Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Курс лекций по древней и средневековой философии"
Описание и краткое содержание "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать бесплатно онлайн.
Книга представляет собой продолжение "Курса лекций по древней философии" (Высшая школа, 1981). В ней дается общая картина эволюции древней и ранней средневековой философии и теологии (параллельное рассмотрение античной философии Римской империи и иудаистско-христианского мировоззрения позволяет представить христианство во временном контексте культуры), объективное соотношение философии с парафилософией (религиозно-художественно-мифологическим мировоззрением), с основанной на интеллекте наукой, культурой в целом.
Необходимо отметить, что творение физико-телесного чувственного мира - не временной акт. Согласно Филону, творение мира богом не то, что произошло во времени, Оно от века. И созданный богом мир совечен богу.
Создавая мир, бог создал и бестелесные разумные души разной степени чистоты. Наиболее чистые души, с наиболее тонкими телами, стали ангелами, а менее чистые души стали душами людей. Эти души активны и в чувственном познаний, и в мышлении. Они обладают некоторой свободой воли, которую могут пытаться противопоставить воле бога. После смерти тела подняться в высшую сферу и насладиться там покоем в обществе ангелов. Она может далее взойти в мир логоса, а то и самого бога. Но достичь чувства присутствия в себе бога можно и при жизни, ибо непознаваемый разумом бог открывается человеку в момент переживаемого им экстаза, т. е. особого состояния полной отрешенности от внешних чувств и от интеллекта, от всякого критического мышления, т. е. на вершине исступленной веры. Это, конечно, далеко от философии!
Для достижения такого высшего состояния души необходимо ее освобождение от всех страстей и от всех привязанностей ко всему земному. В достижении такого состояния и состоит высшая нравственная цель мира - в освобождении логоса от низшего начала, от вещества, возвращение логоса к богу. Ведь оказывается, что вхождение логоса в телесно-физический, вещный мир его падение. Таким падением является и "отелесивание" души, для которой высшая нравственная цель - также возвращение к богу. Однако для этого надобны не столько материальные жертвоприношения, сколько особые внутренние состояния души - состояний раскаянии экстатического переживания, веры и набожности, святости и молитвы.
Учение Филона об экстазе как высшей форме субъектно-объектного отношения показывает, что оно глубоко и безнадежно мистично. Это фактически не философия, если под философией понимать разумное понятийно-системное мировоззрение. Это нечто, стоящее на границе между мифологией и религией, с одной стороны, и философией - с другой, это скорее мистико-теологическая парафилософия, чем философия как таковая.
Много внимания Филон уделяет пророчествам, которыми подменяет платоновское знание как припоминание. Пророчество бывает трех родов: через божий дух, через голос бога и через ангелов, трем видам пророчств соответствуют три вида пророческих снов и видений.
Благую жизнь Филон понимает как жизнь в согласии с законами Моисея, которые должны лежать в основе государственного законодательства. Государство должно управляться царем; высшим жрецом и советом старейшин. Поскольку государство основано на законе бога (Яхве-Моисея), то все же истинный его правитель - бог. Земные правители должны осознавать себя лишь исполнителями воли бога. Но такое общество возможно лишь в будущие, мессианские времена.
Ф. Энгельс говорил о Филоне как о "настоящем отце христианства", он считал "доказанными" "огромное влияние александрийской школы Филона... на христианство.
Действительно, у Филона можно найти ряд моментов, особенно характерных для христианского мировоззрения: представление о человеческой греховности, учение о сотворении мира богом, о существовании бога вне сотворенного им мира, учение о "сыне божьем" как логосе и параклете - посреднике между богом и миром, в котором можно усмотреть некоего "про-Христа". Филон высказывал и близкие к первоначальному христианству социальные идеи. Он обращался к бедным слоям населения, осуждал богатство, учил о равенстве всех людей перед богом.
Таким образом, в мировоззрении Филона происходит сращивание греческой идеалистической философии и иудейского мифологического мировоззрения: первая персонифицируется (идеи - не только объективированные понятия, но и ангелы и демоны), логос - не только мудрое и объективированное слово, но "сын божий", а второе встречно деперсонифицируется: ангелы и демоны - идеи, "сын божий" - логос, а Яхве - высшее единство, высшая цельность, единое как таковое.
Мистико-идеалистическое мировоззрение Филона вело не только к христианскому мировоззрению, но и к неоплатонизму. Филон оказал влияние на некоторых Я"отцов церкви": Климента, Оригена, Григория Нисского. Однако представления Филона об отношении бога и мира были отвергнуты христианской церковью уже на первом вселенском соборе вместе с аналогичным учением Оригена. Со своей стороны иудаизм также отверг учение Филона, поскольку он начал понимать библейскую священную историю не буквально, а аллегорически, иносказательно.
ТЕМА 23
ДОНИКЕЙСКАЯ ПАТРИСТИКА
Во времена Ранней Римской империи возникла новая религия - христианство.
