Борис Миронов - Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации"
Описание и краткое содержание "Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации" читать бесплатно онлайн.
Тон заметок И.В. Михайлова — столь же развязный, как и у В.П. Булдакова; по мыслям и стилю изложения они «изоморфны» настолько, что отличить один отзыв от другого весьма затруднительно — это как будто один текст, разделенный на две части. Не написавший ни одной оригинальной работы о Русской революции 1917 г., И.В. Михайлов называет известного автора Н.В. Старикова «обычным “пиарщиком”, паразитирующим на людском невежестве». Серьезные фундированные академические исследования С.В. Куликова называет «более чем сомнительными изысканиями», «сказкой». Целевую аудиторию моей книги, оказавшуюся недоступной для его, доцента и кандидата, понимания, оценивает так: «Книга Миронова рассчитана на студентов, которым некогда учиться, не говоря уже об откровенных невеждах, воспитанных на “сарафанном радио”». Во всех этих оценках, на мой взгляд, проглядывает истинный автор заметок, подписанных И.В. Михайловым, — В.П. Булдаков, как показано выше — большой мастер оскорбительных ярлыков и метафор. Радостно сознавать: осталось еще на российских просторах место для настоящей мужской дружбы.
Итак, изучение заметок В.П. Булдакова, Т.Г. Леонтьевой и И.В. Михайлова позволяет оценить их как некомпетентные, поверхностные, необъективные и беспринципные; отзывы сделаны на скорую руку, после прочтения одной-двух глав, введения и заключения по диагонали. У авторов явно просматривается общая цель — бросить тень сомнения на надежность исходных данных, на добротность и объективность их анализа и на концепцию в целом. В этом трио первая скрипка принадлежит В.П. Булдакову. Как показывает текстологический анализ откликов, во всех, и особенно в заметках И.В. Михайлова, чувствуется направляющая рука В.П. Булдакова. Можно даже предположить: именно он сформировал этакий мозговой центр, или фабрику мысли, из жены и друга и инициировал их приглашение к участию на «круглом столе» для укрепления своей позиции и увеличения числа своих сторонников и соответственно моих противников. Создать видимость массовой поддержки — хорошо известный прием в пиаре.
Подведу итог. Учиться искусству злонамеренной критики надо у В.П. Булдакова. Но относиться к подобной критике нужно по совету Н.А. Некрасова: «Ловите звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья»{183}. Потому что, чем больше злобы, тем лучше критикуемая работа: по пустякам не витийствуют и не неистовствуют.
9. «Оптимисты» и «пессимисты»
После книги «Социальная история России» меня записали в исторические «оптимисты», после выхода в свет обсуждаемой книги эта репутация, как думают М.Д. Карпачев и О.Н. Катионов, укрепится. Но «оптимисты» не могут существовать без «пессимистов». В России складывается ситуация, напоминающая положение в западной историографии, где разделение на «оптимистов» и «пессимистов» существует около ста лет. Первые считают: Российская империя в XVIII — начале XX в. в целом довольно успешно продвигалась по пути модернизации, перенимая лучшие достижения стран Запада, и это поступательное развитие было прервано лишь Первой мировой войной, ставшей основным фактором революции 1917 г. Вторые убеждены: особенности социально-экономического развития страны и специфика политической системы России делали крах имперской модернизации и революционный взрыв практически неизбежными. Мирное сосуществование «оптимистов» и «пессимистов» — давняя традиция в западной историографии. Почему бы нам ей не последовать?!
Из 15 российских историков, принявших участие в дискуссии, включая меня, семерых можно отнести к «оптимистам» — М.А. Давыдова, М.Д. Карпачева, О.Н. Катионова, С.В. Куликова, И.В. Побережникова, И.В. Поткину и Миронова. Шестерых — В.П. Булдакова, Н.А. Иванову, А.А. Куренышева, Т.Г. Леонтьеву, И.М. Михайлова и П.П. Щербинина — к «пессимистам». Идентифицировать взгляды Л.В. Волкова и В.Б. Жиромской я затрудняюсь. Если 7 к 6 отражает соотношение «оптимистов» и «пессимистов» в российском сообществе историков, то можно надеяться: большинство позитивно оценивает прошлое и верит в будущее России[17]. Л.В. Волкову кажется, что в настоящее время перед страной стоят другие проблемы, чем в начале XX в., например депопуляция. Однако главные проблемы все-таки те же самые — прекращение войны общественности (или, как теперь говорят, «креативного класса») с государством и налаживание между ними диалога, демократизация политической системы, преодоление отставания посредством ускорения темпов экономического развития, повышение уровня жизни, утверждение социально-рыночной экономики[18], развитие гражданского общества и правового социального государства. 150 лет назад эти проблемы начали успешно решаться, это, на мой взгляд, и дает основания для исторического оптимизма. Успешное прошлое — залог успешного будущего.
