» » » » Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии


Авторские права

Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии

Здесь можно скачать бесплатно "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии
Рейтинг:
Название:
Курс лекций по древней и средневековой философии
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Курс лекций по древней и средневековой философии"

Описание и краткое содержание "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой продолжение "Курса лекций по древней философии" (Высшая школа, 1981). В ней дается общая картина эволюции древней и ранней средневековой философии и теологии (параллельное рассмотрение античной философии Римской империи и иудаистско-христианского мировоззрения позволяет представить христианство во временном контексте культуры), объективное соотношение философии с парафилософией (религиозно-художественно-мифологическим мировоззрением), с основанной на интеллекте наукой, культурой в целом.






Лев Математик. Современник Фотия и, возможно, его учитель - Лев Математик (805-870 гг.), армянин по национальности, митрополит в Фессалониках, был умеренным иконоборцем. Когда в Византии в 843 г. было окончательно восстановлено иконопочитание, то Льва I Математика сместили с его церковного поста. Через двадцать лет он стал ректором Константинопольского университета, профессором философии и математики. Занимаясь науками, Лев Математик интересовался диалектикой, математикой (отсюда и его прозвище), прикладной механикой, астрономией. У него было много учеников. Сочинения Льва Математика не сохранились.

Византия и Русь. При императорах Македонской династии на Константинополь (Царьград) ходили походами славянские варвары. (Олег в 907 г. и в 911 г., I.Святослав в 970-971 гг.) Говорят, что они даже прибили свой щит к воротам Константинополя. Византийский император Иоанн I Цимисхий (969-976 гг.) был даже вынужден встретиться со Святославом. В целом же, Византия оказала благотворное влияние на Киевское ?княжество. Трудами византийцев - братьев Кирилла и I Мефодия, учеников Льва Математика, славянские народы были введены в число культурных народов Европы. В 988 или 989 г. при византийском императоре Василии (внуке Константина Багрянородного, правнуке Льва VI Философа) князем Владимиром было произведено насильственное крещение Руси. Киевская Русь приняла византийскую "православную" веру.

Раскол. В конце правления македонской династии произошел окончательный раскол христианской церкви I на восточную (православную) и западную (католическую). К этому времени западная и восточная церкви ^отличались друг от друга многими обрядами, языком богослужения и системой самого управления: на Западе церковь управлялась епископами во главе с первым I; епископом - папой (одновременно римским епископом), а на Востоке церковью правили патриархи во главе со столичным константинопольским патриархом. ЩВ 1054 г. греческая, византийская, восточная церковь была отлучена папой Львом IX от римской, в ответ на что константинопольский патриарх проклял римскую церковь вместе с папой (это проклятие было снято только в 1967 г.).

В середине XI в. третья македонская династия „была сменена четвертой - династией Комнинов. При них завершается процесс закрепощения свободного крестьянства. В XI в. подавляющая часть византийского крестьянства жила и трудилась не на земле, на земле феодала и платила ему оброк. Быт ц рабы. Династия Комнинов продолжалась 200 лет - до середины XIII в.

В XI в. в сфере философии и теологии энергично действовали Михаил Пселл и его ученик Иоанн Италл.

Пселл. Константин, или после пострижения в монахи Михаил Пселл (1018-ок. 1096 гг.), был философом, ученым, государственным деятелем, воспитать наследника престола, ставшего императором Михаилом VII (1067-1078 гг.) С 1054 г, Михаил Пселл - монах, борющийся против чрезмерного монашеского аскетизма. Михаил Пселл был хорошо знаком с античной философией и был таким ее почитателем, что его обвинили даже в ереси. Пселл считал, что из античной философии надо отобрать те ее положения, которые якобы согласуются с христианскими догмами. Это учения Платона и неоплатоников. Приспосабливая античную философию к христианской теологии, Михаил Пселл разделил философию на "низшую" и "высшую". "Высшая" философия - теология, ее предмет - вечность, т. е. потусторонний мир, он постигается духом и озаренном свыше. Предмет "низшей философии" - изменчивая и непостоянная природа (она тогда казалась такой, поскольку ее законы были неизвестны). Между той и другой философиями Пселл поместил "науку о бестелесном" - математику, которая по своему значению, как думал Михаил, уступает лишь богословию. В соответствии с двумя природами: небесной и земной - Пселл различал конечную и ближайшую причины. Первая, высшая причина всего - бог, вторая же - природа, постигаемая чувствами и разумом. Талантливый писатель, Михаил Пселл оставил большое литературное наследие. Его мемуарная "Хронография", описывающая современную Михаилу Пселлу жизнь в Византии содержит догадку, что историю творит не бог, а люди, руководствуясь при этом своими корыстными земными интересами (в этом Пселл - предшественник Макиавелли).

Иоанн Итал происходил из Италии (из Калабрии) отсюда его прозвище. Время его жизни - вторая половина XI в. Он преподавал в Константинопольском университете. Находясь под большим влиянием Платона и Аристотеля, Иоанн Итал учил о вечности и несотворенности материи (аристотелизм), о предвечном бытии идей (платонизм). Судьба Иоанна Итала, менее трагичная, чем судьба Максима Исповедника, была печальна. Император Алексей I Комнин, как только пришел к власти в 1081 г., приказал церкви рассмотреть мировоззрение Иоанна Итала. По приказу императора Алексея взгляды Иоанна Итала были осуждены (1082), а сам он проклят (подвергнут анафеме) и заключен, в монастырь до конца жизни. Учение Иоанна Итала оказало большое влияние на грузинского мыслителя Иоанэ Петрици (XI-XII вв.).

