Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайные архивы русских масонов"
Описание и краткое содержание "Тайные архивы русских масонов" читать бесплатно онлайн.
«Ложа Орла Российского», «Ложа Соединенных Славян», «Ложа Изиды», «Ложа Озириса к Пламенеющей Звезде»… Что скрывается за этими звучными названиями масонских организаций России? Древняя мудрость или притязания на политическую власть? Чтобы ответить на эти вопросы, лучше всего обратиться к первоисточникам и к документам. Именно так поступают авторы этой книги — и Тира Оттовна Соколовская, работавшая столетие назад, и Дарья Дмитриевна Лотарева, благодаря которой сейчас увидели свет эти уникальные памятники русской эзотерической культуры.
— без лент: 3 в ОМ ГИМ (два из коллекции П.И. Щукина; один неизвестного происхождения).
Фотография: ГЛМ; [49. С. 23]; [64. Между с. 94–95; 96–97].
Информация о ложе: Основана 2 декабря 1817 г. [25. Л. 2.] в Москве. Инсталлирована 7 декабря 1817 г. [63. № 151]. Входила в союз Великой Провинциальной ложи. Характерными чертами этой ложи явились мистическое направление и ограничение работ исключительно духовными поисками [39. С. 34]. Продолжала работы и после запрета масонства в 1822 г. [39. С. 43]. См. также: [27. С. 588, 594-95]; [37. С. 658]; [40. С. 69]; [46].
Значение символики: см. С. 38–39.
31. Знак ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ литовской ложи СОВЕРШЕННОГО СОЕДИНЕНИЯ (La Parfalte Union (Unite) a rorient de GNlno)Изображение: ОМ ГИМ № 68359/3-21 Mac 124.
Атрибуция: [32. Л. 16 об].
Др. экз.: не обн.
Информация о ложе: Основана в 1780 г. в Вильно [63. № 73], Высшая капитулярная [41]. Возобновлена в 1810 г., официально Великий Польский Восток утвердил ее статуты в 1817 г. [68. С. 950–951]. См. также: [12. С. 545 и ел.]; [35. С. 240]; [36. Т. И. С. 37–38]. Возможная расшифровка надписи: P[rovincjalne] L[oze] D[oskonalei] J[ednosci] — с польск.: Провинциальная ложа совершенного соединения.
Значение символики: см. № 12.
32. Знак ложи СЛАВЯНСКОГО ЕДИНСТВА (Jednosc Slowlariska)Изображение: ГЛМ № 42292 Пр 78ДТ.
Атрибуция: автора.
Др. экз.: 1 в ОМ ГИМ на малиновом шнуре и малиновой ленте с белым просветом.
Фотография: [16. Т. И. С. 244] — неверно атрибутирован как «масонский крест»; [19. Между с. 188–189] — из музея Императорского Археологического Общества. Неверно атрибутирован как знак ложи Соединенных славян.
Информация о ложе: Учреждена в 1817–1818 гг. в Варшаве русскими офицерами [63. № 157]. Ложа была преобразована из ложи Соединенные братья поляки (см. № 48), основанной в 1811 г. Зависела от Великого Востока Франции. Название ее сходно с наименованием киевской ложи Соединенных славян (Les slaves reunis), что привело к путанице при атрибутировании знаков. Надпись «jednosc» в переводе с польского означает «единство», что позволяет достаточно однозначно определить принадлежность знака. См. также: [69. С. 149–150,158].
Значение символики: см. № 3. Соединенные в пожатии руки в сочетании с изображением земного шара соответствуют идее, заключенной в названии ложи.
33. Знак ЛОЖИ ВЛАДИСЛАВА ЯГЕЛЛОИзображение: ОМ ГИМ № 81989/4—88 Мас 693. Из ГБЛ. Центральное изображение утеряно. Возможно, оно представляло собой цветной рисунок под стеклом (подражание эмалевой технике).
Атрибуция: автора.
Др. экз.: не обн.
Информация о ложе: Основана в 1817–1818 г. вСлуцке [63. № 169]. Г.В. Вернадский сомневался в правильности названия ложи, предложенном Т.О. Соколовской [29. С. 555], однако, судя по знаку, название было именно таковым. См. также: [52. № 9. С. 648, 651, 652].