Особо хотелось бы поблагодарить зарубежных коллег Я. Коцониса и Г. Фриза. Они нашли возможность принять участие в диспуте, продемонстрировав при этом высокую культуру ведения дискуссии — они уважают точку зрения автора, даже тогда, когда с нею не согласны, свои замечания обосновывают и делают в цивилизованной форме, говорят о том, в чем разбираются, и если критикуют, то со знанием дела и конструктивно.
И последнее. Ошибочно толковать мои слова о необходимости преодоления негативного образа России и стереотипов так, как это делает П.П. Щербинин, — как призыв искажать историческую реальность ради положительного имиджа отечества. Уверен: П.П. Щербинин это прекрасно понимает. Но уж очень удобный случай пафосно и выигрышно заявить о себе как о поборнике свободы творчества и заработать дивиденды на критике непопулярной у историков идеи о создании комиссии по фальсификации истории. В отличие от П.П. Щербинина, полагающего, что «историк не должен быть терзаем постоянной “внутренней цензурой”», я уверен в обратном — историк должен терзаться внутренней цензурой: надежна ли его источниковедческая база, адекватна ли методология, адекватны ли фактам его выводы, все ли он сделал для получения объективной картины, справедливо ли он оценил труд своих коллег. Без этого наука перестает быть наукой.
Кроме того, историк не может быть стерильным, т.е. отказаться от своего «я», от своих интеллектуальных ориентации и политических пристрастий, независимо от того, рассказывает ли он читателю об этом в предисловии к своей книге или нет. Кто утверждает противное, тот лукавит. Искажающего влияния пристрастий исследователь может избежать единственным способом — соблюдением хорошо всем известных требований научной методологии, а не отказом от своего «я». Любовь к отеческим гробам никогда не мешала историкам писать превосходные работы. Все выдающиеся российские историки, так же как немецкие, французские, американские, английские и других национальностей, были патриотами — в хорошем смысле этого слова — своей страны. И в этом не только нет ничего дурного, но заключается и благо: стерильность, как кастрация, ведет к бесплодию.
Страсти по исторической антропометрии
(1-й ответ А.В. Островскому)[19]
«Всегда найдутся эскимосы, которые выработают для жителей Конго Указания, как вести себя при самой страшной жаре».
Станислав Лец Маковский В.Е. Друзья-приятели. 1878 г. Челябинская областная картинная галереяМоим студентам я предлагаю домашнее задание — дать социальную интерпретацию какой-нибудь жанровой картины XIX — начала XX в. Концептуально ответы похожи, поэтому за недостатком места приведу один.
В 1878 г. В.Е. Маковский написал ставшую известной картину «Друзья-приятели». Четверо немолодых друзей собрались на вечеринку, чтобы обсудить последние новости, закусить, вспомнить молодость, но главным образом ради пения. Трое с большим чувством поют под аккомпанемент гитары, четвертый непринужденно беседует с молодой аккуратной симпатичной пышущей здоровьем служанкой. Картина проникнута юмором, настроением благодушия и дружбы, ностальгией по ушедшей молодости. Что же увидела на картине студентка (Мария X., 1-й курс, 25.04.2010)?
«Уже само название картины “Друзья-приятели” говорит о полном равнодушии изображенных к общественным вопросам, так волновавшим тогда передовые круги, о праздном, никчемном образе жизни людей мещанской среды. И Маковский это хорошо чувствует и видит. И именно эта праздная обстановка изображена на картине. Изображенные на ней четыре мещанина ведут бесполезную жизнь, проводя ее в праздниках и увеселениях. И представленная перед нами женщина-служанка олицетворяет вынужденный прислуживать им низший класс. Маковский показывает нам разницу между проводящими никчемную жизнь мещанами и страдающими под их гнетом слугами».
Увидеть в этой картине проявление классового антагонизма можно только в том случае, если голова натренирована на соответствующее восприятие и наполнена соответствующими стереотипами и установками. Это явление хорошо объясняет теория когнитивного диссонанса, утверждающая: факты игнорируются, если они противоречат установкам; люди стараются избегать информации, противоречащей или вступающей в диссонанс с их точкой зрения, отдавая предпочтение той, которая соответствует и поддерживает их собственные подходы, и таким образом сохраняют внутреннюю гармонию и психологический комфорт{184}. В нашем случае искаженное восприятие исторической действительности порождено кризисной парадигмой — представлением о России периода поздней империи как стране, находившейся в состоянии всеобщего перманентного кризиса.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации"
Книги похожие на "Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Борис Миронов - Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации"
Отзывы читателей о книге "Страсти по революции: Нравы в российской историографии в век информации", комментарии и мнения людей о произведении.