Иван Блох - История проституции

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История проституции"
Описание и краткое содержание "История проституции" читать бесплатно онлайн.
«История проституции» – научный труд немецкого дерматовенеролога и сексолога Ивана Блоха (нем. Iwan Bloch, 1872—1922).*** Это без преувеличения настоящая энциклопедия, посвященная «древнейшей профессии». Автор подробно описывает все аспекты этого явления – от исторических истоков проституции и ее организации во времена Античности и Средневековья до мужской проституции, клиентуры и гонораров. Иван Блох известен тем, что первым ввел в науку термин «сексология». Он серьезно изучал теорию сексуальности и был одним из основателей «Медицинского сообщества по сексологии и евгенике».
«Не всякому мужчине путь в Коринф свободен».[215]
Эти храмовые проститутки, «священные женщины» (Геродот II, 56), или хиеродулы (Страбон), составляли «союз сестер антивесталок», которые продавали себя чужим мужчинам, а вознаграждение за свою услужливость делили с жрецами. Таким образом, они из развратниц превратились в защитниц и крепостных Венеры Pandemos, в рабынь святилища.[216] Знаменита застольная песня (сколии) поэта Пиндара про этих коринфских хиеродул. Ее пели во время жертвы, которую дал обет принести Ксенофонт после победы на олимпийских играх, и которую он принес вместе с посвященными хиеродулами Афродите в Коринфе. Поэт с самого начала, сразу же обращает свою речь к участвующим в жертвоприношении хиеродулам:
О gastlichheitre[217] Magdelein pflegend den Dienst der Peitho bei Corinthos Fulle:
Die des ewiggrunenden Weihrauchs gelbe Thran’ ihr darbringt,
Haufig auch hebt das Gemut aufwarts zur unsterblichen
Liebesmutter dort, zur Aphrodite,
Welche euch von oben die Freiheit gewahrt,
In ‘dem ersehntfrohlichem Gemach’ stets, о Madchen,
Euch den Fruchtkranz bluhender Lust froh zu brechen,
Schon ist alles durch den inneren Drang.
Aber forschend wundr’ich mich, was jetzo fiber uns des Fests.
Obwalter des Isthmos zu solch anmutigem Skolion wohi
Bemerken, das gemeine Frau’n lobt.[218]
Из дошедшего до нас начала этой знаменитой застольной песни Пиндара мы видим, что девушки, служившие при коринфском храме, обязаны были приносить жертвы и молитвы Афродите[219] и проституироваться в отдельных помещениях в самом храме, или поблизости от него, т. е. в храмовых борделях.[220]
Что происходило в Коринфе во время больших празднеств, мы узнаем из другого описания Страбона, которое относится, правда, к храму Венеры в Комане, в Понтийской провинции, но Страбон говорит о сходстве этих празднеств с коринфскими: «На большие празднества, на которых богиня находится во главе торжественных шествий, со всех сторон из городов и деревень стекаются верующие, как мужчины, так и женщины, чтобы принять участие в празднике. Нет также недостатка в пилигримах, которые дали обет паломничества и принесения жертвы богине. Жители расслаблены здесь от неги и наслаждений и всю свою землю употребляют для виноделия. Все кишит женщинами, которые зарабатывают деньги своим телом, причем большинство из них принадлежит святилищу. Коману можно было бы назвать малым Коринфом, потому что и в Коринфе существовало множество проституток, посвященных Венере. Все было переполнено иностранцами, которые думали только о празднествах и чувственных наслаждениях.[221]
Финикийского происхождения была также храмовая проституция на горе, Эрикс в Сицилии. Страбон говорит об этом: «Заселена еще также высокая крутизна Эрикса, на которой находится весьма почитаемый храм Венеры, в прежние времена наполненный хиеродулами, подаренными храму сицилийскими и чужестранными поклонниками богини».[222] Об этом старинном институте гетер говорит также Тацит (Annales IV, 43).
Далее мы назовем еще следующие учреждения: религиозную проституцию в честь Афродиты в дорийском береговом городе Сикионе;[223] учрежденный Салоном и поддерживаемый проститутками в Афинах храм Aphroditae Pandemos[224] или Hetaira;[225] храм Афродиты Блудниц (А. Porne) в Абидосе и такое же святилище, учрежденное афинскими проститутками на Самосе;[226] священные гетеры на Саламине и в Эфесе;[227] празднества проституток в честь Венеры в Коринфе и Афинах.[228] По Рамзаю (Cities of Phrigia I, 94. 115), в Траллесе в Фригии проституция, в которой принимали участие даже знатные женщины, существовала еще два столетия после Р. X. (Цит. по Havelock Ellis, Sex in relation to society, Philadelphia 1910, стр. 234).
Следы религиозной проституции можно доказать и у римлян. Так, 22-го апреля проститутки приносили Venus Егусипа, «богине болота» (названной так по имени той же богини на горе Эрикс) жертву, причем курили ей фимиам и возлагали на алтарь крессу, мирты и венки из роз. На этом «празднике блудниц» («festum meretricum») они просили милости богини и хорошего заработка. По этому поводу в «Fasti» Овидия (кн. IV ст. 65 и след.) сказано:[229]
Feiert, ihr Madchen gemeinen Gebraucus die beschutzende Venus!
Venus fleissiger Dienst mehrd der Dimen Gewinn.
