» » » » Константин Душенко - Большой словарь цитат и крылатых выражений


Авторские права

Константин Душенко - Большой словарь цитат и крылатых выражений

Здесь можно купить и скачать "Константин Душенко - Большой словарь цитат и крылатых выражений" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая справочная литература, издательство Эксмо, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Душенко - Большой словарь цитат и крылатых выражений
Рейтинг:
Название:
Большой словарь цитат и крылатых выражений
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
978-5-699-40115-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Большой словарь цитат и крылатых выражений"

Описание и краткое содержание "Большой словарь цитат и крылатых выражений" читать бесплатно онлайн.



В книге указывается источник, датировка и точный текст 13 300 цитат и крылатых выражений из области литературы, истории, политики, науки, религии, философии и популярной культуры. В большинстве случаев дается ссылка на книжную публикацию с указанием страницы. Многие цитаты приведены на языке оригинала. Предназначено филологам, историкам, журналистам, а также широкому кругу читателей.






Это – перефразировка анонимного изречения: «Добро потерять – мало что потерять; мужество потерять – много потерять; честь потерять – все потерять». ▪ Gaal G. Sprüchwörterbuch in sechs Sprachen. – Wien, 1830, S. 55.

Ср. также латинское изречение: «Fidem qui perdit, perdere ultra nil potest» – «Кто утратил честное имя, тому уже нечего больше терять» (Публилий Сир, «Сентенции», 166). ▪ ancienttexts.org/library/latinlibrary/syrus.html.

308 Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?

Ездок запоздалый, с ним сын молодой.

«Лесной царь», баллада (1782); пер. В. Жуковского (1818) ▪ Гёте в 10 т., 1:173

309 Дитя, я пленился твоей красотой:

Неволей иль волей, а будешь ты мой.

«Лесной царь», пер. В. Жуковского▪ Гёте в 10 т., 1:174

310 Ты знаешь край лимонных рощ в цвету? //

Kennst du das Land, wo die Zitronen bluhn?

«Миньона», 1 («Ты знаешь край лимонных рощ в цвету?..») (1784); пер. Б. Пастернака▪ Гёте в 10 т., 1:176; Gefl. Worte, S. 127

В «Годах странствий Вильгельма Мейстера» (1821) – песня Миньоны (кн. III, гл. 1).

311 Ты там бывал? Туда, туда

Возлюбленный, нам скрыться б навсегда. //

…Dahin, dahin <…>.

«Миньона», 1; пер. Б. Пастернака▪ Гёте в 10 т., 1:176

312 Нет, только тот, кто знал / Свиданья жажду,

Поймет, как я страдал / И как я стражду.

«Миньона», 3 («Нет, только тот, кто знал…») (1785); пер. Л. Мея под загл. «Песня арфиста» (1857) ▪ Гёте в 10 т., 1:3

В «Годах учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796) – песня Миньоны и арфиста (кн. IV, гл. 11).

Немецкие глагольные формы не имеют рода; наиболее известен перевод Мея (с мужскими окончаниями), неоднократно положенный на музыку, в т. ч. П. И. Чайковским. В пер. Б. Пастернака: «Кто знал тоску, поймет / Мои страданья! / Гляжу на небосвод / И душу ранит». ▪ Гёте в 10 т., 7:195.

313 Новая любовь, новая жизнь.

Загл. стихотворения («Neue Liebe, neues Leben», 1775)

314 Я пою, как поет птица. // Ich singe, wie der Vogel singt.

«Певец» (1783) ▪ Gefl. Worte, S. 127

В «Годах учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796) – песня арфиста (кн. II, гл. 11). В пер. Ф. Тютчева: «По Божьей воле я пою / Как птичка в поднебесье». ▪ Гёте в 10 т., 1:175.

315 В ограничении лишь познается мастер. // In der Beschränkung zeigt sich erst der Master.

«Природа и искусство», сонет (1800)▪ Gefl. Worte, S. 129

В пер. М. Розанова: «Лишь в чувстве меры мастерство приметно». ▪ Гёте в 10 т., 1:257.