Самое первоначальное христианство - еретическое движение в иудаизме. Некоторые иудейские пророки провозгласили пришествие спасителя одолеваемого врагами народа Иудеи, некоего потомка, а то и "сына Давидова", царя-машиаха ("помазанника"). Этот ожидаемый Йешуа (от "йегошуа" - помощь, на древнегреческом языке прозвучал как Иисус Христос (первое слово получило иное звучание, второе же перевод: "христос" от "хрио" - "мажу", т.е. также "помазанник").
В представлении незначительной части иудеев такой спаситель оказывается, приходил, но не был не только узнан и признан, но жестоко и позорно как самозванец ("царь иудейский") казнен, распят на кресте между двумя разбойниками, но воскрес из мертвых ("смертью смерть поправ") и вознесся на небо, чтобы вскоре явиться второй раз во всей своей славе и учинить суд над людьми, разделив их на праведников, т. е. верующих в него, и грешников. Подавляющая часть иудеев не при знала эту легенду за истинную, и потомки этих иудеев ожидают прихода спасителя до сих пор. Поверившие же в легенду составили исток новой религии - христианства.
"Новый завет". Иудеи-христиане не отказались от "Танаха", но дополнили его второй (таки не признанной правоверными иудеями) частью - "Новым заветом". Сохранив "Танах" ("Ветхий завет"), христиане приняли все его содержание, начиная с шестидневного творения мира богом и кончая пророками. "Новый завет" содержит четыре самостоятельных рассказа о жизни Иисуса Христа (евангелия, т. е. "благие вести", от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна; были и другие, но они не вошли в канон, например евангелие от Фомы), "Деяния апостолов" - рассказ о том, что было в жизни апостолов после вознесения Христа, "Послания апостолов" (Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и особенно Павла, у него четырнадцать посланий), наконец, загадочное "Откровение от Иоанна Богослова", или "Апокалипсис".
Христианство и философия. В основе отношения христианства и философии лежит целая гамма суждений апостола Павла о том, что "умствования мудрецов... суетны" (1 Кор. 3,20), что мудрые лукавы (см. 1 Кор 3,19), что "мудрость мира сего есть безумие перед Богом" (1 Кор, 3, 19), потому что "мир своею мудростью не познал Бога" (1 Кор. 1,21). Эти суждения ориентируют на отрицательное отношение христианства к философии как "мудрости мира сего", выше которой ставится нечто иное, как юродство ["юродством проповеди спасти верующих", ибо "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых" (1 Кор. I, 27)]. Если у человека и есть знание, то оно от бога, и оно доступно только любящим бога и верующим в него (1 Кор. 8, 3). Здесь знание фактически подменяется верой. Павел прямо высказывается против философии так: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею" (Кол. 2, 8).
Однако поскольку в рядах христиан со временем оказались образованные люди, то это отношение христианства к философии, отношение отбрасывания, приняло более мягкую форму признания, но лишь в качестве относительного подхода к истине, полностью выраженной лишь в богооткровении. На этой основе стала складываться теория христианской веры, теология как некая псевдофилософия или, точнее, парафилософия.
Христианская теология возникла как синтез иудейско-христианской мифологии и греческо-римской философской традиции в ее идеалистическом аспекте при минимальном участии науки, которая иногда просто пренебрегалась.
Первое время образованные христиане выступали и качестве защитников (апологетов) новой религии и пытались доказать в своих защитительных речах (апологиях), что христиане вовсе не то, что из них пытаются сделать их враги, клевеща на них и подвергая их ужасным по своей жестокости гонениям. Эти апологии предъявлялись самой высокой в Римской империи инстанции - императорам-принцепсам, которые, однако их третировали. Известно, что христиане Кодрат и Аристид предъявили свои апологии в 127 г. императору Адриану (117-138 гг. правления) во время пребывания того в Афинах. Они не имели успеха. Эти апологии сохранились только в отрывках.
Также не сохранились апологии Аристона, Мильтиада и Клавдия Аполлинария. Первым христианским апологетом, чьи сочинения выжили, был Флавий Иустин (казнен в 165 г. во времена правления императора Марка Аврелия). После сочинений Флавия Иустина нам доступны труды Татиана - ученика Иустина (умер в 175 г.), Иринея (умер в 202 г.), Афинагора и Минуция Феликса (оба умерли в 210 г.), Климента Александрийского (умер в 215 г.), Тертуллиана (умер в 230 г.), Оригена (умер в 254 г.). Такова в основном доступная нам доникейская теология, т. е. теология христиан до Никейского собора в 325 г. н. э., на котором был сформулирован Никейский символ веры. Доникейская теология образует первую часть патристики. Никейский символ веры - та основа и тот исток узаконенного христианского мировоззрения, которые пущены в ход после официальной победы христианства в империи. Поэтому доникейская патристика отличается от посленикейской, но не очень существенно. Доникейская патристика -идеология и теология гонимой церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Курс лекций по древней и средневековой философии"
Книги похожие на "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии"
Отзывы читателей о книге "Курс лекций по древней и средневековой философии", комментарии и мнения людей о произведении.