» » » » Николай Евреинов - Демон театральности


Авторские права

Николай Евреинов - Демон театральности

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Евреинов - Демон театральности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Летний сад, год 2002. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Евреинов - Демон театральности
Рейтинг:
Название:
Демон театральности
Издательство:
Летний сад
Жанр:
Год:
2002
ISBN:
5-94381-017-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Демон театральности"

Описание и краткое содержание "Демон театральности" читать бесплатно онлайн.



Сборник произведений одной из ярчайших личностей русского Серебряного века, режиссера, драматурга, историка театра, теоретика искусства Николая Евреинова (1879–1953) включает его основные теоретические сочинения: «Театр как таковой», «Театр для себя», а также статьи: «Введение в монодраму» и «Демон театральности». Работы Евреинова сопровождают обширный комментарий и справочный аппарат.






«Сами демоны внушили людям склонность к изобретению театральных представлений», — писал Тертуллиан{912} в начале III в.

«Где гусли, и лики, и рукоплескания, там Ангелам и праздник дьявольский. О какая злая выдумка дьявола!» — сокрушается Ефрем Сирин{913} в IV веке, подразумевая под «выдумкой дьявола» театр, а под «ликами» — маски.

«Действительно, дьявол вернул город в театр, — подтверждает к началу V в. Иоанн Златоуст, — это он, он (дьявол) изобрел такое искусство, чтобы привлекать воинов Христовых и ослаблять силы их духа. На то и построил он в городах театры и, обучив смехотворов, этою язвою поражает целый город»[1197].

Отсюда, в частности, целый ряд церковных и светских памятников в Древней Руси, в которых театральные представления, хотя бы в самой «невинной» форме народных увеселений, запрещаются как «бесовские действа и игрища».

Сознанье дьявольского генезиса театра, страх перед чарами театра, как перед «выдумкой дьявола», идентификация духа театральности с демоном театральности — все это настолько внедрилось в души наших предков, что от этих подлинно «религиозных предрассудков» не могли освободиться даже недавние вожди русской интеллигенции.

Гоголь, по собственному признанью, только и хлопотавший, чтобы после его сочинения «насмеялся вволю человек над чертом»[1198], вывел его как «отца лжи» в образе Хлестакова, объяснив потом, что это «фантасмагорическое {417} лицо», «лживый олицетворенный обман» и что «все на свете обман, все кажется нам не тем, чем оно есть на самом деле»[1199]. (Та же мучительная мысль, что и у Л. Андреева!) Казалось бы, все «обстоит благополучно»: дело сделано — черт осмеян! Ан нет: Гоголь бежит от «Ревизора»: «Мое созданье мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое», — признается Гоголь. «Чье же оно?» — спросит читатель, забывший о «лукавом». «Заглянув слишком прямо в лицо “черта без маски”, — как бы отвечает Д. С. Мережковский в своей книге о Гоголе, — увидел он то, что не добро видеть глазам человеческим… и он испугался не помня себя от страха», поняв, что «со смехом шутить нельзя…»[1200], и, может быть, вспомнив, что «смехотворов», по словам И. Златоуста, «обучил сам дьявол». Писать для «смехотворов», т. е. для актеров, писать для театров, «построенных», по Златоусту, «дьяволом», все равно что «черта тешить», а черта подобает, по Гоголю, «выставить дураком»! Да, «дураком», но только, разумеется, не в театре, самим чертом выстроенном! Иначе жди потом горького раскаяния: «“Ревизор” сыгран, и у меня на душе так смутно, так странно… мне опротивела моя пьеса… Тоска, тоска!..»

Трагедия автора «Ревизора» — трагедия писателя, соблазненного с христианской стези демоном театральности.

В этого демона верил и боялся его не только гениальный христианский писатель XIX века, но и гениальный христианский критик XX века. Я говорю о В. В. Розанове[1201].

«О, как понятно, — писал В. В. Розанов в 1909 году, — что актерство долго запрещалось!.. Актер — страшный человек, страшное существо… Это вполне дьявольская вещь, и существо актера глубоко дьявольское (курсив мой. — Н. Е.]. Он, видите ли, “играет роли”. Недаром старушки крестятся, встречаясь с актером: это вполне точно и правильно! (курсив Розанова <— Н. Е.>). Нужно креститься. Ибо актер до такой степени мало похож на человека, “на всех нас”, как этого нельзя понять умом. “Дьявол рассыплись!” — только и можно сказать»[1202]. И В. В. Розанов, почти всерьез, с чувством мстительного удовлетворения, передает легенду, в которую ему так хочется верить: «Когда Бог сотворил человека, то ненавидевший и смеявшийся над Ним дьявол в одно место “массы”, из которой Бог лепил Свое “подобие и образ” ткнул пальцем, оставляя дыру, не заполненную ничем. А Бог, не заметив, замешал и эту “дыру” в состав человека, и вот из нее и от нас в человечестве и получились “актеры”».

Удивляться Гоголю и Розанову, наговорившим «Бог весть» каких странностей, от испуга перед демоном театральности, не приходится, если мы твердо помним, что это прежде всего «христианские писатели».

{418} Ну а Леонид Андреев? атеист? «просвещенный мореплаватель»? Его как «угораздило» увидеть в духе театральности, насквозь пронизывающем нашу жизнь, демона театральности, лютого, тоскующего самого и награждающего адской тоской своих бесчисленных жертв?

Поистине сильна власть христианских предрассудков, если они оказываются не изживаемыми в душах даже максимально «дерзающих» художников-мыслителей.