Значение символики: Ягайло (Ягелло; Jagіеllо) Владислав (ок. 1350–1434 гг.) — великий князь литовский в 1377–1392 гг., король польский с 1386 г. В 1385 г. заключил Польско-Литовскую Кревскую Унию. В 1409–1411 гг. участвовал в «Великой войне» против Тевтонского ордена. В решающем сражении — Грюнвальдской битве (1410 г.) — командовал польско-литовско-русской армией. Благодаря его полководческому искусству Тевтонский орден был разгромлен.
34. Знак ложи КЛЮЧА К ДОБРОДЕТЕЛИ (La Clef Не la Vertu)Описание: Девятилучевая серебряная звезда, в середине золотой крест и Всевидящее Око. На кресте надпись: 12—5817 — В Смбр. Под ним крестообразно надпись: Ключ — ко до — бродетели» [32. Л. 17].
Ср. описание: «По средине девятилучевой звезды находится четырехконечный крест, положенный на две полоски, скрещивающиеся в форме андреевского креста. В центре креста — всевидящее око, окруженное лучами. На концах ветвей — место и дата основания в масонском летоисчислении. На полосках сзади креста — выпуклое название ложи. Медь, позолота, посребрение. 6 х 5,5 см» [3. С. 13]. Атрибутируется как знак ложи Золотого ключа к добродетели.
Ср. описание: «Золотой крест с перекрестием на серебряной звезде о девяти углах; на кресте — надпись с наименованием ложи и датою ее возникновения» [53. С. 387]. Сообщается, что знак «имеется в Государственном Архиве в нескольких экземплярах».
12 сим
Ср. описание: «В “Карамзинской библиотеке” (открыта 18 апреля [1 мая] 1848 г. в Симбирске) находится знак, принадлежащий ложе Ключа к добродетели, состоящий из девятиугольной звезды, на коей помещен осьмиконечный крест с вырезанными на нем словами “Ключ к добродетели” .
Знак этот серебряновызолоченный, в диаметре около двух дюймов (т. е. 5 см. — Д.Л.)» [1. С. 226].
Фотография: [17. С. 1101] — из музея Общества любителей древней письменности.
Информация о ложе: Основана 12 марта 1818 г. «на Востоке Азии в Симбирске» подревней шведской системе. Работала на русском и французском языках. В 1818–1821 гг. мастером стула был кн. М.П. Баратаев [63. № 170]. В 1819 г. он писал кн. Давыдову в Казань: «Я, при помощи Великого Строителя Вселенной открыл в Симбирске на языке российском для многих соотчичей ложу Ключа к Добродетели, ко дню Рождения Благословенного Императора, и уже второй год как работы идут хорошо и дружно…» [59. Л. 9]. Лучшие силы Симбирской губернии объединились в этой мастерской. Собрания происходили в гроте, устроенном в саду «Баратаевки» (имения М.П. Баратаева), расположенной в 20 верстах от Симбирска [1. С. 225]. Ложа была связана с декабристской организацией Орден русских рыцарей [39. С. 36]. См. также: [36. Т. П. С. 28; Т. III. С. 144]; [65]. Значение символики: См. № 18.
35. Знак ЛОЖИ ОРЛА РОССИЙСКОГОИзображение: ОМ ГИМ № 28579/88.
Атрибуция: [3. С. 14.] — один из коллекции П.И. Щукина, один куплен; [47. С. 23–24].
Др. экз.: 2 в ОМ ГИМ. На оборотной стороне на малом треугольнике гравирована внутрь дата основания 12 (из ГБ Л, из музея Революции). 58–18.
1 в ОМ ГИМ. На оборотной стороне на малом треугольнике гравирована внутрь дата основания 12 (из коллекции П.И. Щукина). 58 18.1 Фотография: [17. С. 1101] — из музея Общества любителей древней письменности; [47. С. 23–24]; [61. № 78–79]; ОМ ГИМ Мас. 955 — из коллекции Д.Г. Бурылина (налейте); ОМ ГИМ 81989/342 Мас 849 — из коллекции В.П. Федоровича в Витебске; [62. Между с. 94–95].
