Вячеслав Зиланов - Тайны рыболовной дипломатии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Тайны рыболовной дипломатии"
Описание и краткое содержание "Тайны рыболовной дипломатии" читать бесплатно онлайн.
В середине 1960 года ХХ века Министр рыбного хозяйства СССР А.А. Ишков впервые привлек автора к решению непростых вопросов рыболовства в Баренцевом море, возникших в то время с соседней Норвегией. И это первое прикосновение к рыболовной дипломатии было продуктивным. В последующем В.К. Зиланову посчастливилось неоднократно, в составе советских, а затем российских делегаций, отстаивать отечественные интересы в области рыболовства в различных районах Мирового океана и с различными странами.
В ходе почти 50-летней деятельности в рыболовной дипломатии накапливался опыт работы, устанавливались определенные отношения с руководителями аналогичного направления в зарубежных странах. Все это изложено в новой книге В.К. Зиланова.
Что же касается распределения квот среди пользователей, то установление их критериев и принципов следует передать на рассмотрение региональных рыбопромысловых советов в регионы, где приписаны рыбопромысловые суда, с тем, чтобы местная законодательная власть сама принимала с учетом своих особенностей такие решения.
Необходимо исключить работу иностранного флота в отечественной 200-мильной экономической зоне – кроме промысла на взаимовыгодной основе или при условии недоиспользования российским флотом рыбных запасов. При этом одновременно необходимо усилить на всех уровнях борьбу с браконьерством и незаконными операциями с рыбой и рыбопродукцией.
В сегодняшних кризисных условиях в отрасли следует незамедлительно приостановить вносимые правительственными чиновниками и рядом депутатов предложения по введению платности за право пользования биоресурсами для российских рыбопромышленников – при их промысле в своей 200-мильной экономической зоне, а также по проведению различных аукционов и конкурсов по продаже сырьевых рыбных ресурсов.
Подобные новации вводятся в нашей стране впервые, их нет в мировой рыболовной практике. Нет таких положений ни в одной из соседних с нами стран с развитой рыночной экономикой и с устойчивым состоянием своего рыбного хозяйства. Достаточно сослаться на такие страны, как Норвегия, США, Япония, страны Европейского союза, Китая. И это не случайно, так как морское рыболовство – весьма рискованный и довольно затратный сектор экономики, обеспечивающий население страны не только продовольствием, но и самое главное – занятость его в отдаленных приморских регионах страны. В этой связи государство и правительство проводят по отношению к рыбному хозяйству своей страны протекционную политику, с тем, чтобы обеспечить устойчивое развитие отрасли. Набор протекционных мер различен: освобождение от каких-либо платежей для своих граждан за пользование рыбными ресурсами (с иностранных судовладельцев они берутся); льготные цены на дизельное топливо; низкие кредиты для строительства судов (2–6 % годовых, а в ряде случаев просто ссуда); государственные страховые фонды; финансирование в полном объеме науки и органов инспекции и охраны рыбных запасов и т. д.
Совершенно в противоположном направлении формируется экономическая политика России по отношению к отечественному рыболовству. При этом игнорируются не только собственный и мировой опыт, но и экономико-социальное положение в рыбном хозяйстве страны, а также платежеспособность нашего населения в целом. Кредиторская задолженность в отрасли превышает дебиторскую. Предприятия по существу уже в настоящее время являются должниками, как правило, зарубежным партнерам и банкам. Именно поэтому, а также в связи с низкой платежеспособностью населения и необходимостью пополнять оборотные средства, рыбная продукция на 60–70 процентов идет на экспорт, который достигает ежегодно 1–1,5 млн. тонн при стоимости 1,1–1,7 млрд. долларов. Одновременно ежегодный импорт рыбы и рыботоваров достиг 500–700 тыс. тонн, на сумму до 500 тыс. долларов.
Введение платности за пользование водными биоресурсами приведет к удорожанию рыбной продукции отечественного производства не менее чем на 20–25 процентов, что сделает ее совершенно недоступной для российского покупателя на внутреннем рынке страны, и она станет также неконкурентной на мировом рынке ввиду того, что зарубежные рыбаки получают квоты от своих правительств без всякой оплаты.
По существу платность за пользование водными биоресурсами – это не что иное, как двойное налогообложение, а точнее, фискальная мера, направленная на уничтожение морского рыболовства в России.
Что же касается введения аукционов, конкурсов по продаже сырьевых рыбных ресурсов 200-мильной зоны России, то это откроет доступ к российским рыбным ресурсам иностранным кредиторам и компаниям (у российских рыбопромышленников средств нет), развитию чиновничьей коррупции, увеличению давления на сырьевые ресурсы (заплатил за квоту, за аукцион – необходимо во что бы то ни стало возместить, ловить все до последнего рыбьего хвоста). И как следствие – может произойти разрушение основы основ рыбного хозяйства – сырьевой базы.