316 Бить пса до смерти!.. / Это – рецензент.

Последние строки стихотворения «Рецензент» («Бесстыжий гость») (1774); пер. П. Вейнберга (1890) ▪ Гёте И. В. Лирика. – М.; Л., 1932, с. 118

Отсюда: «Бей журналиста! (Бей корреспондента!)». ▪ Займовский, с. 39–40; Михельсон, 2:192.

Ср. также: «Это бьют корреспондента». – «Корреспондента? Ну, знаешь что: допьем сперва стакан чаю» (стихотворение в прозе И. Тургенева «Корреспондент», 1882). ▪ Тургенев, 13:177.

317 Таланты образуются в покое,

Характеры – среди житейских бурь.

«Торквато Тассо», драма в стихах (1790), I, 2; пер. С. Соловьева ▪ Гёте в 10 т., 5:216

318 Не для свободы люди рождены. // Der Mensch ist nicht geboren, frei zu sein.

«Торквато Тассо», II, 1; пер. С. Соловьева▪ Гёте в 10 т., 5:236; Gefl. Worte, S. 122

319 «Все позволено, что мило». <…>

«Позволено лишь то, что подобает». //

Erlaubt ist, was sich ziemt.

«Торквато Тассо», II, 1; пер. С. Соловьева▪ Гёте в 10 т., 5:237, 238

→ «Если угодно, то и дозволено» (Ю-19).

320 Мне до него, как до звезды / Небесной, далеко.

«Утешение в слезах» (1803), пер. В. Жуковского (опубл. в 1818) ▪ Гёте в 10 т., 1:261

321 Ученик чародея.

Загл. баллады («Der Zauberlehrling», 1797) в пер. Н. Холодковского (1879)

→ «Ученик дьявола» (Н-820).

322 Жизни блаженство в одной лишь любви.

«Эгмонт» (1788), трагедия, III, 2 (песня Клэрхен); пер. Ф. Тютчева (1870)▪ Золотое перо. – М., 1974, с. 150

323 Дитя мира. // Weltkind.

«Эпиграмматическое. Ужин в Кобленце» (1774)▪ Markiewicz, s. 151; Gefl. Worte, S. 118

Гёте о себе как «гражданине мира». Цит. в «Поэзии и правде» (1809–1814), кн. XIV. ▪ Гёте в 10 т., 3:526.

Выражение восходит к немецкому переводу Евангелия от Луки (16:8), где говорится о «детях этого мира (света)» – «die Kinder dieser Welt». В переписке Гёте 1780-х гг. этот оборот используется в значении «граждане мира» («космополиты»). ▪ Gefl. Worte, S. 50.

→ «Дитя века» (Н-449).

324 И мой сурок, и мой сурок, / И мой сурок со мной.

«Ярмарка в Плундерсвейлерне», фарс (1774), песенка мальчика с сурком, муз. Л. Бетховена (1803)▪ Гёте в 10 т., 5:117

В оригинале рефрен по-французски: «Avecqe si, avecqe la, / Avecqe la marmotte»; в песне Бетховена: «Avec que si, avec que la…»

Проза

325 Признания прекрасной души.

«Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795–1796), назв. книги VI («Bekentnisse einer schönen Seele»)

Понятие «прекрасная душа» восходит к Платону; в Германии введено в обиход Кристофом Виландом («Что такое прекрасная душа», 1774). ▪ Gefl. Worte, S. 128; Markiewicz, s. 443. Отсюда «прекраснодушие» – слово, возникшее в кругу русских западников в конце 1830-х гг. ▪ Займовский, с. 282.

326 Родственные натуры.

«Избирательное сродство», роман (1809), ч. I, гл. 4

Загл. романа («Wahlverwandschaften») повторяет загл. трактата шведского химика Торбера Бергмана («De attractionibus electivus» [лат.], 1775; в пер. на нем. яз.: 1782). ▪ Gefl. Worte, S. 133. В романе понятия из области химии переносятся на отношения между людьми: «Натуры, которые при встрече быстро понимают и определяют друг друга, мы называем родственными»; «Когда вы называете родственными все эти странные вещества, мне представляется, будто их соединяет не столько кровное, сколько духовное и душевное сродство. Именно так между людьми возникает истинно глубокая дружба» (пер. А. Федорова). ▪ Гёте в 10 т., 6:249.

