Вадим Дамье - Стальной век: Социальная история советского общества
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Стальной век: Социальная история советского общества"
Описание и краткое содержание "Стальной век: Социальная история советского общества" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга посвящена социальной истории России со времени революции 1917-1921 гг. до распада Советского Союза в 1991 г. Основное внимание уделяется развитию общества в контексте политики форсированной индустриальной модернизации, которую проводили российские правительства в XX веке, и социальному сопротивлению народных масс навязанному «сверху» курсу. Автор прослеживает эволюцию форм самоорганизации и сопротивления наемных работников и крестьянства, показывает их силу и слабость. Значительное место в книге уделено также изменениям в правящем классе советского общества, его фрагментации и роли этих процессов в размывании и разрушении монолитной индустриально-капиталистической модели «концерна СССР».
Книга адресована как профессиональным историкам, так и активистам общественных движений, а также школьникам и студентам, изучающим историю России, и всем, кто интересуется вопросом о характере советского общества.
В декабре 1921 г. IX съезд Советов все же высказался за пересмотр «Положения о Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и ее органах в направлении их реорганизации, сужения их компетенции и усиления начал революционной законности». В феврале 1922 г. ВЦИК упразднил ВЧК и ее местные комиссии и заменил их Государственным политическим управлением (ГПУ) Наркомата внутренних дел и политотделами на местах. «Реорганизация..., подразумевавшая передачу квазисудебных функций ВЧК судам, - замечал Карр, - фактически полностью вывела политические преступления за пределы судебной процедуры и для борьбы с ними дала ГПУ полномочия большие, чем те, которые имела и на которые претендовала упраздненная ВЧК»[240]. Отныне у режима была «постоянная» тайная полиция.
5. Создание СССР: централизм под флагом федерализма
Собрав в ходе гражданской войны большую часть распавшейся Российской империи, большевистские лидеры должны были теперь решить, как организовать и привести к единообразию управление государством.
Большевики традиционно считали «лоскутность», разнородность имперской структуры, состоявшей из множества разнородных территорий, народов и культур, серьезной помехой на пути модернизации России. Ленин, еще до революции занимавшийся проблемами, связанными с «национальным вопросом», признавал за нациями, населявшими Российскую империю, «право на самоопределение вплоть до отделения» и создание собственных государств под руководством отдельных национально-буржуазных элит. При этом он предупреждал, что не следует «право» на отделение смешивать с «целесообразностью» такого шага. Предполагалось, что большая часть территории удастся сохранить в составе нового Российского государства. Известно, что Ленин высказывался в пользу т.н. «американского пути» модернизации. В области межнациональной эта логика означала, по существу, создание новой российской нации, при том, что принадлежность к той или иной культурной или этнической группе должна была остаться вне области государственно-политического устройства - в сфере гражданского общества (образование, развитие языка и культуры и т.д.). Ясно, что подобной нации предстояло сложиться на основе «этноса большинства» - великороссов, и Ленин, возражая против принудительной ассимиляции народов, открыто высказывался за ассимиляцию «добровольную».
Однако все эти планы и схемы были похоронены Русской революцией 1917-1921 гг. В ходе ее на территории бывшей империи сложились самые разные территориальные и этнополитические образования: автономные образования внутри Российской Федеративной республики (РСФСР), а также республики, управлявшиеся большевистской партией и находившиеся в договорных отношениях с РСФСР - Украина, Белоруссия, три закавказские республики (Азербайджан, Армения и Грузия, объединенные в 1922 г. в Закавказскую федерацию), Дальневосточная республика (в 1922 г. включена в РСФСР), Хорезм и Бухара. Статус их сильно отличался друг от друга. По словам наркома по делам национальностей Иосифа Сталина, дистанция простиралась «от узкой, административной автономии (немцы Поволжья, чуваши, карелы)... к более широкой, политической автономии (башкиры, татары Поволжья, киргизы), от широкой, политической автономии - к еще более расширенной ее форме (Украина, Туркестан), наконец, от украинского типа автономии - к высшей форме автономии - к договорным отношениям (Азербайджан)»[241].Положение усугублялось тем, что гражданская война сопровождалась невиданным дотоле взрывом национализма и кровавыми межнациональными столкновениями, которые активно использовали самые разные претенденты на власть на территориях бывшей империи, не исключая и большевиков. В большевистских партийных иерархиях отдельных автономий и республик также формировались свои национальные элиты, которые стремились стать хозяевами на управляемых ими территориях. Защищая свои привилегии, они нередко вступали между собой в острую борьбу за власть.
Так, например, в Грузии партийное руководство во главе с П.Г.Мди- вани противилось давлению из Москвы и не торопилось соглашаться на превращение рыхлой Закавказской федерации в более унитарную структуру с реальными общими органами управления. В 1922 г. оно ввело в республике законы, которые ограничивали проживание на ее территории негрузин и смешанные браки, приступило к «разгрузке» Тбилиси от армян. ««Пролетарии всех стран соединяйтесь» - это совсем не значит: «все армяне, в Тифлис собирайтесь!»», - острили партийные вожди Грузии[242]. Правительство Украины выразило в мае 1922 г. протест РСФСР против того, что Россия представляла его в международных делах. Оно добилось права сохранить собственных дипломатических представителей в Праге, Берлине и Варшаве. А виднейший татарский коммунист М.Х.Султан-Галиев, выдвинувший концепцию диктатуры колоний над метрополиями и идею мусульманской Советской республики и мусульманской компартии, призывал фактически уравнять автономные образования с договорными республиками. В декабре 1922 г. он заявил: «Мы, представители союзных республик и областей, считаем, что пора кончать игру в эту (мнимую, - В.Д.) независимку»[243]. В 1923 г. Султан-Галиев был смещен со всех постов и отправлен в ссылку.
