Юрий Андреев - Багряная летопись

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Багряная летопись"
Описание и краткое содержание "Багряная летопись" читать бесплатно онлайн.
Роман «Багряная летопись» при всей необычности биографии многих его героев — документален, построен на изображении подлинных судеб и событий 1919 года. Центральная фигура произведения — гениальный советский полководец Михаил Васильевич Фрунзе, осуществивший блистательный разгром войск Колчака. В романе изображены и ближайшие соратники Фрунзе.
Важная роль в событиях принадлежит петроградцам. Необычайна судьба Наташи Турчиной: волею обстоятельств она оказалась в логове белых — в штабе генерала Ханжина. История ее жизни, ее любви и подвига тесно связана с другими питерцами — добровольцами Красной Армии. В книге ярко показана контрреволюционная деятельность эсеров, организованная иностранной разведкой. Интересные страницы посвящены героическому уфимскому подполью.
Форма романа, сочетающего исторический размах с изображением частных судеб, позволила авторам слить многообразие сюжетных линий в единую «летопись» багряного, революционного времени.
В конце улицы поднялась беспорядочная стрельба.
— Он, Наташенька… — Безутешно плача, Тося поцеловала мокрое лицо подруги и бросилась к Алексею Петровичу. Вдвоем они кое-как поставили на ноги раненого, цеплявшегося руками за железные прутья забора. Тося опрокинула его себе на спину и, всхлипывая и плача, повела-потащила его, согнувшись маленькой упругой дугой, побыстрее от госпиталя, в глухой переулок. Старый врач постоял у ворот, опустив голову, потом повернулся и побрел к непривычно распахнутой настежь двери главного входа.
Наташа, задыхаясь, бежала по ступеням в свою палату на третий этаж. «Боже мои, белые в Уфе! Что будет с ранеными?.. А со мной? Теперь уж наверняка найдет меня мать, снова появится этот Безбородько… А может быть, смерть?!»
— Сестрица, помогите, сестрица! — позвал ее в палате раненый в живот боец. Лицо его побелело до синевы, глаза сухо горели. — Укол бы мне какой, мучительно очень… Плохо мне, помираю…
Наташа кинулась к аптечному ящичку, достала ампулу морфия, впрыснула ему ее содержимое.
— Спасибо, сестричка, помирать легче будет, — медленно, отделяя каждое слово, выговорил он.
— Ну, зачем помирать, мы с вами еще поживем.
— Иванов я, с-под Смоленска, Михаилом звали. Партейный я, кончит меня Колчак, — с натугой сказал он. — А ты зачем осталась? Не знаешь ты белогвардейцев! Снасилуют они тебя за то, что в красном госпитале работаешь, а то расстреляют. Уходи, сестра!
— Не могу я свой пост бросать, товарищ Иванов. Кто же за вами ухаживать будет?
— Наша жизнь конченая, а твоя вся впереди! Молодая ты еще!.. Уходи, сестрица. Может, среди гражданских тебя не тронут… А потом наши пойдут в наступление, спасут тебя… Всех спасут…
Страшно закричал на койке в углу другой раненый, у которого начался приступ травматической эпилепсии. Наташа бросилась к нему, но разве может слабая девушка удержать эпилептика? От судорог и корч у него разошлись швы, хлынула кровь. Со слезами бессилия на глазах Наташа начала бинтовать его, приговаривая что-то успокоительное и стараясь не слышать приближающихся выстрелов, дикой брани и нарастающего топота сапог.
С грохотом распахнулась дверь, на пороге стояли офицер и несколько колчаковских солдат — все пьяные.
— Ах, сестрица! А ну-ка покажи нам, кто здесь коммунисты и прочие комиссары? Да поживее! А то один полоумный Дон-Кихот, старый клистир, спорить начал — больше не будет! — Он дунул в ствол нагана.
— Я не знаю их биографий, мне известны только их ранения, — произнесла Наташа, выпрямившись и с ненавистью глядя в мутные глаза. — И вообще выйдите вон из палаты — сюда вход без халатов воспрещен!
— Что?! — задохнулся от ярости офицер. — Большевистская сука! А вот тебе, а вот, а вот! — И он с левой руки начал полосовать ее нагайкой.
— Стой! Стой, гад! — собрав последние силы, на койке приподнялся Иванов. Он сбросил одеяло, обнажив окровавленную на животе повязку и, мучась от страшной боли, стал спускать ноги. — Не тронь ее, подлец! Я — коммунист!
— Ах, ты? Получай! — Офицер выстрелил в него из нагана почти в упор, и боец, будто помедлив, отвалился назад на подушку — на вечный, беспробудный сон… — Кто еще коммунист? Ты? Ты? Ты? — И с каждым вопросом он палил все в новых и новых раненых.
— А! — дико закричала Наташа и повисла у него на руке. — Это же раненые, раненые!..
— Взять ее! — Он ударом ноги сбросил Наташу на пол. Тащи суку в подвал, потом разберемся! Она, видать, из идейных. А ну, освободить палату! Всех в окно, быстро, вали потроха на двор!
Один из солдат схватил Наташу за волосы, завернул руку за спину и потащил вниз. Другие бросились к кроватям…
Дикие крики, хруст костей, выстрелы, ругань, стоны, вопли — все это стеной встало перед нею, когда солдат выволок ее на двор.
Из окон второго и третьего этажа выбрасывали людей на булыжник, стены и снег были залиты и забрызганы кровью. Трупы в нижнем белье лежали грудами. Некоторые из выброшенных пытались ползти, но подбегали колчаковцы и с хаканьем вгоняли в них штыки или дробили черепа прикладами.