Несмотря на то, что съезд работников рыбного хозяйства России настоятельно рекомендовал отклонить введение платности за пользование рыбными ресурсами для отечественных рыбаков и рыбопромышленников при осуществлении ими промысла в своей 200-мильной зоне, эта фискальная мера настойчиво лоббируется рядом госструктур. Более того, создаются специальные государственные организации по продаже рыбных ресурсов в воде. В то же время отечественный флот становится на отстой из-за отсутствия квот на вылов рыбы.
Полагаем: следует незамедлительно отказаться от введения платности за пользование морскими биоресурсами и введения аукционов на их продажу.
Крайне необходимо ускорить принятие «Концепции рыболовной политики России на перспективу», в которой бы ясно была определена основная целевая установка функционирования этой важнейшей отрасли экономики страны. В настоящее же время при отсутствии такой концепции идет неоправданное ведомственное выжимание из отрасли финансовых средств на разные цели, что не позволяет не только обновлять основные производственные фонды (флот изношен на 60 процентов), но и вести простое воспроизводство.
Неоднократные попытки рассмотрения кризисного положения дел в рыбном хозяйстве страны на заседаниях правительства не привели, к сожалению, к практической завершенности – выработке оптимальных решений назревших проблем. Во многом это вызвано недостаточным статусом Госкомрыболовства в структуре правительства, частой сменяемостью его руководящегося состава и уровнем его авторитета в отрасли. За годы реформ федеральный орган по рыболовству шесть раз реорганизовывался – от министерства до департамента и госкомитета, а его руководитель сменялся семь раз. На эту ответственную должность в период реформ последовательно назначались профессионалы-рыбники, затем отставные военные и новые бизнесмены.
Назрела необходимость повысить государственный орган по рыбному хозяйству до уровня министерства с четкой вертикальной структурой в регионах и назначением во главе отрасли и в регионах профессионалов, пользующихся авторитетом среди работников рыбного хозяйства страны. Такое предложение неоднократно вносилось Советом Федерации и рядом губернаторов приморских регионов, однако решения правительством не принимаются.
Вышеперечисленные проблемы заслуживают специального рассмотрения на Госсовете с тем, чтобы были незамедлительно выработаны соответствующие меры по предотвращению дальнейшего разрушения рыбного хозяйства страны и созданию необходимых условий для его развития.
Мы надеемся на принятие вами соответствующих практических мер.
Б. БЛАЖКО, председатель правления
Союза рыболовецких колхозов России,
заслуженный работник рыбного хозяйства
Российской Федерации;
В. ГОРШЕЧНИКОВ, президент Ассоциации
рыбопромышленников Дальнего Востока,
депутат сахалинской областной Думы,
заслуженный работник рыбного хозяйства
Российской Федерации;
В. ЗИЛАНОВ, председатель Комитета
по рыбохозяйственному комплексу ассоциации
«Северо-Запад», заслуженный работник
рыбного хозяйства Российской Федерации;
В. КРАСНОЯРОВ, президент Ассоциации
рыбопромышленников Хабаровского края;
А. ПЛАТОНОВ, президент Ассоциации
рыбохозяйственных предприятий Приморья;
В. ПОТАПЕНКО, президент Ассоциации
рыбопромышленников Камчатки;
Н. ТРОПИН, генеральный директор Союза
рыбопромышленников Севера, заслуженный работник
рыбного хозяйства Российской Федерации;
Г. СТЕПАХНО, генеральный директор Ассоциации
рыбодобывающих предприятий Севера;
Ю. ШАЛОНИН, председатель Координационного
совета работников рыбного хозяйства России,
заслуженный работник рыбохозяйства
Российской Федерации.
Декабрь 2000Часть II Баренцевоморский прагматизм
Смежный участок или серая зона?
Промысловая обстановка в Баренцевом море на основных объектах – треске и пикше, по сравнению с прошлыми годами, в 1973–1974 годах начала улучшаться. Произошло это за счет вступления в промысел урожайного поколения трески 1970 года рождения и двух урожайных поколений пикши 1969–1970 годов рождения. Ученые ПИНРО прогнозировали вылов только трески по различным методикам на период 1974–1976 годов всеми странами не менее 1 млн. т ежегодно. Однако ИКЕС и НЕАФК снизили этот объем до 890 тыс. т на 1974 год и до 925–990 тыс. т на1975—1976 годы.
Промысел в то время всеми странами велся по «олимпийской» системе – кто быстрее выберет рекомендованный объем, что каждый год приводило к превышению вылова. Чтобы этого избежать, Советский Союз еще в мае 1970 года выдвинул предложение о регулировании промысла в Баренцевом море трески и пикши путем установления национальных квот и усилий. Основным его противником, вплоть до 1973 года, была Норвегия, которая всячески уклонялась от введения подобных мер, поскольку в эти годы ее основной, наиболее прибыльный промысел базировался на нерестовой треске-скрей без всяких ограничений.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны рыболовной дипломатии"
Книги похожие на "Тайны рыболовной дипломатии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вячеслав Зиланов - Тайны рыболовной дипломатии"
Отзывы читателей о книге "Тайны рыболовной дипломатии", комментарии и мнения людей о произведении.