Авторские права

Уильям Джеймс - Психология

Здесь можно купить и скачать "Уильям Джеймс - Психология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Психология
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология"

Описание и краткое содержание "Психология" читать бесплатно онлайн.








При приобретении лривычки есть настоятельная не- обходимость обеспечить успех в самом начале. Неудача в начале дела способна парализовать энергию во всех последующих попытках, между тем как сознание до- стигнутого успеха подкрепляет нашу энергию и на бу- дущее время. Когда Гёте спросил один не доверявший своим силам госгодин, следует ли ему начинать заду- манное предприятие, Гёте ответил, что стоит только поплевать на руки — и дело в шляпе. Эти слова пока- зывают, какое впечатление производила постоянно сча- стливая карьера Гёте на его душевное настроение.

К разбираемому вопросу относится и вопрос о по- степенном искоренении привычки к пьянству и опиуму. Лица, занимавшиеся лечением пьяниц и потребителей опиума, расходятся во взглядах на способы лечения лишь в частностях, зависящих от индивидуальных осо- бенностей больных. Вообще же говоря, все специалисты в этой области считают, чт© внезапное приобретение но- вой привычки всегда ведет к лучшим последствиям, ес- ли только для внезапного перерыва в образе жизни есть какая-нибудь возможность. Мы должны остерегать- ся и не подвергать волю слишком тяжелому испытанию, нанося в самом начале удар укоренившейся привычке, но если больной в состоянии вынести это испытание, то как при отучении от страсти (вроде опиомании), так и просто при изменении часов подъема или занятий все- го лучше подвергнуть человека сначала сильному стра- данию, и тогда, пережив его, он добьется спокойного состояния духа. Поразительно, как быстро исчезает дур- ная наклонность, когда ее совершенно лишают возмож- ности проявляться.

«Прежде чем начать переделывать себя, нужно на- учиться непоколебимо следовать, не глядя ни направо,

52

ни налево, по прямому и узкому пути. Тот, кто ежеднев- но высказывает все то же доброе намерение приняться за какое-нибудь дело, похож на человека, подходящего к краю рва, который ему надо перепрыгнуть, и снова идущего назад, чтобы затем опять направиться к про- пасти. Без непрерывного преуспевания нельзя накопить моральные силы; чтобы сделать последнее возможным, чтобы закалить нас в нем и приучить к нему, правиль- ный труд является высшим благодеянием» (J. Bahnsen. «Beitrage zur Charakterologie»).

К двум предшествующим правилам можно приба- вить третье: пользуйся любым благоприятным случаем действовать, при каждом решении поступать известным образом и при каждом эмоциональном стремлении дей- ствовать в направлении тех привычек, которые хочешь приобрести. Решения и стремления оставляют в мозгуизвестный след не в момент их появления, а в момент возникновения под их влиянием двигательных резуль- татов. Только что цитированный нами автор говорит по этому поводу: «Наличность благоприятных условий уже сама по себе дает рычагу нравственных действий твер- дую точку опоры, при помощи которой мы можем при- умножить свои нравственные силы, повысив свой нрав- ственный уровень. У кого нет твердой точки опоры, тотникогда не пойдет дальше поверхностной игры в нрав- ственную деятельность».

Если человек не пользуется каждым конкретным случаем проявить нравственную активность, то его ха- рактер не будет улучшаться, хотя он может обладать богатым запасом нравственных правил и питать в душе добрые чувства. Добрыми намерениями, по пословице, вымощен ад. «Характер,— говорит Дж. Ст. Милль,— есть окончательно образовавшаяся воля», а воля, в том смысле, какой Милль здесь имеет в виду, есть совокуп- ность стремлений действовать быстрым и определенным путем во всех наиболее выдающихся событиях жизни. Стремление действовать укореняется в нас в зависимо- сти от непрерывного повторения действий в нашей жиз- ни, благодаря которым в мозгу все более и более воз- растает способность их производить.

Когда благородное решение или искренний порыичувства пропадает по нашей вине бесследно, не принеся никакого доброго плода, то мы упускаем не только бла- гоприятный случай действовать, но таким образом и набудущее создаем препятствие нашим решениям и эыо-

53

циям, чтобы они могли пройти в мозгу нормальный путь разряда и проявиться в виде действия. Нет более презренного типа человеческого характера, чем харак-тер бессильного сентименталиста и мечтателя, который всю жизнь предается чувствительным излияниям и не ударит пальцем о палец, чтобы совершить истинно доброе дело. Классическим примером этого типа может служить Руссо, который, красноречиво убеждая фран- цуженок следовать Природе и кормить грудью своихмладенцев, отдавал собственных детей в воспитатель-ный дом. И всякий из нас до известной степени вступа- ет прямо на путь Руссо, если, одушевляясь отвлеченно сформулированной идеей блага, игнорируег это благо па практике, когда оно предстает перед ним в невзрач- ном виде, замаскированное житейскими мелочами.

