Владимир Шкатулла - Образовательное право России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Образовательное право России"
Описание и краткое содержание "Образовательное право России" читать бесплатно онлайн.
В учебнике изложен курс образовательного права. ОБРАЗОВАНИЕ является основой развития общества. В 2013 году страна перешла на четвертую модель системы образования. Первая модель существовала до 1917 года – образование в Российской империи. Вторая модель – образование в Советской России. Третья модель образования Российского государства существовала с 1992 до 2013 года.
Учебник предназначен для вузов, студентов, обучающихся по уровням: бакалавр, специалист, магистр. Он может быть использован в системе среднего профессионального образования и в системе повышения квалификации. Учебник могут использовать службы обучения персонала в организациях.
8. Перечислите и проанализируйте права обучающихся.
9. Перечислите и проанализируйте права и обязанности родителей.
10. Перечислите и проанализируйте права работников образовательных учреждений.
Глава 8
Право на образование
§ 1. Содержание права на образование в философии, социологии, Конституции России, образовательном праве и в международном образовательном праве
Право на образование рассматривается как конституционное, основное, естественное право человека в ст. 43 Конституции РФ. Оно также закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948 год), в ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 год), в ст. 28 Конвенции о правах ребенка (1989 год).
Под образованием согласно ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Социологи нередко определяют образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки, знания от одного человека или группы другим[38].
Оценку образованию дал более чем полвека назад Эмиль Дюркгейм. Он считал, что основная функция образования – передать ценности господствующей культуры. Под функцией он понимал соответствие одного явления другому.
Проблема образования изучалась с разных точек зрения. Рассмотрим шесть взглядов на образование:
1. До 50-х годов XX века в дискуссиях господствовали идеи функционалистской социологии, особенно идеи Дюркгейма. Именно Дюркгейм видел в образовании средство сохранения общественного порядка. Мангейм принял подобный взгляд, определив образование как способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем.
Функционалисты считают:
– система образования делает то, что она призвана делать, т. е. отбирает людей в соответствии с их способностями и дает им соответствующую квалификацию;
– между интеллектом и успехами существует приблизительное соответствие;
– образование – это средство, которое гарантирует самым способным людям получение самой ответственной и высокооплачиваемой работы.
2. Марксисты согласны с функционалистами в том, что образование работает для социализации отдельных людей и групп с учетом требований и запросов общества. Марксисты выступают против капитализма, они слишком критически относятся к тому, как молодые люди учатся приспосабливаться к требованиям капиталистического общества. Боулз и Гинтис, например, утверждают, что от школ требуется не увеличивать потенциал, а производить некритичных, пассивных, послушных рабочих, которые покорно принимают свою жизнь.
Брэйвемен утверждает, что обучение детей специальным профессиональным навыкам – не главное, что скрытая цель образования заключается в том, чтобы подготовить их к утомительной работе. По его мнению, система образования менее важна, чем экономическая система. В результате деквалификации большинство работ не требует большого мастерства и им несложно обучиться. Настоящая цель школ в капиталистическом обществе – социализация детей и присмотр за ними в то время, когда родители заняты на работе.
Марксисты считают, что дискуссии о равенстве связаны с вопиющим неравенством в классовой системе. Они утверждают, что все, выходящее за рамки поверхностных изменений в системе образования, требует фундаментальной перестройки власти в более широких структурах общества, особенно в экономических отношениях. Марксисты считают, что:
– образование способствует утверждению классовой системы и классового неравенства;
– образование воспроизводит рабочую силу, которая вынуждена смириться со своим положением в жизни, и принимает свой «провал» и «успех» в среднем классе как законный;
– чтобы создать впечатление, что система справедлива, небольшой части рабочего класса позволяется достичь успеха.
3. Либеральные (реформистские) идеи основаны на определении индивидуальности и предположении, что каждый человек должен иметь возможность реализовать свой личный потенциал, и эта реализация должна поощряться. Главным в этих доводах является то, что существует возможность достичь равенства, и оптимистичный взгляд на ту роль, которую реформы в системе играют для достижения этой цели.
Либералы критикуют систему образования за упор на академическую успеваемость и экзаменационный успех вместо того, чтобы ориентироваться на человеческий потенциал, который охватывает эмоциональные, творческие и социальные аспекты.
4. Социал-демократическую точку зрения в социологии образования можно связать с такими обозревателями, как А.Н. Хэлеи и Дж. У.Б. Дуглас, отражена она также в политических документах (напр., Доклад Плоудена о начальном образовании). Убеждение, что упразднение стриминга, экзаменов для 11-летних и трехступенчатой системы образования может быть использовано для достижения большего равенства в обществе, было очень популярным в 60-х и начале 70-х годов. Введение единого среднего образования и определение образовательной депривации как положения, которое могло быть исправлено компенсационным образованием, во многом обязаны социологическим исследованиям достижений в образовании и роли общественного класса, проведенным в 50-х и 60-х годах. Депривация (лат. deprivatio – потеря, лишение) – психическое состояние, вызванное лишением самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребенка с отцом или матерью и т. п.), либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время.
5. В конце 70-х годов возникла монетаристская или свободная, рыночная экономика, а с ней – философское и политическое господство неоконсерваторов. Неоконсервативный подход к образованию состоит в том, чтобы подчеркнуть свободу выбора в образовании и заставить школы конкурировать друг с другом за приверженность родителей и учеников. Возросшая конкуренция, как предполагалось, улучшит уровень образования. Местное управление школами, при котором учебный и финансовый контроль над школами передается школьным органам управления, вместе со стимулированием отдельных школ «уходить» из-под контроля местных органов образования, рассматривается как политика, которая расширит выбор потребителя и увеличит эффективность. Другой важный аспект «нового мышления» в образовании – сосредоточенность на промышленности и потребностях экономики. Это отражается в привлечении местных предпринимателей к участию в школьных органах управления и в акценте на профессиональной подготовке в школьной программе.
6. Тогда как марксистская, либеральная, социал-демократическая и неоконсервативная теории в образовании основаны на политических идеях и политической деятельности, другая известная точка зрения в социологии образования не является политической. В ряде узкомасштабных исследований отдельных школ и классов для изучения природы отношений в классе использовалась интеракционистская концепция и этнографические методы. Эти исследования помогли сосредоточиться на том, как на взаимоотношения в классе влияют внешние социальные факторы, такие, как общественный класс, раса и пол, и как эти отношения, в свою очередь, влияют на поведение людей вне школы. Они способствовали пониманию причин того, например, почему дети рабочего класса получают соответствующую работу, и почему в смешанных классах мальчики явно доминируют[39].
Образование – необходимый элемент качества жизни человека. Его можно рассматривать не только как совокупность материальных благ, но также и здоровья, и участия в жизни общества. Образование составляет основу всякого организованного общества. Культура невозможна без образования. Это также одно из средств устранения несправедливости, неравенства в обществе. Право на образование является естественным правом человека. Оно призвано удовлетворить потребности человека в информации, образовании и развитии.
Рассматривая потребности как испытываемую человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития, классифицируя их на материальные, духовные и общественные, потребность в информации и образовании относят к духовным, специфическим. Известно, что если ребенка с рождения лишить человеческого общества, то спустя определенное время – три-четыре года – жизнь он сможет сохранить, но человеком в полном смысле стать не сможет из-за неудовлетворения потребности в информации, образовании и познании.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Образовательное право России"
Книги похожие на "Образовательное право России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Шкатулла - Образовательное право России"
Отзывы читателей о книге "Образовательное право России", комментарии и мнения людей о произведении.