Согласно Н. С. и М. Г. Ашукиным, отсюда же – «родство душ» в русском языке. ▪ Ашукины, с. 576–577. Однако выражение «родство (сродство) душ» появилось до публикации русского перевода романа Гёте (1847).

327 * Проходить красной нитью.

«Избирательное сродство», II, 2

«Все снасти [английского] королевского флота, от самого толстого каната до тончайшей веревки, сучатся так, чтобы через них, во всю длину, проходила красная нить, которую нельзя выдернуть иначе, как распустив все остальное, и даже по самому маленькому обрывку веревки можно узнать, что она принадлежит английской короне. Точно так же и через весь дневник Оттилии тянется красная нить симпатии и привязанности, все сочетающая воедино и знаменательная для целого» (пер. А. Федорова). ▪ Гёте в 10 т., 6:330.

328 Загадочная натура.

«Изречения в прозе» (1821)

«Существуют загадочные натуры, не умеющие приноровиться ни к какому положению, в котором они находятся, и не удовлетворяющиеся ни одним из них». Это выражение встречается у Гёте также в «Учении о цветах» и беседе с И. П. Эккерманом 8 окт. 1827 г.

Известности выражения способствовал роман Фридриха Шпильгагена «Загадочные натуры» («Problematische Naturen», 1860). Согласно Шпильгагену, «в государстве полицейском <…> здоровьем пользуются только отдельные люди, а целое – больной организм, производящий в тяжелое время одни только загадочные натуры». ▪ Gefl. Worte, S. 141; Ашукины, с. 224.

329 Кто не знает чужих языков, не знает ничего о своем.

«Максимы и рефлексии» («Максимы и размышления») (опубл. посмертно), IV, 237▪ wissenimnetz.info/literatur/goethe/maximen

330 Роман – это субъективная эпопея.

«Максимы и рефлексии», IV, 277; пер. Н. Вильмонта и Н. Ман▪ Гёте в 10 т., 10:424;wissenimnetz.info/literatur/goethe/maximen

331 Суеверие – это поэзия жизни.

«Максимы и рефлексии», V, 312; пер. Н. Вильмонта и Н. Ман▪ Гёте в 10 т., 10:424;wissenimnetz.info/literatur/goethe/maximen

332 Классическое – это здоровое, романтическое – больное.

«Максимы и рефлексии», IX, 570; пер. Н. Вильмонта и Н. Ман▪ Гёте в 10 т., 10:427;wissenimnetz.info/literatur/goethe/maximen

В записи И. П. Эккермана 2 апр. 1829 г.: «Классическое я называю здоровым, а романтическое больным» (пер. Н. Ман). ▪ Эккерман, с. 295.

333 Каждый слышит лишь то, что понимает.

«Максимы и рефлексии», IX, 590▪ wissenimnetz.info/literatur/goethe/maximen

334 Если молодость – недостаток, то он очень быстро проходит.

«Максимы и рефлексии», XI, 750▪ wissenimnetz.info/literatur/goethe/maximen

Вероятно, отсюда: «Молодость – болезнь, которая быстро проходит».

335 Говорят, что между двумя противоположными мнениями лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема.

«Максимы и рефлексии», XIV, 935; пер. В. Лихтенштадта и И. Канаева▪ Гёте И. В. Избр. философ. произв. – М., 1964, с. 332; wissenimnetz.info/literatur/goethe/maximen

→ «Истина посередине» (Ан-450).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Большой словарь цитат и крылатых выражений"

Книги похожие на "Большой словарь цитат и крылатых выражений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Душенко

Константин Душенко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Душенко - Большой словарь цитат и крылатых выражений"

Отзывы читателей о книге "Большой словарь цитат и крылатых выражений", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.