В нашем будничном мире все блага являются в не- взрачном виде благодаря вульгарности окружающей обстановки, но горе тому, кто знает их только в форме юлой абстракции! В этом отношении неумеренное посе- щение театра и чтение романов могут создать настоя- щих нравственных уродов. Русская барыня, проливаю- щая слезы при виде душераздирающей драмы в теат- ре, в то время как кучер ее замерзает до смерти, пред- ставляет яркий образец явления, которое можно наблю- дать везде. Даже излишнее увлечение музыкой у лиц, которые сами не являются музыкантами и не настоль- ко музыкальны, чтобы наслаждаться музыкой чисто интеллектуальным путем, по всей вероятности, имеет расслабляющее влияние на их характер. Слушая му- зыку, проникаешься эмоциями, которые не находят ре- ального выхода, и, таким образом, чувственное усло- вие деятельности замирает в бездействии. Этому мож- но было бы помочь, если бы всякий раз после эмоции, пережитой в концерте, люди проявляли ее в какой-ни- будь осязагельной форме. Пусть ее проявление будет самым незначительным: она может выразиться в доб- ром ласковом слове, обращенном к старухе бабушке, или во внимательном отношении к знакомому в карете, если не представляется случая оказать людям более ге- роическую услугу. Но пусть эта эмоция во всяком слу- чае найдет себе то или другое проявление.

Последние примеры показывают, что силой привыч- ки запечатлеваются в мозгу не только частные линии разряда, но и его общие формы. При этом происходит то же, что наблюдается, когда мы предоставляем эмо-

54

циям бесплодно испаряться и тем делаем это их свой- ство постоянным; как там, так и здесь есть основание предполагать, что, часто отступая от усилия что-нибудьисполнить, мы тем самым развиваем в себе неспособ- нос гь делать усилия и что внимание наше, если мыпозволим ему беспорядочно блуждать, вскоре станетпостоянно перебегать с одного предмета на другой. Вни- мание и усилие, как мы увидим ниже, суть два назва- ния для одного и того же душевного явления. Какие мозговые процессы им соотвегствуют—неизвестно. Наи- более сильным доводом в пользу того, что эти душев- ные состояния всецело зависят от мозговых процессов и не представляют проявлений чистого духа, служитименно тот факт, что они, по-видимому, в известной степени подчинены закону привычки, который есть за- кон материальной природы.

В качестве конечной максимы, относящейся к во-спитанию воли, мы можем предложить приблизительно такое правило. Сохраняй в себе способность к усилию небольшим добровольным ежедневным упражнением. т. е, проявляй аскетизм и героизм в мелочах, не необ- ходимых для тебя, делая каждый день или через день что-нибудь такое, чго ты предпочел бы не делать; тогда при наступлении настоящей нужды ты почувствуешьсебя готовым мужественно вядержать испытание.

Такого рода аскетизм есть как бы страхование, кото- рое мы платим за свой дом и имущество. Деньги, тра- тимые на страховку, не приносят нам никакой пользы и могуг никогда ее не принести. Но если произойдипожар, плага за страхование избавит нас oi разорения То же можно сказать о человеке, который ежедневным упражнением приучил себя сосредоточивать внимание, энергично распоряжагься своей волей и проявлять в не- нужных вещах самоотречение. Среди всеобщего разру- шения он будет выситься, подобно несокрушимой баш- не, когда более изнеженные люди рассеются, как мяки-на по иетру.

Итак, изучение психических процессов с физиологи-ческой стороны может оказать большую помощь прак- тической морали. Ожидающий нас в будущей жизни ад, о котором нас учат богословы, не хуже того ада, который мы сами создаем себе на этом свете, воспиты- вая свой характер в ложном направлении. Если бы де- ти могли себе представить, как быстро они становятся просто живым комплексом привычек, они более обра-

55

щали бы внимания на свое поведение в том возрасте, когда их мозг еще достаточно пластичен. «Прялка жизни» находится в наших собсгвенных руках, и мы са- ми бесповоротно предопределяем свою судьбу. Нет та- кого ничтожного добродетельного или порочного поступ- ка, который не оставил бы в нас навеки своего неизгла- димого следа. Пьяница Рип Ван-Винкль в комедииДжефферсона после каждой новой выпивки извиняется, говоря: «Этот раз не считается». Ну, он может не счи- тать, и милосердный Господь не поставит ему на счет этого раза, но этот раз тем не менее будет отмечен. В глубине нервных клеток и волокон его зачтут моле- кулы, делая для Винкля в будущем неотразимым новый соблазн.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология"

Книги похожие на "Психология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Уильям Джеймс

Уильям Джеймс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Уильям Джеймс - Психология"

Отзывы читателей о книге "Психология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.