Франклин Хедоури - Основы менеджмента

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы менеджмента"
Описание и краткое содержание "Основы менеджмента" читать бесплатно онлайн.
Основы менеджмента – одно из самых популярных учебных пособий по менеджменту, признанное и широко используемое во всем мире. В нем подробно и максимально доступно изложены основы менеджмента как науки и основные принципы и концепции менеджмента. В книге описываются как теоретические, так и практические аспекты управленческой деятельности с учетом реалий современности. Особое внимание уделяется ситуативной природе менеджмента, что приобретает все большее значение, учитывая постоянные изменения современной бизнес-среды.
Благодаря тщательно продуманной структуре и простоте изложения книга может быть полезна широкому кругу читателей: студентам, изучающим менеджмент, преподавателям, практикующим менеджерам и просто людям, которых интересуют теоретические и практические вопросы управления.
3-е издание.
Разумно ли поступила U. S. Sprint?
Вопросы1. Каковы были альтернативы каждого из описанных выше решений?
2. Используя терминологию из этой главы, определите, в каких условиях принимались решения описанных выше фирм: в условиях риска или неопределенности?
3. Обсудите потенциальное влияние временного фактора и фактора изменений среды на эти три решения.
Источник. Charles R. Pay, «The Year’s Gutsiest Decisions», Industry Week, February 23, 1987, p. 26–30.
Глава 8. Модели и методы принятия решений
Введение
Для успешного выполнения управленческих функций эффективность в принятии решений просто необходима, и то, что этот процесс сам по себе стал предметом школы менеджмента, неудивительно. Цель науки управления – повысить организационную эффективность путем повышения способности менеджеров принимать объективные решения в исключительно сложных ситуациях. Благодаря моделям, количественным методам и развитию компьютерных технологий менеджмент превращается в истинно научную дисциплину. В этой главе речь пойдет об особенностях моделирования, а также о разных моделях и методах принятия решений и прогнозирования, применяемых в менеджменте. Мы не ставили перед собой цель рассказать вам, как эти методы применяются на практике, – эта тема слишком широка для подробного обсуждения в нашей книге. Мы хотели лишь показать вам, насколько велики возможности науки управления.
Прочитав эту главу, вы должны понимать термины и концепции, перечисленные в ее начале.
Наука управления
Ознакомившись с историей менеджмента, вы узнали, что концепция применения научных принципов с целью повышения эффективности организаций зародилась еще тогда, когда менеджмент как научная дисциплина пребывал в зачаточном состоянии. Базой для развития научного менеджмента послужило систематическое применение научного метода к проблемам управления, но источники науки управления появились недавно.
Наука управления зародилась в Англии во время второй мировой войны, когда группе ученых было поручено решить сложные военные задачи: определить оптимальное размещение объектов гражданской обороны и пулеметных установок, оптимальную глубину подрыва противолодочных зарядов и оптимальный размер конвоя для морских караванов. В 1950-е и 1960-е годы разработанные ими методы были развиты, появилось множество новых методик, которые начали все шире применяться для решения проблем в самых разных отраслях и ситуациях. Сегодня модели и методы науки управления используются для регулирования транспортных потоков в городах и оптимизации графиков полетов самолетов, для составления графиков занятий в университетах, для управления запасами в супермаркетах, для разработки новых видов продуктов, распределения расходов на рекламу и оборудование и трудовых ресурсов на заводах, для составления графиков игр в высшей бейсбольной лиге и т. д.
Фокусом науки управления является «обеспечение менеджеров организаций научной базой для решения проблем с использованием взаимодействия отдельных элементов организации в ее интересах как единого целого». Эта цель важна для любой организации, но особенно трудно ее достичь большим организациям с высокой степенью специализации. С. Черчмен, Р. Экофф и Е. Арнофф утверждают:
Каждая функциональная единица организации (подразделение, отдел, сектор) призвана выполнять определенную часть общей работы, что необходимо для достижения ее общих целей. Но в результате такого разделения труда каждое функциональное подразделение преследует и свои цели. Например, производственный отдел обычно стремится к снижению производственных затрат и увеличению объема производства; отдел маркетинга – к минимизации затрат на единицу сбыта; финансовый отдел – к оптимизации капиталовложений компании, отдел кадров – к найму эффективного персонала и минимизации затрат, связанных с их удержанием, и т. д. И все эти цели далеко не всегда согласуются одна с другой; по сути, они часто противоречат одна другой.