"Реалисты" и номиналисты. В следующем, XII веке, в Византии разгорелся жаркий спор между "реалистами" и номиналистами, аналогичный такому же спору в западной схоластике в те же времена. Этот спор был связан с "проблемой" Троицы, а в рациональном смысле с проблемой существования общего, проблемой, поставленной еще в античности, но так там и не решенной и завещанной Порфирием средневековью в его книге "О пяти звучаниях". Византийские "реалисты" (как и западноевропейские) учили, что реально существует только общее. Номиналисты (от nomina - имя) полагали, что по-настоящему, реально, существуют лишь отдельные вещи, процессы, явления, а общее существует лишь в понятиях об этих вещах, в языке, в терминах языка.

Византийских номиналистов возглавил Сотирих, а "реалистов" - Николай Манефонский. Между двумя лагерями происходили богословские дискуссии (например, в 1156 и в 1157 гг.).

Сотирих был епископом в Антиохии. Борьбу "реалистов" и номиналистов он сравнивал с борьбой Платона и Аристотеля, что не совсем верно, так как Аристотель был не номиналистом, а умеренным "реалистом". Сам Сотирих был на стороне Аристотеля и писал, что великий мудрец Аристотель удачно назвал мнение Платона об идеях болтовней, которая не содействует пониманию сущего. Николай Манефонский (вершина его деятельности между 1157 и 1166 гг.) отстаивал "реализм". Реализм был осужден православной церковью.

В 1185 г. династию Комнинов сменила династия Ангелов. При них Византия на полвека почти что перестала существовать. Ведь в те времена происходи "крестовые походы". И во время четвертого крестового похода крестоносцы не дошли до Палестины, а по наущению торгового соперника Византии - Венеции обрушились на Византию. В 1204 г. они захватили Константинополь и создали в южной части Балканским полуострова Латинскую империю, подобную своему Иерусалимскому королевству. Большая часть Византии была поделена между Венецией и Латинской империи" От нее в качестве самостоятельных частей оставит, лишь три разрозненные государства: Эпирский деспотат (на западе Балканского полуострова), Трапезундское государство на северном побережье Малой Азии и Пикейская империя в Малой Азии, зажатая между крестоносцами и турками, будущими "могильщиками" Византии, которые еще в 1055 г. завоевали арабский Багдадский халифат.

В конце концов император Никейской империи Михаил VIII Палеолог, основатель династии Палеологов (1261 - 1453), захватил Константинополь и изгнал on у да западноевропейских феодалов. Византийская империя была восстановлена, Но она уже не смогла oправиться и воспрянуть. Ее границы сузились. Она занимала лишь Фракию и Македонию на Балканском полуострове, северо-западную часть Малой Азии, некоторые острова Эгейского моря. При Палеологах Византия обеднела, по ней прокатывались волны народных восстаний. Государство медленно гибло.

Гибель Византии. В середине XIII в., т.е. в самом начале правления Палеологов, из Средней Азии пришли новые турецкие орды, и в начале XIV в. турки захватили большую часть византийских владений в Малой Азии В 1354 г. (через 600 лет после арабов) турки-османы начали генеральное наступление на Европу, захватив на европейском берегу Дарданелл в качестве плацдарма город Галиполи. Опираясь "а этот плацдарм, турки оккупировали Фракию и в 1361 г. перенесли свою столицу в Европу - в город Адрианополь. Константинополь оказался отрезанным от остальной части Балканский полуострова. В 1371 г. коалиция сербов, болгар, валахов и венгров пыталась было оказать сопротивление султану Мураду I (1359-1385 гг.), но потерпела жестокое поражение, а 15 июня 1389 г. в Южной Сербии на Косовом поле турками было разгромлено войско сербов. Сербия попала под турецкое иго. Затеем, в 1396 г., пало Болгарское царство (оно было освобождено от турок только в результате русско-турецкой войны 1877\78). Теперь наступила очередь Византии. Однако она получила передышку: в 1402 г. турки были разгромлены монголами Тимура (Тамерлана), но когда монголы ушли, турки оправились и снова осадили Константинополь с небольшой прилегающей к нему округой. Тщетно предпоследний византийский император Иоанн (1425-1448 гг.) взывал к христианской Европе! Правда, в 1444 г. против турок был организован крестовый поход, в котором приняли участие польские, чешские, венгерские, немецкие, французские и другие рыцари. Но и они, после временного успеха, были разбиты псами под Варной на берегу Черного моря 10 ноября 1444 г.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Курс лекций по древней и средневековой философии"

Книги похожие на "Курс лекций по древней и средневековой философии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Арсений Чанышев

Арсений Чанышев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Арсений Чанышев - Курс лекций по древней и средневековой философии"

Отзывы читателей о книге "Курс лекций по древней и средневековой философии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.