» » » » Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )


Авторские права

Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )

Здесь можно скачать бесплатно "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Рейтинг:
Название:
ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Описание и краткое содержание "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать бесплатно онлайн.



П. А. Кулиш.

ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (1340 —1654) В ТРЕХ ТОМАХ.

ТОМ ПЕРВЫЙ.






места) находившагося в распоряжении местичей, или мещан, города наши подчинялись

праву немецкому.

Замок, или грод, был резиденциею королевских чиновников, с их вооруженною

командою. Он посылал в поле сторожевые разъезды для наблюдения за Татарами. Он

судил и рядит подзамчан, людей замкового прйсуду, жителей королевских пригородов,

которые доставляли ему съестные припасы и отбывали урочные повинности. Он

взимал пошлины, по тогдашнему мыто и промыто *) с привозных и вывозных товаров.

В известные сроки, называвшиеся рочками, в нем заседали гродскЫ (уголовный) и

земский

*) Промытом назывался штраф за уклонение от платежа' мыта.

.

45

(гражданский) суди. В нем же собирались и поветовые сеймики для выбора земских

послов на центральный сейм.

Совершенно независимо от замкового уряда действовало представительство

мещанской муниципии. Главное заведывание городом возлагалось в нем на

бургомистра, избиравшагося ежемесячно из годовых ратманов, или рапцев, а судебная

власть предоставлялась войту и лавашам, избиравшимся на всю жизнь.

Такое самоуправление существовало даже в тех городах и местечках, которые не

имели привилегии на магдебургию и находились под ведомством королевского

старосты или панского губернатора. Оио было введено у нас немецкими выходцами u

составляло противовес праву княжескому (jus ducale), иначе польскому (jus polonicum).

Захожие в Новую Польшу Немцы, как и те, которые водворялись в старой, чрез два-три

поколения теряли свою народность и оелавянивались, в силу непобедимого господства

местного элемента. Но их обычаи в делах торговли, ремесл и городской жизни, их

отношения к соседней шляхте и поселянам оставались теже самые, чтб и в городах

старопольских. Та же самая была здесь и неприязнь между городским и сельским

населением, выражавшаяся беспрестанным тяганьем шляхты с мещанами за

присвоиваемия взаимно земли и права. То же самое соперничество существовало

между городской) н сельскою промышленностью. Так же точно города всасывали в

себя и рабочия силы панских сел, при посредстве своих цехов, шинков и площадных

увеселений. Тем же самым порядком и сельские власти, вместе с отцами порядочных

семейств, удерживали молодежь свою от бегства в мещанские общины.

Города старой, или Привислянской, Польши были первыми седалищами

иноземщины среди Северных Славян и первыми вольницами, протнводейственными

интересам сельского плуга. Города Новой, или Придпепровской, Польши, по характеру

своего образования, сохранили фамильное сходство с городами' старопольскпми. Но

цеховая вольница украинных городов, пользуясь анархическим состоянием

новозаселенных займищ, развивалась в своеобразную форму, преобразовалась в

добычное товарищество, разделила мещан на послушных и непослушных, то-есть на

подчинявшихся повинностям и на таких, которые, называя себя вольными людьми,

примыкали к мещанским муниципиям в виде кочевников; наконец сделалалаеь

известна под общим именем козачества.

Козацкий промысел существовал на Руси со времен Свято-

И6

.

славонских, принимая по временам характер защиты Русской земли от хищников и

представляя в себе постоянное домашнее хищничество. Он был у нас в ходу во все

эпохи колонизации опустошенного Батыем края, и наконец, в борьбе остатков Руси с

остатками Кипчакской Орды, позучил название татарское. Еозатми у Татар назывались

воюющие самовольно добычники, терпимые Ордой по невозможности с ними

справиться. Слово казак в переводе с татарского значит вор. Это не очень лестное

название было присвоено и добычникам русским, занимавшим в русской

общественной среде соответственное, более или менее воровское, положение.

Насколько Москва, .Титла и Дяхва имели общего с ордынским бытом па окраинах

своих владений, настолько у них развилось и нолуазиятское козачество. Это было

скопище людей непокорных никакой власти, ни даже отцовской и материнской,—

товарищество беглецов, угрожаемых карою за преступления, или же таких личностей,

которые, вследствие разных случайностей, были слишком убоги для жизни оседлой и

слишком строптивы для подчинения себя людям домовитым.