Менеджеры, прошедшие подготовку в области использования моделей и методов принятия решений, стараются оценить, какой компромисс необходим для устранения конфликта между разными целями разных подразделений, и выявить альтернативы, способные обеспечить оптимальный баланс между ними. Разобравшись в основных концепциях науки управления, вы сможете эффективнее общаться с разными специалистами и вместе с ними эффективно решать организационные проблемы.
Характеристики науки управленияСегодня такие термины, как наука управления, наука о принятии решений, системный анализ, наука о системах и исследование операций, часто используются как взаимозаменяемые. Такое «наложение» распространилось и на недавно разработанные количественные методы. Многие исследователи отнесли бы те методики, которые в следующих главах этой книги рассматриваются в рамках операционного менеджмента, планирования и средств контроля, к методам науки управления. Но независимо от того, какую терминологию мы предпочитаем, наука управления как научный метод имеет свои отличительные характеристики.
1. Использование научного метода.
2. Системная ориентация.
3. Использование моделей.
Фундаментальной процедурой любого научного исследования, впервые примененной школой научной организации управления, является научный метод, включающий три этапа (рис. 8.1).
Рис. 8.1. Научный метод в менеджменте.
1. Наблюдение. Этот этап заключается в сборе объективной информации о проблеме и ситуации и в ее анализе. Например, если менеджеру необходимо определить соотношение между спросом на продукт и уровнем его запасов, он должен оценивать, как варьируются запасы при разном спросе. (Сегодня в крупных организациях этот и почти все другие аспекты научного анализа обычно выполняются специально подготовленными специалистами.)
2. Выдвижение гипотезы. Выдвигая гипотезу, исследователь выявляет доступные альтернативы, определяет их последствия в конкретной сложившейся ситуации и на основе этих наблюдений составляет прогноз. Его цель – установить взаимосвязь между отдельными компонентами проблемы. Например, если наблюдения показали, что при увеличении в течение месяца спроса на продукт на 10 % его запасы иссякнут, менеджер вполне может выдвинуть гипотезу о необходимости увеличить запасы.
3. Проверка. Исследователь проверяет правильность своей гипотезы, отслеживая результаты своего решения. Например, компания действительно увеличит запасы продукта в объеме, рекомендованном специалистом. Если в итоге запасы не истощатся и не окажутся завышенными, гипотезу можно будет признать верной. А если при повышении спроса товара окажется недостаточно или запасы увеличатся настолько, что расходы на их хранение станут недопустимо высокими, значит, гипотеза была неверной. В этом случае менеджеру необходимо возвратиться на первый этап, собрать и проанализировать дополнительную информацию и сформулировать новую гипотезу.
При использовании научного метода решения управленческих проблем необходимо помнить, что организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязанных элементов. Об этой характеристике науки управления – системной ориентации – мы упоминали уже неоднократно.
Третья характеристика науки управления – использование моделей. Моделирование необходимо в силу огромной сложности управленческих проблем и трудности, связанной с экспериментированием в реальных ситуациях.
Все наше дальнейшее обсуждение будет построено, в основном, на концепции моделирования. Самый значительный вклад школы научной организации управления, по всей вероятности, заключается именно в разработке моделей, позволяющих принимать объективные решения в ситуациях, слишком сложных для простой причинно-следственной оценки альтернатив. Многие такие модели слишком сложны, чтобы обычный менеджер мог самостоятельно их применять, но, не имея базового представления о них, вы не сумеете даже эффективно и правильно использовать их результаты. Основываясь на методе проб и ошибок, вы будете принимать решения бессистемно, хотя сегодня существуют проверенные методы, позволяющие быстро принимать вполне обоснованные решения.
Моделирование
Большинство современных моделей науки управления настолько сложны, что применять их можно только с помощью компьютерной техники. Однако сама концепция модели очень проста. По определению Р. Шеннона «Модель – это представление объекта, системы или идеи в некой форме, отличной от формы самого объекта, системы или идеи». Например, организационная схема – это модель структуры организации; все теории управления, описанные в этой книге, – модели функционирования организации или какой-либо ее подсистемы. Далее вы встретите множество примеров моделей, которые вам уже знакомы.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы менеджмента"
Книги похожие на "Основы менеджмента" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Франклин Хедоури - Основы менеджмента"
Отзывы читателей о книге "Основы менеджмента", комментарии и мнения людей о произведении.