Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайные архивы русских масонов"
Описание и краткое содержание "Тайные архивы русских масонов" читать бесплатно онлайн.
«Ложа Орла Российского», «Ложа Соединенных Славян», «Ложа Изиды», «Ложа Озириса к Пламенеющей Звезде»… Что скрывается за этими звучными названиями масонских организаций России? Древняя мудрость или притязания на политическую власть? Чтобы ответить на эти вопросы, лучше всего обратиться к первоисточникам и к документам. Именно так поступают авторы этой книги — и Тира Оттовна Соколовская, работавшая столетие назад, и Дарья Дмитриевна Лотарева, благодаря которой сейчас увидели свет эти уникальные памятники русской эзотерической культуры.
Масоны высокой степени шотландского мастера, вступая в степень, получали право открывать ложи, а «особые преимущества» предоставляли им власть держать и тайные ложи[175].9 марта 1809 г. великим мастером ложи Умирающего Сфинкса А.Ф. Лабзиным было положено основание тайной ложи в теоретической степени, служившей подготовлением к розенкрейцерству. Эта ложа не упоминается вовсе в хронологическом перечне масонских лож А.Н. Пыпина. Между тем сохранился первый протокол этой ложи[176], хотя и без подписи, но с перечнем всех лиц, принявших участие в основании этой ложи. Протокол представляет чрезвычайный интерес по тому широкому полномочию, которое было предоставлено Лабзину и которое доказывает веру в него масонов. В этом протоколе помещен текст присяги. Масоны присягали: во всю свою жизнь поклоняться вечному всемогущему Иегове духом и истиною; по всей возможности стараться всемогущество Его и премудрость чрез натуру познавать; отрещися сует мира; споспешествовать, сколько сил будет, пользе братьев, любить их и помогать им советом и делом; хранить ненарушимо скромность по обету молчаливости, данному в прежних степенях. Кроме этой, собственно говоря, обычной присяги, масоны обязывались: беспрекословно повиноваться управляющему брату; «посвятить всех себя и все свое, честь, имение и самую жизнь, на пользу ордена»; в случае какой-либо зародившейся вражды не позволять себе оставаться в ссоре с братом более 24 часов, дабы не вкралось чего-либо могущего произвести потрясение союза; без позволения управляющего брата не входить ни в какие общества и не переходить ни под какое начальство; «о сем новоучреждаемом союзе хранить ненарушимую скромность так, что ежели братьям, несмотря на полнейшую решимость, случилось, чтобы кто из братьев переменился в своем образе мыслей и восхотел отстать от сего союза, то и тогда, как честный человек, обязуется он клятвенно ничего об оном не говорить и не открывать о сем союзе так точно, как бы оного не было».
Масоны старались открывать новые ложи при всяком удобном случае. 9 февраля 1814 г. в шотландской ложе Сфинкса наместный мастер Сион объявил собранию, что в бытность свою в Порхове он дал степени избранных братьев и шотландских мастеров иоанновским мастерам Грохольскому и Голоневскому, которые были намерены открыть ложи в Винницах, в Подольской губернии, и просил их признать шотландскими мастерами ложи Сфинкса; они были тут же вы-баллотированы, и постановлено было заготовить для них дипломы на звание шотландского мастера и внести их фамилии в списки членов[177]. Следовательно, член петербургской ложи, будучи в Псковской губернии, действовал с мыслию о заведении ложи в Подольской губернии: так раскидывалась сеть масонства по России.
В целях подобного же насаждения масонства были даны полномочия от великой ложи Астреи князю Баратаеву. Его стараниями в 1817 г. была открыта в Москве ложа Александра к тройственному спасению, за что ложа Астреи выражала Баратаеву письмом от 18 июня 1817 г.[178] чувства живейшего удовольствия и искреннейшей признательности: «Оказанные вами при сем случае ревность, благоразумие и твердость в полной мере оправдали выбор великой ложи; услуга, принесенная сим ордену и русскому масонству, весьма важна и в летописях наших пребудет незабвенной». 24 июля 1817 г. великая ложа снова снабжает Баратаева, уезжавшего на жительство из Петербурга, полномочием на открытие лож в Казанской и Симбирской губерниях, так как Баратаев выразил желание «споспешествовать славе и благу ордена и распространению благодетельного действия оного и спасительного влияния». 8 сентября 1819 г. от великой ложи Астреи пишется Баратаеву письмо на право управления новоучрежденною им в Симбирске ложею. Ввиду интереса этого письма и для образца масонской переписки привожу его целиком.
«Высокопочтенный брат!
Великая ложа Астрея, пекущаяся о распространении полезных действий масонства в России и имея в виду, что высокопочтенный великий мастер наш обязан ответствовать пред самим правительством за все ложи союза, старается поручать оные управлению достойнейших из своих членов, которые могли бы руководствовать ими в истинном духе братства.