О, когда же кончится эта христианская напраслина на светлый дух театральности, скрашивающий всю нашу жизнь! спасительный даже для ничтожной букашки! бодрящий в самые трагические минуты жизни героя! прекрасный, как дух мощного преображения, над миллионами восставших подвижников — вчерашних рабов, а сегодня — господ! пленительный в простеньком платьице нежной возлюбленной! великий, дарящий мужеством и терпеньем на одре судьбой предначертанной смерти!..

Да будет же, наконец, дух театральности признан, вне предрассудков, не как начало отрицательное нашей трудной жизни, а как начало положительное, сулящее неисчерпанные радости преображения и исходящее, — поверим в это — не от Сатаны несуществующего, а от Театрарха, чьи маски, даже самые ужасные и отвратительные, должны быть благословенны в общем ходе нашей здешней трагикомедии.

Именной указатель {498}

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Август, император (63 до н. э. — 14 н. э.) — 432, 454, 462

Августин св. (354–430) — 374

Аверкиев Дмитрий Васильевич (1836–1905) — 31, 420

Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881–1925) — 265, 266, 439, 476

Адам де ла Аль (Adam de la Halle) (ок. 1238 — ок. 1286) — 41, 425

Адан (Adam) Адольф Шарль (1803–1856) — 423

Адольф Клевский, граф — 375

Азов (наст. фам.: Ашкинази) Владимир Александрович (1873 — после 1941) — 265, 476

Айхенвальд Юлий Исаевич (1872–1928) — 7, 135, 260, 265, 277, 279 — 284, 288, 448, 477, 482, 484

Albanel L. — 140

Александр Македонский (Александр III Великий) (356–323 до н. э.) — 165, 176, 435

Александр I Павлович (1777–1825) — 210, 220, 453, 464, 468

Александр II Николаевич (1818–1881) — 273

Александр III Александрович (1845–1894) — 261, 395, 473, 495, 496

Александр VI Борджиа (1431–1503) — 219, 460

Александрова В. — 17, 200, 206

Алексеев К. С. см. Станиславский К. С.

Алексей Михайлович (1629–1676) — 252, 468

Алешинцев И. — 136

Аллан (Allan) Мод (1883–1956) — 40, 425

Allgeyer Julius (1829–1900) — 277

Альфьери (Alfieri) Витторио (1749–1803) — 282, 283, 481

Амбивий Турпион, см. Турпион Амбивий

Анакреонт (Анакреон) (ок. 570–478 до н. э.) — 377, 493

Андерсен (Andersen) Ганс Христиан (1805–1875) — 64, 295, 436

Andree Richard (1835–1912) — 135

Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) — 18, 104, 263, 266, 280, 321, 324, 330, 340 — 342, 409 — 418, 474, 479, 481, 489, 496, 497

Аничков Евгений Васильевич (1866–1937) — 46, 427

Анненков Юрий Павлович (1889–1974) — 12, 445

Аннунцио Габриэле д’, см. Д’Аннунцио Г.

Ансей (Ancey) Жорж (1860–1917) — 259, 472

Антиох III Великий — 492

{499} Антиох IV Эпифан — 374, 492

Антиох VIII Грип — 493

Антиох IX Кизикский — 374, 493

Антуан (Antoine) Андре (1858–1943) — 176, 280, 281, 472, 479

Апеллес (2‑я пол. IV в. до н. э.) — 61, 435

Апраксин Степан Степанович (1756–1827) — 254

Апухтин Алексей Николаевич (1840–1893) — 64, 273, 437, 478

Аракчеев Алексей Андреевич (1769–1834) — 175, 219, 311, 453

Арапов Пимен Николаевич (1796–1861) — 254

Арбатов (наст. фам.: Архипов) Николай Николаевич (1869–1926) — 263, 475

Ариас де Пеньяфьель (Arias de Peñafiel) Дамиан (ум. 1643) — 186, 456

Ариосто (Ariosto) Лудовико (1474–1533) — 328, 487

Аристотель (384–322 до н. э.) — 148, 149, 228, 331, 332, 420, 427, 450, 460, 461

Аристофан (ок. 445 — ок. 385 до н. э.) — 294, 379

Аркур (Harcourt), граф д’ — 375

Арнольд — 178

Арнштам А. — 420

Арто (Artaud) Антонен (1896–1948) — 17, 22 — 27, 444

Архелай (413–399 до н. э.) — 243, 462

Ауслендер Сергей Абрамович (1886–1943) — 265, 476

Бабенко В. Г. — 11

Бабенчиков Михаил Васильевич (1890–1957) — 310, 485

Багалей Дмитрий Иванович (1857–1932) — 394, 495

Баженов Александр Николаевич (1835–1867) — 493

Байрон (Byron) Джон (1723–1786) — 49, 428

Байрон (Byron) Джордж Ноэл Гордон (1788–1824) — 60, 428

Балакирев Милий Алексеевич (1836/37 — 1910) — 141

Балиев Никита Федорович (1877–1936) — 281, 480

Бальзак (Balzac) Оноре де (1799–1850) — 60, 61, 436

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867–1942) — 194, 323, 474

Бальтасара (Baltasara) Франсиска — 53, 431

Бар (Bahr) Герман (1863–1934) — 129, 147, 191, 193, 448, 450

Баратынский (Боратынский) Евгений Абрамович (1800–1844) — 495

Барбе д’Орвийи (Оревильи) (Barbey d’Aurevilly) Жюль Амедей (1808–1889) — 60, 69, 434, 435


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Демон театральности"

Книги похожие на "Демон театральности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Евреинов

Николай Евреинов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Евреинов - Демон театральности"

Отзывы читателей о книге "Демон театральности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.