Наташа оцепенела: нет, это только кошмарный, безумный сон… Такого в самом деле не может быть!
— Зверье! Какое зверье! Что же вы делаете?.. Вы не люди! — неистово закричала она, в глазах ее потемнело, и спасительная завеса разом опустилась перед ее сознанием — еще секунда, и она сошла бы с ума, не имея сил вынести картины этой бойни, расправы над сотнями беззащитных раненых…
Очнулась она от холода, в полной темноте, рядом с нею навзрыд плакала какая-то молодая женщина. Наташа попыталась сесть на мерзлой земле, и сразу же заныли у нее руки, спина, ноги, жгучим следом загорелся на лице удар от нагайки.
— Кто это? Кто плачет? — спросила она, сдерживая стон. Женщина замолкла подползла к ней во мраке, всхлипывая, ощупала лицо шершавыми пальцами:
— Наташенька? Ты живая? Это я, Нюша-санитарка. А я думала, что и тебя до смерти погубили, как Алексея Петровича. Пойдем-ка со мною, тут в углу солома есть… И что же они, ироды, наделали? Ой, опять!..
На дворе гулко простучало несколько выстрелов, взорвалась длинная злобная брань, за ней последовали какие-то команды.
— Грузят убитых на телеги, а среди них живые есть! — в голос закричала Нюша.
— А! А! А! — сидя на земле, Наташа схватила себя за голову. — Ведь этого не может быть, не может быть! Разве люди так могут? Зачем же тогда всё? Зачем был Пушкин? Зачем был Толстой? А! А! А!
Нюша обняла ее, прижала лицом к высокой груди, стала целовать, успокаивать, говоря что-то бессмысленное, обливая всю ее жаркими слезами, лишь бы говорить.
Ругань раздалась у самой их двери, дверь заскрипела, медленно проступил наверху квадрат ночного неба, на нем обозначились два неясных силуэта: какую-то худенькую женщину втолкнули с силой вниз. Она споткнулась о ступеньку, упала. Раздался стон и плач.
— Да это же тетя Дуся, прачка, — всхлипывая, узнала Нюша и бросилась к ней. — Тебя-то за что, родимая ты моя?
— Спрятала я на кухне одного молоденького, так нашли его, потащили во двор, да и меня заодно… Ой, что делается, бабоньки, что делается, — завыла-запричитала вне себя пожилая женщина. — Все стены кровью забрызганы, кровью человеческой!..
— А! А! А! — опять закричала Наташа.
— Ну, бабы, хватит плакать, надо отселя бежать, пока нас тоже не кончили, — решительно прикрикнула Нюша.
— Как убежишь-то? — поникшим голосом спросила тетя Дуся.
— А я эти подвалы знаю, был грех — хаживала сюда с выздоравливающим одним… Тут где-то стенка есть деревянная, разобрать можно. Ну-ка поищу…
В эту минуту дверь опять заскрипела. Освещая подвал «летучей мышью», вошло четверо солдат:
— А ну, большевистские твари, выходи наружу! Да не вздумайте бежать, враз пристрелим!
— Куда вы нас, касатики? — робко спросила тети Дуся, закрываясь ладонью от режущего после тьмы света.
— А что, старая карга, не торопишься на тот свет? А? Ха-ха-ха! — Желтое пятно перебегало с одной женщины на другую.
— Минька, а тут две бабы еще ничего, сочные…
— Не, Ваня! Это большевички, их велели в тюрьму до отбоя доставить. А ну, шевелись, гады зловредные! Канителиться тут еще с вами по морозу!.. Давай живее поворачивайся… — И солдат гнусно выругался.
— Ты, холуй! — Перед ним вдруг выросла высокая молодая женщина с кровавым рубцом на лице. — Запомни: если я жива буду, я всю жизнь на то положу, чтобы таких, как ты, гадина, и твоих хозяев начисто поистреблять. Понял? Все понял? — Голос Наташи звучал хрипло и из глаз била такая нечеловеческая ненависть, что солдат суеверно отшатнулся.
Наташа не торопясь, поочередно перевела взгляд с одного на другого, как бы запоминая их, и быстро пошла к выходу. Женщины заторопились за ней. Солдаты, протрезвев, враз затихнув, затопали вслед…
И в тот же час, когда за арестованными женщинами замкнулась тяжелая тюремная дверь, широко отворилась дверь салон-вагона, в котором находился штаб командующего Центральной армией Колчака генерала Ханжина. Усиленная охрана, стоя навытяжку, пропускала в вагон генералов и полковников, иностранных военных советников и штаб-офицеров. Гостей вежливо приветствовал у входа племянник Ханжина его адъютант Игорь — совсем еще юный офицер.
Командующий, не отрываясь от донесений и карты, дал знак пришедшим садиться. Наконец, проверив и перепроверив донесения, Ханжин поднял голову и встал:
— Господа, поздравляю вас с первой крупной победой и приветствую вас в городе Уфе. Итак, проанализируем, как разворачивается наше наступление.
Прежде всего: Пятая армия красных под командованием Блюмберга великолепно была нами дезинформирована. Выношу сердечную благодарность за проделанную операцию и представляю к награде начальника нашей контрразведки полковника Безбородько. Поприветствуем его, господа!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Багряная летопись"
Книги похожие на "Багряная летопись" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Андреев - Багряная летопись"
Отзывы читателей о книге "Багряная летопись", комментарии и мнения людей о произведении.