» » » » Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов


Авторские права

Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов

Здесь можно скачать бесплатно "Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Филология, издательство «УЧПЕДГИЗ», год 1963. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов
Рейтинг:
Название:
Краткий словарь литературоведческих терминов
Издательство:
«УЧПЕДГИЗ»
Жанр:
Год:
1963
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Краткий словарь литературоведческих терминов"

Описание и краткое содержание "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать бесплатно онлайн.



«В „Словарь“ включено около 500 терминов, охватывающих в основном минимальный круг теоретических понятий, с которыми могут встретиться учащиеся старших классов и которые составляют в своей совокупности известный цикл знаний по теории литературы.

Авторы „Словаря“ стремились к тому, чтобы сжато и по возможности доступно для учащихся изложить теоретические понятия, снабдить их примерами, дать им определённую оценку, связать с вопросами, возникающими при изучении современной советской литературы. Пользуясь при помощи учителя „Словарём“, учащиеся могут расширить круг своих теоретических знаний.»






Во всех строках этой строфы по три ударения, определяющих ритм стиха. В первой строке — полные стопы амфибрахия; во второй — неполная вторая стопа, в третьей — тоже неполная вторая стопа, пропущен второй безударный слог; в четвёртой — неполная вторая стопа, пропущен первый безударный слог.

Дольник встречается в народной песне, в стихах М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета, А. А. Блока, В. Я. Брюсова.

Им пользуются и многие современные советские поэты.


Драма (от гр. drama — действие) — один из основных родов художественной литературы. В широком смысле слова драмой называется всякое литературное произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без авторской речи.

Автор романа, повести, рассказа, очерка, для того чтобы читатель мог представить себе жизненную картину или действующих в ней лиц, повествует об обстановке, в которой они действуют, об их поступках и переживаниях; автор лирического произведения передаёт переживания человека, его мысли и чувства; автор драматургического произведения показывает всё это в действии, в поступках, речах и переживаниях своих персонажей и к тому же имеет возможность показать действующих лиц своего произведения на сцене. Драматургические произведения по большей части предназначены для представления в театре.

Драматургические произведения бывают различных видов: трагедии (см.), драмы, комедии (см.), водевили (см.), театральные обозрения и др.

В узком смысле слова драма в отличие от других видов драматургических произведений — литературное произведение, изображающее сложный и серьёзный конфликт, напряжённую борьбу между действующими лицами.

Например, в драме «Любовь Яровая» К. Тренёва перед нами напряжённая борьба действующих лиц, которая отражает столкновение интересов борющихся классов в годы гражданской войны.


Драмату́рг — автор произведений, написанных в драматургической форме.


Драматурги́я — совокупность произведений писателя, написанных в драматургической форме. Драматургией называются также драматургические произведения какого-либо народа либо исторической эпохи в целом. Например: драматургия А. С. Пушкина, русская драматургия, советская драматургия послевоенного времени.


Думы — украинские народные песни об исторических событиях и народных героях, напоминающие по своему характеру и содержанию русские былины (см.) и исторические песни (см.). Сложенные былинным стихом, с запевом и исходом-концовкой, они так же, как и былины, исполнялись сказителями-бандуристами, или кобзарями, — нараспев, под звуки народного украинского инструмента бандуры, или кобзы.

Думы возникли в XVI–XVII вв.; многие из них посвящены борьбе украинского казачества с Турцией и польскими панами, повествуют о казацких пленниках в турецкой неволе, их страданиях и борьбе: «Песня про Самойла Кошку», «О побеге трёх братьев из Азова» и др. Позднее «думами» в русской поэзии называли иногда стихотворения, посвящённые значительным общественным темам.

Думами назвал, например, поэт-декабрист К. Ф. Рылеев книгу своих стихотворений, посвящённых историческому прошлому России. В дальнейшем название дума потеряло свой исторический характер. Например, Думы — лирические размышления у А. В. Кольцова, Дума — стихотворение М. Ю. Лермонтова «Печально я гляжу на наше поколенье…».


Духовные стихи — древние народные повествовательные песни религиозного содержания на сюжеты церковных легенд, которые в старину пели нищие, слепцы — «калики перехожие». Духовные стихи складывались русским напевным народным стихом (см.), как былины и исторические песни.

Е

Единоначатие или Ана́фора — одна из стилистических фигур (см.): оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.

Различают единоначатие звуковое, с повторением отдельных созвучий:

Черноглазую девицу,
Черногривого коня!..

(М. Ю. Лермонтов, Узник.)

Единоначатие словесное:

Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!

(Н. А. Некрасов, Калистрат.)

Единоначатие синтаксическое:

Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.

(М. А. Светлов, В разведке.)

Единство времени, места и действия — одно из требований, которое предъявлялось к построению античной драмы или трагедии и к драматургическим произведениям классицизма (см.), подражавшим античным образцам: все события, происходившие в пьесе, должны были по установленным правилам развиваться в течение небольшого отрезка времени и в одном и том же месте; столкновение действующих лиц и борьба, устремления главного героя должны были вести к единой цели — все их поступки связывались в единое, развивающееся в ходе пьесы действие.

Требование единства времени и места в античной драме объяснялось тем, что пьесы ставили при дневном свете на открытой сценической площадке, так как в те времена не было ни искусственного освещения на сцене, ни меняющихся декораций. Это требование сохраняло своё значение в театре классицизма. В позднейшие времена оно потеряло смысл.


Енжамбема́н (фр. enjambement от enjamber — перешагнуть, произносится «анжабема́н») — см. Перенос.

Ж

Жанр литературный (от фр. genre — род, вид) — так иногда называют роды литературы (см. Литература): эпический, повествовательный жанр (роман, повесть, рассказ, очерк); лирический жанр (лирическое стихотворение, песня); лиро-эпический жанр (поэма, баллада); драматический жанр (трагедия, комедия, драма, водевиль).

Применяя этот термин, мы скажем, что роман — вид повествовательного жанра; песня — вид лирического жанра; комедия — вид драматического жанра.

Иногда говорят и так: приключенческий роман, исторический роман, семейно-бытовой роман — всё это отдельные жанры, или виды, романа.

Правильнее называть жанром род литературы.


Жарго́н или Арго́ (от фр. jargon — просторечие) — искусственный язык, своеобразная условная разговорная речь, набор особых слов и выражений, которыми пользуется какая-нибудь социальная группа, сообщество, круг лиц. Такова, например, речь базарных торговцев в прошлые времена; воровской жаргон. Таков и жаргон дворянской аристократии и верхних слоёв буржуазии, в который входят слова, выражающие их специфические вкусы, а также изысканные обороты речи и т. п.

Жаргонизмы засоряют язык. Введение их в художественно-литературное произведение оправдано в том случае, если они необходимы для характеристики речи персонажа.

А. М. Горький резко критиковал писателей, выдававших в своих произведениях за народный язык непонятные всему народу слова и обороты речи, «считая себя обязанным», как писал он, «бороться против засорения русского литературного языка неудачными „местными речениями“ и вообще словесной шелухой».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Краткий словарь литературоведческих терминов"

Книги похожие на "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Тимофеев

Леонид Тимофеев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов"

Отзывы читателей о книге "Краткий словарь литературоведческих терминов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.