Уильям Джеймс - Психология
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психология"
Описание и краткое содержание "Психология" читать бесплатно онлайн.
Важность принципа приучения в этике и педагогике.
«Привычка — вторая природа. Привычка в десять раз сильнее природы!» — говорят, воскликнул однажды гер- цог Веллингтон; и едва ли кто-нибудь может оценить справедливость этого положения более, чем старый ве- теран. Ежедневное учение и годы дисциплины в конце концов навсегда прививают человеку известные привыч-
48
ки, налагая новый отпечаток почти на весь его образ жизни.
«Есть анекдот,— говорит Гексли,— про который мо- жно сказать «Se поп е vero, ё ben trovato» (если это не правда, то удачно придумано). Один шутник, увидев, чю отставной солдат нес в руках свой обед, внезапно крикнул: «Во фронт!» — и под влиянием команды сол- дат инстинктивно вытянул руки по швам, уронив коте- лок с бараниной и картофелем в канаву. Дисциплинав нем была доведена до совершенства, и ее результатынавеки внедрились в нервную систему этого человека». Согласно показаниям очевидцев, во многих сражениях кавалерийские лошади, потерявшие седоков, при звуках военных сигналов собирались вместе и начинали про- изводить привычные перестроения. Большинство домаш- них животных кажутся просто-напросто автоматами, выполняющими шаг за шагом без колебаний и сомне- ний обязанности, к которым их приучили. При этом нельзя предполагать в их уме существования каких бы то ни было альтернатив. Лица, состарившиеся в темни- це, получив свободу, просили снова заключить их в тюрьму. Во время железнодорожного крушения в поез- де в клетке, которая была при этом сломана, находился цирковой тигр; он выскочил было из клетки, но тотчас вернулся назад, как будто смутившись от новой обста- новки, так что снова запереть его не представляло труда.
Привычка играет в общественных отношениях роль колоссального махового колеса: это самый ценный консервативный фактор в социальной жизни. Она одна удерживает всех нас в границах законности и спасает «детей фортуны» от нападок завистливых бедняков. Она одна побуждает тех, кто с детства приучен жить самым тяжелым и неприятным трудом, не оставлять подобного рода занятий. Она удерживает зимой рыбака и мат- роса в море; она влечет рудокопа во мрак шахты и при- гвождает деревенскою жителя на всю зиму к его дере-венскому домику и ферме; она предохраняет жителей умеренного пояса от нападения обитателей пустынь и полярных стран. Она принуждает нас вести житейскую борьбу при помощи того рода деятельности, которыйбыл предопределен нашими воспитателями или нами самими в раннюю пору жизни. Если эта деятельность и не по вкусу нам, мы все же должны стараться выпол-нять ее наилучшим образом, так как только к ней ол-
4—833
49
ной мы способны, а выбирать другой род деятельности уже слишком поздно. Привычка удерживает от смеше- ния различные слои общества. Уже на 25-летнем моло-дом человеке заметна печать его профессии, будь то коммивояжер, доктор, пастор или адвокат. В нем про- являются известные едва уловимые особенности характе- ра, странности мысли, предрассудки,— словом, печать профессии, от которой человек так же не может осво- бодиться, как не могут складки на рукавах его сюртука внезапно принять новое расположение.
Вообще говоря, это к лучшему; хорошо, что у боль- шинства людей к 39 годам характер, подобно высохше- му гипсу, становится прочным. Если период между 20я 30 годами есть критический период для образования интеллектуальных и профессиональных привычек, то возраст моложе 20 лет имеет еще более важное значе- ние для закрепления таких привычек, как интонация голоса и произношение, жестикуляция, телодвижения и ловкость. Лица, изучившие иностранный язык после20 лет, почти никогда не говорят на нем без акцента. Молодой человек низкого происхождения, попавший в высший круг общества, почти никогда не может оту- читься от неправильного произношения, которое он ус- воил в детские годы. Почти никогда, несмотря на оби- лие денег в кармане, он не научится одеваться как при- рожденный аристократ. Купцы усердно предлагают ему товары как настоящему денди, но он просто не спосо- бен выбрать себе подходящие вещи. Невидимый закон, столь же сильный, как закон тяготения, удерживает сто в границах его орбиты, заставляя из года в год об- лекаться в то же безвкусное платье, и для него навеки остается загадкой, как приобретают свои вещи те из его знакомых, которые одеваются со вкусом.
