Владимир Липилин - Крылов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Крылов"
Описание и краткое содержание "Крылов" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена жизни и деятельности выдающегося ученого, основоположника современного кораблестроения, академика, Героя Социалистического Труда, Алексея Николаевича Крылова. Автор использует малоизвестные материалы, опирается на архивные документы, черновики и рукописи ученого.
Прочтя первую брутовскую статью, Крылов, не сдержавшись, воскликнул, мысленно обращаясь к недавнему сослуживцу: «И ты, Брут?»
«Сегодня в «Новом времени», – писал Григорович Крылову, – Брут окончил свои письма о наших кораблях – окончил обвинением в продажности Морского министерства и руганью по отношению меня… Я бы очень просил вас, не найдете ли вы возможным составить на все текст ответа, я бы устроил его в газете. Ответить нужно резко по отношению подлеца Алексеева».
Не очень выдержанно для министерского письма, конечно, но, с другой стороны, Брут выражался просто площадно. Он не щадил и не выбирал выражений ни тогда, когда корабли только еще замышлялись и проектировались, ни в особенности когда приступили к их постройке. Корабли эти, по утверждению Брута, «были спущены на воду в необычайно малой степени готовности… Несомненно, – авторитетна вещал обозреватель «Нового времени, – со спуском поспешили, чтобы успокоить всеобщие ожидания… Существуют еще тревожные данные о некоторых неудачах в их сооружении», – резервировал место в газетах Брут для будущих своих выступлений.
Брут обвинял людей, осуществляющих строительство нового флота, в инженерной некомпетенции, отсутствии патриотизма, взяточничестве, рутине и даже сговоре с иностранными государствами, заинтересованными в слабости русской армии вообще.
Брут бил прицельно, и людям, так или иначе взбудораженным его обвинениями, приходилось разъяснять не только смысловое, но и тактико-стратегическое значение будущего флота России. В частности, в своих выступлениях Крылов говорил: «В увлечении крейсерами упустили из виду, что флот не есть собрание разного рода судов, а что это есть как бы органическое целое, в котором каждый тип имеет свое определенное назначение, и избыточным развитием одного типа не искупается недостаточное число судов другого типа.
Лишь тщательное и всестороннее изучение стратегических задач, обеспечивающих общую систему обороны, дает правильный и обоснованный ответ на вопрос: «Какой нужен флот России». Мы можем быть уверены, что теперь ответ найден и ошибки прошлого не повторятся».
Что же касается конкретного желания товарища министра, а затем и морского министра Григоровича дать через газету отповедь самому Бруту, то надобность в этом Крылов отвергал. Он считал, что объяснение всех вопросов кораблестроения лишь усугубит впечатление, производимое статьями Брута и даст ему преимущество такого рода: «Кто сказал последнее хлесткое слово, тот и прав, а это последнее слово вашим (Григоровича. – В.Л.) никогда не будет… Тот же Брут начнет поход – вот Морское министерство выискало, наконец, заступника, не может ли сказать, за сколько и на чей счет?»
Как говорится, вор крикнет «Держи вора!» и вместе со всеми начнет ловить его.
«Поэтому, – не без обычной усмешки рекомендовал Крылов далее своему непосредственному начальству, – ио отношению газет наилучшая тактика:
А ты себе своей дорогою ступай:
Полают, да отстанут».
Но Брут, уверенный в поддержке и вдохновляемый жирными нововременскими гонорарами, не унимался. И морскому министру, и самому Крылову, и его ближайшим помощником по практическому осуществлению БКП (Большая кораблестроительная программа. – В.Л.) – начальникам Балтийского, Адмиралтейского и Обуховского заводов – не раз пришлось давать объяснения возбужденному читателю, отчитываться перед государственными контролерами, Государственной думой и Государственным советом.
В конце концов, неважно, чьи интересы водили брутовской рукой и рунами других борзописцев – английской ли фирмы «Виккерс редмацского ли концерна «Блом и Фосс» или банка Путилова, за которым явственно проступал особняк под № 10 по Английской набережной. В хитросплетениях, создаваемых продажными газетами, не могло появиться упоминание их как организаций заинтересованных. Тем более не мог быть упомянут их высший глава – мировой капитал. К великой чести Крылова и его сподвижников по БКП – Бубнова, Боклевского, Вешкурцева, Моисеева, Меллера и многих других, они не только разобрались в сути капиталистической купли-продажи, не только отстояли личную независимость, но и независимость огромного дела, порученного им самой Россией.
Крылов вспоминал об одном эпизоде во время его председательства в ОПЗ: «Перед рождеством входит в мой кабинет Ш.:
– Ваше превосходительство, прикажите возобновить подписку на журналы по судостроению?