Есть основание думать, что город Черкасы назван по имени первых его осадииков

Черкас, называемых ныне Черкесами, и что эти осадники, давая у себя приют

разбойному сброду туземцев (которых ещё Дитмар знал с этой стороны),

распространили под своим именем козачество вверх и вниз по Днепру. Иначе—

Великоруссы, имевшие собственных Козаков, не стали бы называть Черкасами Козаков

днепровских. Они делали это, очевидно, по старой памяти о том времени, когда

колонисты Черкасы не слились еще с туземцами. По крайней мере в XVI веке, до

начала козако-шляхетских усобиц, днепровских и даже днестровских Козаков не

смешивали в Польше с Русским народом, как и прочих кочевников степного

междуречья. Врач царя Алексея Михайловича, Самуил Колинис, называет Черкас (без

сомнения, по московскому преданию) племенем татарским, а древнейшая русская

летопись имя Торков смешивает безразлично с именем Черкас. Писавший по-латыни

польский историк Сарницкий, передавая молву о братьях. Струсях, удостоенных за

свою воинственность песнопений, qnae dumaж russi vocant *), в то же самое время

говорит о козаках, как о племени инородном. В качестве посла

*) Которые Русские называют думами.

_,^ТПАДЕ[ПР, МАЛОРОССИИ ОТ ИТОЛЫИШ.

47

к мусульмански^ государям, Сарницкий проезжал не раз места козацких подвигав,

дивился козацкой отваге, слушал козацкие рассказы об опасностях добычного

промысла па торговом турецком тракте, и однакож написал озадачившие позднейших

читателей слова, что козаки исповедуют веру турецкую. Все ото вместе заставляет

предполагать, что только сильный прилив русского элемента в притоны первобытных

днепровских Козаков переродил их в русских людей, подобно тому, как исключительно

немецкия в начале общины таких городов, как Познань, Гнезяо и Браков, переродились

в общины польские.

Относительно колонизации малорусских пустынь, козаки играли роль,

напоминающую тех поднепровских номадов, которых князья Варягоруссы — то

прогоняли в глубину безлюдных степей, то вербовали в свои ополчения. Подобно

Торкам и Берендеям, Черным Клобукам до-татарского периода русской истории,

днепровские козаки иногда составляли гарнизоны в королевских пограничных городах,

а иногда нанимались в королевские ополчения только на время, за одно с козаками

нагайскими и белогородскими. Самые пределы первоначального их кочевья между

рекой Росью и днепровскими порогами совпадают с местами, на которых история

находит подобных им номадов до Батыева нашествия. В эти пределы манили к себе

козаки все однородное с ними по задаткам жизни со всего Польско-Литовского края, и

отсюда производили свои операции, которые наделали говора в летописных сказаниях,

но которых основою была задача дикая—существовать продуктами чужого труда, не

заботясь об участи трудящихся.

Пограничные города, всасывавшие в себя все своенравное из сел и дававшие

пристанище каждому бродяге из нужды в рабочих руках, извергали из себя, в свою

очередь, непригодную для цеховой практики голоту. Эта голота была приневоливаема к

правилному труду в цеховых заведениях только голодом да холодом; но когда ее

согревало весеннее солнышко, она норовила бежать из общества, сравнительно

благоустроенного, и предавалась, до новой зимы и беды, своим независимым

промыслам.

Устройство козацкой общины, с её первоначальным делением на сотни и десятки,

было не чтб иное, как подражание общине мещанской, приспособленное к жизни

кочевой и добычной. Даже козацкий самосуд был повторением самосуда цехового, или

магдебургского. Но городские беглецы и отверженные, очутясь па свободе от

ненавистных им порядков, питали такое же неприязненное

48

ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШЦ.,

чувство к мещанам, коким все вообще козаку были проникнути к тем обществам, из

которых они бежали Bt> подобные ватаги.

Днепровские козаки, наравне с Татарами, дали себя знать Еиеву еще в то время,

когда он был удельным владением князей Олельковичей. Их постоянные вторжения в

область землевладельческого хозяйства заставили вдову князя Симеона Владимировича

Олельковича отказаться от гробовища предков своих, и на плодородные киевские земли


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Книги похожие на "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Пантелеймон Кулиш

Пантелеймон Кулиш - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Пантелеймон Кулиш - ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )"

Отзывы читателей о книге "ОТПАДЕНИЕ МАЛОРОССИИ ОТ ПОЛЬШИ (ТОМ 1 )", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.