Таким образом, в воспитании великое дело сделать нашу нервную систему нашим другом, а не врагом. До- биться этого — значит превратить приобретения в чистые деньги и жить спокойно на проценты с капитала. Мы должны по возможности в самом раннем возрасте сде- лать привычными для себя как можно более полезных действий и остерегаться, как заразы, укоренения в нас вредных привычек. Чем более мелких обыденных дей- ствий мы предоставим не требующему сознательных усилий контролю автоматизма, тем более наши высшие духовные способности будут иметь свободы для своей деятельности. Нет существа более жалкого, чем чело-
50
век, которому привычна лишь нерешительность и для которого необходимо особое усилие воли в каждом от- дельном случае, когда ему надо закурить сигару, выпить стакан чаю, лечь спать, подняться с постели или при- няться за новую часть работы. У такого человека более половины времени уходит на обдумывания или сожа- ления о действиях, которые должны были бы до такой степени войти в его плоть и кровь, что стали бы бессоз- нательными. Если подобные ежедневные привычки не укоренились прочно в ком-нибудь из моих читателей, пусть он сейчас же примется укреплять их в себе.
В одном из сочинений Бэна есть глава «Моральные привычки», где по этому поводу дано несколько пре- красных практических советов. В основание его рассуж- дений положены два правила. Согласно первому при приобретении какой-нибудь новой привычки или при искоренении старой мы должны вооружиться наивоз- можно более строгой и бесповоротной решимостью дей- ствовать в намеченном направлении. Мы должны обста- вить себя всеми возможными условиями, благоприят- ствующими развитию хорошей привычки, упорно искать обстановки, содействующей ее упрочению, перед обще- ством возложить на себя обязанности, не совместимые со старой привычкой, связать себя обязательством, ес- ли возможно—словом, для закрепления новой привычки привлекать все возможные вспомогательные средства. Все это при начале образования привычки создает такую обстановку, благодаря которой соблазн нару- шить устанавливаемый режим не проявится так скоро, как это могло бы случиться при других условиях, а с каждым днем вероятность нарушения все более и более уменьшается.
Второе правило Бэна следующее: ни разу не отсту- пай от соблюдения новой привычки, пока она не уко- ренится в твоей жизни так глубоко, что случайное на- рушение ее не будет опасным. Каждое нарушение при- обретаемой привычки можно сравнить с падением ша- ра, висящего на веревке, которую мы наматываем на палку: раз выпустив из рук веревку, мы даем шару возможность опуститься на множество оборотов. Непре- рывность тренировки — одно из важнейших средств для того, чтобы сделать непогрешимой деятельность нерв- ;ной системы. Вот что говорит по этому поводу Бэн:
«Особенность нравственных привычек, отличающая ихот умственных приобретений, заключается в наличии в
4» Б1
каждой из них двух враждебных сил, из которых однадолжна постепенно освободиться от гнета другой. В борьбе двух противоположных привычек мы прежде всего должны стараться не проиграть сражения. Каж- дая победа дурной привычки уничтожает результаты многих побед хорошей. Таким образом, при борьбе двух привычек всего важнее для нас предоставить одной из них непрерывный ряд побед, пока благодаря их повто- рению она не укрепится настолько, чтобы успешно одо- левать противоположную привычку при любых услови- ях. С теоретической точки зрения это лучший путь для умственного прогресса».
При приобретении лривычки есть настоятельная не- обходимость обеспечить успех в самом начале. Неудача в начале дела способна парализовать энергию во всех последующих попытках, между тем как сознание до- стигнутого успеха подкрепляет нашу энергию и на бу- дущее время. Когда Гёте спросил один не доверявший своим силам госгодин, следует ли ему начинать заду- манное предприятие, Гёте ответил, что стоит только поплевать на руки — и дело в шляпе. Эти слова пока- зывают, какое впечатление производила постоянно сча- стливая карьера Гёте на его душевное настроение.
К разбираемому вопросу относится и вопрос о по- степенном искоренении привычки к пьянству и опиуму. Лица, занимавшиеся лечением пьяниц и потребителей опиума, расходятся во взглядах на способы лечения лишь в частностях, зависящих от индивидуальных осо- бенностей больных. Вообще же говоря, все специалисты в этой области считают, чт© внезапное приобретение но- вой привычки всегда ведет к лучшим последствиям, ес- ли только для внезапного перерыва в образе жизни есть какая-нибудь возможность. Мы должны остерегать- ся и не подвергать волю слишком тяжелому испытанию, нанося в самом начале удар укоренившейся привычке, но если больной в состоянии вынести это испытание, то как при отучении от страсти (вроде опиомании), так и просто при изменении часов подъема или занятий все- го лучше подвергнуть человека сначала сильному стра- данию, и тогда, пережив его, он добьется спокойного состояния духа. Поразительно, как быстро исчезает дур- ная наклонность, когда ее совершенно лишают возмож- ности проявляться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология"
Книги похожие на "Психология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уильям Джеймс - Психология"
Отзывы читателей о книге "Психология", комментарии и мнения людей о произведении.