Рост националистических настроений среди партийной элиты республик и автономий подпитывался новыми заигрыванием московского руководства с идеями великорусского национализма. Такие деятели, как ЛД.Троцкий, А.В.Луначарский, с похвалой отзывались о русском патриотизме эмигран- тов-«сменовеховцев» и бывших царских военных, по этой причине вставших на сторону «красных». За привлечение патриотических кругов «специалистов» и служащих высказывался и Ленин на XI съезде партии в марте 1922 г. «Сменовеховские» издания без особых помех распространялись в большевистской России.
Такие деятели, как И.В.Сталин, Ф.Э.Дзержинский, Г.К.Орджоники- дзе и др., склонялись к поддержке великодержавного национализма, исходя из интересов государственной централизации. Им казалось естественным, что именно русский народ станет основой нового, модернизированного государства, сменившего рыхлую империю. А потому они были полны решимости беспощадно подавить национализм местных и республиканских партийных элит. Сталин выдвинул проект «автономизации», то есть вступления договорных республик в состав РСФСР на правах автономий. Предложение вызвало немедленный протест республик. В сентябре 1922 г. лидеры грузинских коммунистов заявили Ленину, что приветствуют другую идею - объединения всех договорных республик в Союз на основах равноправия.
Ленин счел целесообразным пойти на компромисс с национальными партийными элитами. Он под держал идею союза формально равноправных республик, причем допускал даже возможность на время ограничить такой союз военной и дипломатической областью, в остальных сферах сохранив республиканские ведомства. Для обоснования компромисса Ленин предложил различать «национализм нации угнетающей», «большой» и «национализм нации угнетенной», «маленькой». Лидер большевиков требовал придать идее интернационализма иное содержание: интернационализм «должен состоять не только в соблюдении формального равенств наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически». «...Лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить», - настаивал он. Важным моментом Ленин считал необходимость «ввести строжайшие правила относительно употребления национального языка в инонациональных республиках, входящих в наш союз.. ,»[244].
В октябре 1922 г. на пленуме ЦК выступавшие резко критиковали «ве- ликодержавников». Был утвержден план, предложенный Лениным: создавался союз «равноправных республик», при том что Россия и Закавказье вступали в него как федерации. Однако лидеры Грузии решили ковать железо, пока горячо. Тифлисский комитет партии проголосовал за то, чтобы Грузия вошла в создаваемый союз на правах отдельной республики, а не в составе Закавказской федерации. В ответ первый секретарь Закавказского краевого комитета партии Орджоникидзе назвал партийное руководство Грузии «шовинистической гнилью, которую надо немедленно отбросить»[245]. Грузинские лидеры пожаловались Ленину, но тот подтвердил решения октябрьского пленума, передал жалобу Сталину, а тифлисских лидеров отчитал за нападки на Орджоникидзе. Сталин отправил Орджоникидзе телеграмму, сообщив о намерении «основательно наказать грузинский ЦК»[246],
а тот развернул чистку грузинской компартии. Члены грузинского ЦК объявили о своей отставке и снова пожаловались Ленину.
В Грузию была направлена комиссия ЦК в составе Ф.Э.Дзержинского, В.СМицкявичуса-Капсукаса и Д.З.Мануильского. Одновременно Ленин послал в грузинскую столицу заместителя председателя правительства А.И.Ры- кова. Во время их пребывания в Закавказье страсти накалились до предела. Дошло до драки: во время разговора с Рыковым сторонник Мдивани А.Кобахидзе обвинил вмешавшегося в беседу Орджоникидзе в коррупции, и тот ударил оппозиционера по лицу. Сталин и Орджоникидзе публично назвали членов грузинского ЦК «уклонистами» и пообещали выжечь их национализм «каленым железом». 12 декабря 1922 г. Дзержинский представил большевистскому руководству в Москве отчет о работе комиссии, фактически заступившись за Сталина и Орджоникидзе. Ленин распорядился, чтобы он вновь отправился в Грузию за дополнительной информацией. На следующий день он принял Сталина. Однако 16 декабря у Ленина произошел инсульт, и он «выпал» из реальной политики. Тем временем, 30 декабря 1922 г. был собран I съезд Советов Союза, на котором было провозглашено создание нового объединенного государства - «Союза Советских Социалистических Республик» (СССР).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Стальной век: Социальная история советского общества"
Книги похожие на "Стальной век: Социальная история советского общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Дамье - Стальной век: Социальная история советского общества"
Отзывы читателей о книге "Стальной век: Социальная история советского общества", комментарии и мнения людей о произведении.