Я притворяюсь глупым:
– A вы что выписываете?
– Schiffbau, V.D. i, Engineering и проч.
– Конечно, продолжайте.
– Я не об этих журналах, а о журналах Совещания по судостроению.
– Но ведь они совершенно секретны; я их получал, когда был в Морском техническом комитете, как член Совещания, а остальные главные инспектора их не получали.
– Мы имеем их полный комплект, годовая цена триста рублей.
– Нам сказано вести дело на коммерческом основании, продолжайте подписку.
Прошло пять лет. Зимой 1920/21 г. жил у меня Ив.К. Григорович, ибо у меня были дрова, а у него не было. Как-то рассказываю ему о журналах Совещания по судостроению. Он меня перебивает, вспоминая прошлое:
– Теперь я понимаю, в чем дело. Встречаю как-то – катит по Невскому на великолепном рысаке чиновник из типографии Морского министерства, получающий 900 рублей в год жалования. Думаю, откуда сие?
По 300 рублей за экземпляр журнала. Наверное, расходилось 250-300 экземпляров; это 75 000-90000 рублей в год, в пять рад больше оклада министра».
И так вскрывались коленкоровые конверты с бумагами секретного и конфиденциального содержания.
Отвечая же на вопросы, возбужденные все тем же Брутом – каков, однако! – и вынесенные на заседание комиссии обороны Государственного совета, Крылов, в частности, говорил: «Что касается третьего вопроса – не устареют ли корабли за время постройки, – то прежде всего надо дать точное определение того, что разумеется под словом «устареют».
Обыкновенно требуют, чтобы проектируемый корабль был при начале проектирования сильнейшим кораблем в мире.
Если это так, то я отвечу, что наши линейные корабли устареют не за четыре года своей постройки, а с завтрашнего дня.
Если это требование рационально, то какое вы имеете основание полагать, что Государственный совет наших политических противников глупее нас с вами? Если вы сегодня мне, вашему главному инспектору кораблестроения, предъявите это требование, то их главный инспектор кораблестроения, начав проектировать линейный корабль завтра, получит такое требование от них и должен будет принять во внимание и наш корабль и проектировать корабль сильнее нашего. Не о едином дне надо заботиться, а предвидеть, что можно, и проектировать корабль так, чтобы он возможно долгое время оставался боеспособным и мощным. Вот что положено мною в основу проектирования наших линейных кораблей».
Крыловым же собственноручно составлены и следующие основополагающие документы по Большой кораблестроительной программе России. И первый из них – это, конечно:
Условия конкурса
В приглашении к участию в конкурсе некоторые из обязательств, принимаемых фирмой, с которой должен быть заключен договор, изложены в выражениях настолько общих, что им может быть придаваемо различное толкование.
Подобное обстоятельство может повести впоследствии к недоразумениям; поэтому необходимо еще до заключения предварительного договора указать фирмам, какой именно смысл придает морское ведомство этим статьям.
Так, первое обязательство есть – «разработать и составить теоретические, практические и рабочие чертежи и спецификации корабля, всех частей его и всех его механизмов (кроме орудийных установок) со всеми детальными расчетами и вычислениями: нагрузки, остойчивости, крепости и т.д.». Объем предъявляемых этим проектом требований не вызывает никаких недоразумений, но необходимо пояснить желательный для морского министерства характер расчетов спецификации, расчетов и пр., который вытекает из связи этого пункта с п. 5 – «ознакомить посылаемых Морским министерством в потребном числе и в течение четырех лет специалистов с техническими и коммерческими методами, принятыми на заводах фирмы».
Необходимо, чтобы представленные расчеты и чертежи служили как бы действительным практическим примером приложения этих методов; поэтому фирме надлежит предъявить обязательство при составлении чертежей и расчетов давать не только сводку их окончательных результатов, но сопровождать их пояснительными записками, в которых должны быть изложены основания, на которых расчеты произведены, во всех тех случаях, когда эти основания не составляют простого применения общеизвестных, находящихся в печатных руководствах или справочных книгах, формул и данных.
Это относится в особенности к случаям, когда в основание расчета кладется какое-либо экспериментальное исследование, произведенное самою фирмой над ранее ею построенными судами, или когда такое исследование произведено по поручению фирмы специальными лабораториями или учреждениями. В подобных случаях фирма должна представить как подлинные результаты произведенных опытов, так и обработку их и полученные из них выводы, а не ограничиваться глухими ссылками на свой практический опыт.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Крылов"
Книги похожие на "Крылов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Липилин - Крылов"
Отзывы читателей о книге "Крылов", комментарии и мнения людей о произведении.