Владимир Шкатулла - Образовательное право России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Образовательное право России"
Описание и краткое содержание "Образовательное право России" читать бесплатно онлайн.
В учебнике изложен курс образовательного права. ОБРАЗОВАНИЕ является основой развития общества. В 2013 году страна перешла на четвертую модель системы образования. Первая модель существовала до 1917 года – образование в Российской империи. Вторая модель – образование в Советской России. Третья модель образования Российского государства существовала с 1992 до 2013 года.
Учебник предназначен для вузов, студентов, обучающихся по уровням: бакалавр, специалист, магистр. Он может быть использован в системе среднего профессионального образования и в системе повышения квалификации. Учебник могут использовать службы обучения персонала в организациях.
В целях обеспечения подготовки кадров для комплексного социально-экономического развития субъектов РФ, Правительством РФ от имени Российской Федерации может быть создана образовательная организация высшего образования в форме автономного учреждения, которой устанавливается категория «федеральный университет». При создании федерального университета Правительство РФ учитывает предложения органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, подготовленные на основании программ социально-экономического развития субъектов РФ (ст. 24 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних, обучающихся самостоятельно или через своих представителей, наделены правами (ст. 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»):
1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в т. ч. по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;
3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.
§ 2. Функции образовательного права
Функции образовательного права – основные направления его деятельности, выраженные словесно или в числовом выражении. Они выражаются в специфическом соотношении нормы права и поведения человека. Образовательное право выполняет как общие функции, присущие всем отраслям права, так и специальные.
К общим относятся такие юридические функции, как регулятивная и защитная. Регулятивная функция состоит в упорядочении образовательных отношений на принципах свободы, справедливости, признанных в данное время в данном обществе, государстве. Защитная функция направлена на охрану интересов человека, гражданина, семьи, общества и государства.
Главная функция образовательного законодательства состоит в развитии личности, основанном на обучении и воспитании. Кроме главной, образовательное законодательство выполняет и ряд других функций, отражающих интересы участников образовательных отношений, а также общества и государства.
Первая функция – обеспечить получение каждым гражданином необходимого (минимального) уровня образования, который будет удовлетворять потребности производства, системы государственного управления, науки, социальной деятельности государства в квалифицированных специалистах, могущих не только справиться с поставленными задачами, но и совершенствовать сферу своей деятельности.
Другая функция – обеспечить непрерывное образование для всех граждан государства. Научно-технический прогресс приводит к систематическому появлению новых специальностей, отмиранию устарелых. Он сопровождается высвобождением человека из процесса производства и заменой его механизмами. Отказ от старых видов деятельности, постоянное обновление техники требуют перманентной переквалификации специалистов и роста уровня их образования. Непрерывное образование признано во всем мире как мощное средство, направленное на обогащение личности в культурном, профессиональном и этическом смыслах.
Следующая функция образовательного законодательства – всестороннее развитие человека. Она реализуется, в первую очередь, с помощью общего (школьного) образования, которое способствует формированию интеллекта, на его основе человек самостоятельно расширяет горизонты знаний, развивает способности к последующей учебе.
Эстетическая подготовка позволяет человеку познавать красоты мира и создавать прекрасное. Этическое воспитание формирует личность в двух направлениях: индивидуальном и общественном. Оно позволяет человеку осознать себя, познать мир добра и зла.
Правовое воспитание дает человеку возможность полнее осознать: свое место в изменяющемся мире, в государстве, обществе, трудовом коллективе, семье; меру прав, ответственности и свободы в мире.
Еще одна функция – техническое и профессиональное образование.
У каждого человека есть право на этот тип образования. Его реализация представляет определенные трудности, т. к. быстрый прогресс техники и промышленности требует постоянного обновления этого типа образования. Техническое, профессиональное образование понимается как:
а) составная часть общего образования;
б) средство подготовки к профессиональной деятельности;
в) аспект продолжающегося образования.
Такое образование имеет громадное значение. Оно содействует: – достижению целей общества в плане более широкой демократизации и социального, культурного и экономического прогресса;
– развитию потенциальных способностей отдельных лиц для активного участия в установлении и осуществлении этих целей;
– человеку осознать и критически относиться к социальным, политическим последствиям научного и технического прогресса;
– доступу к другим видам и областям образования на всех его уровнях;
– переходу из одной области технического и профессионального образования в другую.
Техническое и профессиональное образование способствует решению глобальной цели – развитию людей и общества. Удовлетворяя индивидуальные потребности человека, техническое и профессиональное образование:
а) способствует гармоничному развитию личности и характера, развивает высокие духовные и человеческие качества, способность понимания, суждения, критического осмысления и самовыражения;
б) подготавливает человека к тому, чтобы он учился постоянно, развивая необходимые умственные способности, практическое мастерство и взгляды;
в) развивает способности к принятию решений и качества, необходимые для активного и разумного участия, работы в коллективе и руководства в работе и в обществе в целом.
Кроме перечисленных, образовательное право выполняет также следующие функции развития:
– частного и семейного образования;
– рынка образовательных услуг;
– индивидуального предпринимательства в образовании в целях получения дохода.
Особые функции выполняет каждая подотрасль образования: дошкольное, общее, профессиональное, дополнительное.
Социологи считают, что система образования призвана:
– отбирать людей в соответствии с их способностями и давать им соответствующую квалификацию;
– поддерживать приблизительное соответствие между интеллектом и успехами;
– быть средством, которое гарантирует самым способным людям получение самой ответственной и высокооплачиваемой работы.
Называют следующие функций образования:
1) экономическую. Главная задача образования заключается в том, чтобы подготовить работников, необходимых для господствующей системы производства и уровня технологии, требуемого обществом, т. е. школа сортирует детей по способностям на будущих квалифицированных и неквалифицированных работников;
2) социального отбора. В обществе существуют способы распределения ресурсов согласно системе социальной стратификации, социальных различий, при которых группы людей выстраиваются иерархически вдоль определенной шкалы неравенства, т. е. разницы доходов, состояний, власти, престижа, возраста, какой-нибудь другой характеристики. Социологи обычно выделяют три типа социального расслоения: кастовое, классовое, социальное[35]. Такие ресурсы, как богатство, недвижимость, власть, мастерство специалистов распределяются членами различных общественных слоев, в т. ч. с помощью системы образования;
3) политическую (способность образования изменить общество). Попытки добиться через систему образования политических целей не всегда успешны. Некоторые исследователи утверждают, что они предпринимаются лишь с целью создать впечатление, будто что-то делается. Политическая функция осуществляется правительственной политикой в области образования. Учителя являются людьми, ответственными за ее проведение в жизнь;
4) социального контроля. Она состоит в том, что образование является средством поддержания социально приемлемых норм и ценностей[36].
§ 3. Структура образовательного права
Целесообразно различать образовательное право и законодательство об образовании. Законодательство об образовании – это все нормы права, правоотношения, возникающие в сфере образования. Оно регулирует все отношения, которые возникают в сфере образования.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Образовательное право России"
Книги похожие на "Образовательное право России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Шкатулла - Образовательное право России"
Отзывы читателей о книге "Образовательное право России", комментарии и мнения людей о произведении.