Вы, высокопочтеннейший брат, исполнив уже с свойственною вам братскою ревностию открытие почтенной ложи в Москве, уполномочены ныне тем с большим доверием управлять почтеннейшими братьями, обретающимися в Симбирске, и открыть во славу Великого Зиждителя миров ложу под именем Ключа к добродетели. Старание ваше о распространении благодетельных учреждений, конечно, ускорит открытие оной, доселе, к сожалению, замедленное. Причем помните всегда, высокопочтенный брат, что мы, получив от высшей власти право и обязанность управлять братьями, должны ответствовать за вверенное нашему надзору сословие, утверждать членов оного в правилах добродетели и усиливать в них живое стремление к созиданию внутреннего храма Соломонова.
Да поможет вам Всевышний совершить благие начинания ваши и положить на сем дальнем востоке твердое основание великому зданию. Мудрость, Сила и Любовь да подкрепят ваши подвиги.
За отсутствием великого мастера Александра Львовича Нарышкина, великий наместный мастер Федор Шуберт.
Великий секретарь Егор Рейнеке.
№ 95. С.-Петербург. Сентября 8 дня 1819 года.
Высокопочтенному брату М.П. Баратаеву»[179].
Московская ложа Нептуна[180] заботилась о производстве масонских работ на русском языке в Одессе, для чего отправила туда брата Телесницкого, снабдив его всеми необходимыми актами.
В 1822 г., незадолго до запрещения масонства, масоны имели мысль об учреждении в Москве ложи Гиппократа под председательством московского профессора Мудрова и подали о том просьбу министру внутренних дел. Но в то время, пишет Мудров в своей подписке о прекращении своей масонской деятельности[181], «как мы ожидали и уже надеялись получить позволение работать в новой ложе на московском востоке, по старым актам, объявлено было правительством высочайшее в Бозе почившего императора повеление закрыть все ложи, и все умолкло: silanum!» Статский советник, доктор медицины Матвей Мудров, был деятельным масоном и находился в соприкосновении с розенкрейцерством, хотя о последнем обстоятельстве он не похваляется в своей официальной подписке. В подписке Мудров признается, что принадлежал к масонству и что до 1820 года не имел связи с открывавшимися в Москве ложами, а затем стал посещать ложи Александра к благословению, Ищущих манны и Нептуна. Таким образом, он упоминает о ложах известных. Однако в сохранившихся протоколах тайной масонской московской ложи[182] Теоретического градуса (т. е. преддверия розенкрейцерства) имеются записи, свидетельствующие о принадлежности Мудрова к этой ложе, притом до указанного им 1820 года. 26 октября 1819 г. главный надзиратель этой ложи сообщил братьям, что Мудров, доказав ему, что он воистину теоретический брат, по его желанию, присоединен к высокопочтенному теоретическому кругу; надзиратель приказал секретарю внести имя Мудрова в список теоретических братьев и шотландских мастеров. Дальнейшие протокольные записи доказывают, что Мудров несколько раз посещал теоретическую ложу и даже в одном протоколе записан обрядоначальником. Здесь подмечается характерная черточка масонов: и Мудров, и Новиков отвечают на то, о чем их спрашивают, но сами не вызываются на показания, выходящие из пределов вопроса, сохраняя такою уловкою, в мере возможности, те тайны, которые они клялись сохранять.
Усиленно ведя пропаганду своих идей, масоны обращали особое внимание на молодое подрастающее поколение, не без основания рассчитывая, что семя, запавшее в сердце смолоду, наиболее жизнеспособно. И масоны Александрова времени, как и масоны века Екатерины, громко бросали клич молодежи, пытаясь зажечь ее любовью к человечеству и, оставаясь верными заветам своим, сзывали в храм премудрости всех чад русской земли.
Масоны спешили каждую мысль облечь в стихотворную форму песни, потому что, как они выражались, «песнь в народе дольше держится и по земле дальше уйдет, по рекам заливается и в глушь лесную заглядывает». Согласно такому обыкновению они изобразили в пышной оде мысль о призыве в храм премудрости всех ищущих света для того, чтобы, просветившись, они просветили в свою очередь и других. «Чадаутреннего света», ищущие света премудрости, т. е. просвещения, должны победить «отрасль адской нощи, злобу всех любящих мрак невежества». Устами «Премудрости» масоны говорят учащимся отрокам:
Пускай злоречивы зоилы
на вас свою сплетают лжу,
я вами их повергну силы,
я вами свет им покажу;
их нравы вами укротятся,
когда по свету обратятся,
прияв чрез вас мои лучи.
Не останавливаясь в подробностях на деятельности масонов по устройству школ и пропаганды путем воспитания юношества в эпоху Екатерины II, приведу лишь некоторые данные[183].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайные архивы русских масонов"
Книги похожие на "Тайные архивы русских масонов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов"
Отзывы читателей о книге "Тайные архивы русских масонов", комментарии и мнения людей о произведении.