Weihrauchspendend erfleht auch Gunst des Volkes und Schonheit,
Und nebst schmeichelnder Kunst passende Rieden zum Scherz,
Gebt auch der Herrscherin ziemende Myrt’ und liebliche Kressa,
Und mit Rosengewind Riesengeflechte durchwirkt!
(Празднуйте, девушки, находящиеся в общем пользовании,
защитницу вашу Венеру!
Прилежное служение Венере увеличивает доход проституток.
Воскуривая ей фимиам, вымолите себе расположение народа и красоту,
И наряду с искусством лести – подходящие речи для шутки.
Воздайте также владычице подобающие ей мирты и крессы,
И обвитые розами громадные венки!)
Любопытно, что Де-Бросс производит имя «Venus» от семитического слова «Вепоt», что означает дочери, девушки,[230] которое в словах «Suc-cot-Benot», «хижины для девушек» израильтян встречается, как мы видели, в аналогичной связи с религиозной проституцией.
Римской богиней проституции первоначально была также, вероятно, Флора, богиня цветов, праздник которой, «Flortalia», продолжался от 28 апреля до 1 мая. Существовала легенда, будто Флора была проституткой и все свое состояние завещала народу, за что ей и посвящен был этот праздник (Лактаниий, 1, 20, 6). Во всяком случае, на роскошном празднестве Флоры проститутки играли очень значительную роль. Между прочим, они должны были перед всем народом раздеться и плясать на сцене сладострастные танцы.[231]
К чудовищному половому смешению и проституции (stupra promiscua) вели тайные празднества, вакханалии, в честь Вакха (Диониса) и матери богов Кибелы. По словам Ливия (кн. 39, гл. 15), они впервые были введены в Риме, по образцу азиатских, беспутными, предававшимися проституции женщинами, которых побудил к тому один грек. Еще Мессалина праздновала с развратными женщинами такие вакханалии в своем доме (Тацит, Annal. XI, 31).
Истинным божеством религиозной проституции был у римлян в особенности Приап, который считался плодом любви Венеры (Афродиты) и Вакха (Диониса). (Тибулл, 1, 4, 7). Как известно, его ставили в садах, как хранителя плодородия, с колоссальным символическим фаллосом. По приапическим стихотворениям, «Carmina Priapeia»,[232] можно познакомиться с его функциями и с характером его культа. Здесь частью очень ясно выражена связь между религиозной проституцией и принципом полового промискуитета. Так, в стихотворении 34 сказано:
На одном празднестве в честь Приапа
за низкую плату нанята была девушка
для всей многочисленной, участвовавшей кампании.
Сколько мужчин имели с ней сношения в ту ночь,
Столько ивовых прутьев принесет она Тебе.
Указанные стихотворения упоминают и о других жертвенных дарах, приносимых Приапу, напр. о цимбалах и кастаньетах, которые принесла одна проститутка, чтобы получить большую клиентуру (Carmen priap., 27), о венках (Priap. 40). По ночам проституток часто посещали статуи Приапа (Priap., 32).
Большое распространение приобрела религиозная проституция в Лидии, где происхождение ее можно проследить до времен Веды и где она проявилась – несомненно, в теснейшей связи с широко распространенным культом фаллоса, Лингам и Иони – в самых удивительных формах. Здесь ясно сказывается, что для примитивной культуры, находящейся под влиянием первобытного религиозного поклонения природе, половая жизнь представляет нечто совершенно естественное, само собой попятное, и – как производительная сила природы – нечто свешенное, а потому она входит, как составная часть, в религию и проявляется в религиозных церемониях.[233]
Уже в церемонии принесения жертвы, согласно ведам, половое сношение является религиозным актом, который совершается во время жертвоприношения сомы, в закрытом месте.[234] Вавилонский обычай отдаваться в храме, или устройство «хижины невесты» в храме, Гроссе нашел также в долинах Ганга, а по другим авторам он господствовал и в Пондишери и Гоа.[235] По Круке,[236] во время чествования весной известных богов, плотские сношения без различия между всеми считались необходимой принадлежностью богослужения. С XVI столетия секта Gaitanya, например, празднует дикие религиозно-половые оргии. Основатель их выдавал себя за воплощение бога Кришну. Введенное им богослужение, во время которого все участники были равны и все касты отменялись, состояло главным образом в долгих литаниях и гимнах, изобилующих разнузданной эротикой, чтобы по возможности почувствовать «божественную любовь». Между отдачей себя «пастухам» (Кришне) и «учителю» («гуру») не было никакого различия. В результате получалось дикое половое смешение, которое является несомненным продолжением и усилением религиозной страсти, «бакти», так как оно наступало, как естественное, земное освобождение от экстатического напряжения, направленного на неземное, метафизическое.[237]
Еще худшие вещи делали приверженцы секты «sakta», получившие свое название от слова «sakti»=сила, т. е. чувственного откровения бога Сивы. На олицетворение этой силы смотрели, как на женскую половину божества, которая в свою очередь расщеплялась на несколько женских существ. Sakta отдавались исключительно служению этим Женским эманациям Сивы, причем они особенно охотно оперируют с именем жены Сивы, «Дурга», и тайно присутствуют при оргиастических празднествах, во время которых кастовые различия объявляются уничтоженными».[238]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История проституции"
Книги похожие на "История проституции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иван Блох - История проституции"
Отзывы читателей о книге "История проституции", комментарии и мнения людей о произведении.