми*.

56

.

Порогами зловещий план уничтожить колонизацию украинских пустынь,

превратить всю Украину в неподвластное никому кочевище. Элементы дикой анархии

встали против только-что установившейся здесь гражданственности.

Запорожская вольница прежде всего напала на воеводский город Киев. Укрепления

этого важного пограничного пункта, под эгоистическим управлением князя Василия,

находились в таком состоянии, что сеймовые депутаты, земские послы, еще в 70>х

годах XVI столетия упрекали в небрежности пана киевского воеводу, который, по их

выражению, имел бесстыдство оправдываться своею несостоятельностью, и просил у

шляхетского правительства субсидии для приведения Киева в оборонительное

положение. Козаки, под предводительством своего войскового писаря, Гренковича,

вломились в киевский замок, с тем чтобы овладеть приписанными к замку

имуществами. К числу таких имуществ, как хозяйственная единица, принадлежал

Межигорский монастырь. В качестве завоевателей, козаки не уважили ни

православного монашества, ни самой церкви. Под предлогом, что в монастыре

скрывается какой-то вор, обокравший Гренковича, козаки связали игумена и избили до

кровавых ран. Межигорским игуменом был то время Иосиф Вобрикович-Шшоть,

известный в последствии борьбою против церковной унии, в сане Мстиславского

епископа. Возный генерал Киевского воеводства, составивший судебный акт о

козацком разбое, писал в нем, что козаки, „змучивши и змордовавши игумена",

кинулись по монастырским коморам, а потом, „впадши до церкви, яко одни Татарове",

разбили ларец с монастырскими деньгами и документами на монастырские имущества,

деньги забрали, а документы уиичтожили. Особенно издевались они, по

произведенному возным генералом следствию, над королевскими грамотами; отрывали

„вислыя" печати, рвали пергамент в куски, бросали в грязь и топтали ногами.

Таково было начало козацких бунтов, которые наши историки представляют

войною за веру.

Глава III.

Свобода веры и совести в козачестве.—Первая козако-нанская усобица.—Три

характеристические черты козацких бунтов. — Католический бискуп в качестве

примирителя Козаков с Киевом.—Признаки разложения Польши.—Вторая козако-

иаиская усобица.

Ни запорожским дикарям, сделанным отчасти ручными, ни замковым жолнерам,

дичавшим на киевском пустынном пограничье, не было дела до религиозной стороны

монастырей, находившихся в их распоряжении и „подаваньи“ (jus patronatus). Даже

киевские мещане, люди оседлые, домовитые и естественно расположенные больше

Козаков и жолнеров к благочестию, относились к местным святилищам не лучше, как

воевода киевский к укреплениям. По свидетельству киевского католического епископа

в начале царствования Сигизмунда III, начальники киевского гарнизона держали в

католической замковой капличке своих лошадей, а киевские мещане запирали скот в

развалинах Софийской церкви, и ни сам князь Острожский, ни его православный

подвоеводий, князь Вороницкий, не хотели ничего знать о подобных бесчинствах,

возмущавших душу просвещенного бискупа. Но в козацких нападениях на

православные монастыри, в козацких разбоях по городам и селам, принадлежавшим

вечисто или доживотно православным панам, в козацких набегах на православные

области Турции и на самое Царство Московское, добычный промысел малорусского

козачества не подчинялся нимало чувству единоверия. Мы знаем, что один из

предводителей нашего козачества, в первой половине XVI века, отписал Никольскому

монастырю родовое сельцо свое, а другой, в конце того же столетия, устроил в Киеве

шпиталь. Нам известно, что за Порогами подвизались нередко рыцари, видавшие

широкий христианский и мусульманский свет, одушевленные религиозным

энтузиазмом и мечтавшие о вечной славе козацкого имени. Но козацвая масса

представляла такое смешение вероисповеданий, нравовъ

8

58

.

и обычаев, что ученому дипломату Сарницкому, в царствование Стефана Батория,

козаки казались исповедывающими веру турецкую.

По формации запорожской вольницы, принимавшей к себе всех и каждого без

опроса, кто он и зачем бежал в низовые кочевья, эта вольница необходимо должна была

состоять из представителей всех вер, так точно, как она состояла из представителей

всех племен, сословий и состояний. Мы знаем, что когда шляхетнеє общество

вытесняло из своей среды крайних протестантов, называемых ариянами, эти

протестанты в кочевом товариществе, отрицавшем вообще законы людей

гражданственных, находили себе такой же невозбранный приют, какой обретали в нем

убийцы, воры и всякого рода злодеи. Предоставляя в своем кругу каждому свободу

совести относительно злодейских поступков с отцом, матерью, родством и со всем

обществом, козаки естественно допускали и свободу совести религиозной.

Козацкое скопище было, во-первых, продуктом Азии, насколько Азия была

бессильна притянуть к своим поработительным центрам передовые полчища своих

набегов. Во-вторых, оно было продуктом Европы, насколько господствовавшее в ней

кулачное право было бессильно приучить общество к уважению чужого труда и чужой

собственности. Чт5 касается польского общества, то его феодализм, известный под

именем шляхетской вольности, еще больше, чем дикая Татарщина времен Менгли-

Гирея и полудикая Московщина времен Ивана Грозного, способствовал развитию в

козаках разбойной терпимости, которая набрасывала покров забвения на самые

ужасные злодейства их приемышей. До какой степени эта терпимость была необходима

в образовании сбродного козацкого товарищества, видно из того, как заводились в

Малороссии питомники низовой вольницы, старостинские и вотчинные осады и


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Книги похожие на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон Кулиш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Отзывы читателей о книге "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.