Информация о ложе: Основана 12 марта 1818 г. в Петербурге. Входила в союз Великой Астреи. Работала, по несколько измененной шведской системе на русском языке [63. № 171]. См. также: [2. С. 42–43, 44–46,48-49]; [28. С. 337]; [31. С. 126]; [36. ТЛИ. С. 146]; [43. С. 190].
Значение символики: В масонском смысле орел являлся символом духовных стремлений и царственности вольнокаменщического искусства [50. С. 50]. Употребление этого символа в знаке определялось идеей, заключенной в названии. Орел очень часто знаменовал царское величество или могущество России, что было созвучно идее масонского патриотизма. В «лексиконах» «величество царское» характеризовалось, например, следующим образом: «На Антониевой медали [оно] изображено как жена, имеющая на голове царское украшение, в одной руке скипетр, в другой — орел. Орел был и у Египтян знаменованием царской власти по той причине, что Юпитер дал ему преимущество над всеми прочими птицами» [14. С. 40]. См. также [66. № 62] — двоеглавый орел с молниеносными стрелами: Щит величества.
36. Знак ЛОЖИ СОЕДИНЕННЫХ СЛАВЯН (Les Slaves Reunls)Изображение: ОМ ГИМ № 81989/4—56 Мас 656. Из ГБЛ. Атрибуция: автора. Атрибуция не верна в следующих работах: [19. С. 187–189]; [23. С. 13]; [36. Т. III. С. 152]; [37. С. 303]. Во всех вышеперечисленных случаях знак ложи Соединенных славян спутан со знаком ложи Jednoscslowianska (см. № 32).
Др. экз.: 1 в ОМ ГИМ.
Фотография: [62. Между с. 94–95. Место работы ложи указано неверно].
Информация о ложе: Основана 12 марта 1818 г. в Киеве. Входила в союз Великой Астреи. В 1818–1819 гг. работала по системе «Grand Orient de Pologne». Работы велись на русском и французском языках [63. № 172]. В работах ложи участвовали русские офицеры, польское высшее чиновничество и либерально настроенные помещики, профессора, врачи, музыканты [36. Т. III. С. 153–154, 159]. Ложа была связана с декабристской организацией Орден русских рыцарей [39. С. 36]. См. также: [48].
Значение символики: см. № 3.
37. Знак ложи ЛЮБВИ К ИСТИНЕИзображение: ОМ ГИМ 81989/4-54 Мас 647. Из ГБЛ.
Атрибуция: автора.
Др. экз.: не обн.
Информация о ложе: Основана 30 апреля 1818 г. в Полтаве. Принадлежала к союзу Великой Астреи, работы велись по древнеанглийской системе на русском языке [63. № 173]. В ложу входили военные офицеры полков, расквартированных в Малороссии, гражданские чиновники, предводители дворянства. Среди них встречаем имена С.М. Кочубея, В.В. Тарновского, И.П. Котляревского. В ложе сильны были декабристские влияния [31. С. 124–126]. Ложа была связана с декабристской организацией Орден русских рыцарей [39. С. 36]. См. также: [23]; [28. С. 339]; [31]; [36. Т. II. С. ЗО; Т. III. С. 127, 146–148]; [37. С. 297–301].
Значение символики: Пылающее сердце является одновременно и ретортой с вырывающимся оттуда огнем. Образ восходит к алхимической символике, его изображение имеется в розенкрейцерских таблицах. «Пламенеющее сердце» часто встречается в сборниках эмблем. См. например: [66. № 120] — два пламенеющих сердца: Два едино будут; [66. № 147] — горящее сердце по волнам плавающее: После бури и ненастья восхищаешься; [66. № 228] — сердце под солнцем от зажигательного стекла воспламеняющееся: Воспламеняется, но не сгорает.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайные архивы русских масонов"
Книги похожие на "Тайные архивы русских масонов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов"
Отзывы читателей о книге "Тайные архивы русских масонов", комментарии и мнения людей о произведении.