Станислав Пиотровский - Свет и тени Турции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свет и тени Турции"
Описание и краткое содержание "Свет и тени Турции" читать бесплатно онлайн.
Автор, польский дипломат, бывший посол в Турции, рассказывает об истории и культуре этой страны, освещает вопросы ее внутриполитического развития и острой межпартийной борьбы. Большое место в книге отведено турецкой экономике, и особенно проблемам сельского хозяйства.
Как бы то ни было, ясно одно: турецкая промышленность будет развиваться, поэтому есть основания полагать, что существуют реальные возможности для расширения экономических и торговых отношений между Польшей и Турцией.
Дипломатические контакты. После окончания второй мировой войны, несмотря на упадок экономики, торговля между странами продолжала развиваться независимо от того, существовали между ними дипломатические отношения или нет. Социалистические страны успешно торговали, например, с ФРГ и Испанией. ГДР пришлось вести многолетнюю упорную борьбу с так называемой доктриной Халыптейна, на основе которой капиталистические страны бойкотировали ее в области торговли. Однако и тогда ГДР удавалось торговать с многими капиталистическими странами.
Турецкие власти, тесно связанные с политическими и деловыми кругами ФРГ, холодно и недоброжелательно относились к ГДР. В публичных выступлениях некоторых политических деятелей можно было услышать высказывания, например, о том, что только ФРГ представляет немецкий народ. И тем не менее торговые отношения Турции с ГДР в то время существовали. Товарооборот составлял более 40 миллионов американских долларов ежегодно.
— Как же вы торгуете с «несуществующим» государством? — спросили как-то у одного из ведущих государственных деятелей Турции.
— Мы имеем дело с Торговой палатой в Берлине, а кому она принадлежит, нас не интересует.
В послевоенные годы в обстановке «холодной войны» контакты между Польшей и Турцией осуществлялись сначала только через торговых представителей, а позднее состоялся обмен визитами министров внешней торговли.
Первым событием, свидетельствовавшим об изменившейся обстановке в Европе и тем самым о сдвиге в польско-турецких отношениях, явился официальный визит в Турцию министра иностранных дел Польши Адама Рапацкого в мае 1967 года.
Обе стороны придавали большое значение этой встрече, понимая, что от ее результатов будет зависеть дальнейшее развитие дружеских отношений между Турцией и Польшей.
Это была первая встреча на столь высоком уровне за 553 года существования дипломатических отношений между Польшей и Турцией. Хозяевами была создана теплая, дружеская атмосфера. Беседы показали взаимное стремление к расширению взаимовыгодного сотрудничества, несмотря на различия в идеологии и социальном строе. Обе стороны выразили желание своих правительств добиваться разрядки напряженности в Европе, укреплять мирное сотрудничество между странами.
Три года спустя, в 1970 году, министр иностранных дел Турции Исхан Сабри Чаглаянгиль нанес ответный визит по приглашению министра иностранных дел ПНР Стефана Ендрыховского. Этот визит явился важным шагом на пути к сближению позиций обеих стран в оценке международного положения, в борьбе за мирное сосуществование и взаимопомощь. Обе стороны признали полезным и выгодным расширение контактов, особенно в области экономики и торговли. В целях создания условий для максимально оперативной работы было решено ликвидировать всевозможные помехи и упростить формальности.
Если польского министра иностранных дел во время его пребывания в Анкаре приняли премьер-министр и президент Турецкой Республики, то турецкого министра иностранных дел приняли польский премьер-министр и председатель Государственного совета. Министр И. С. Чаглаянгиль передал главе правительства Польши приглашение от своего премьер-министра, которое было с удовлетворением принято.
В ходе этого визита были сделаны шаги к установлению межпарламентского сотрудничества. Первыми нанесли визит в Польшу представители турецкой национальной палаты и сената во главе с его председателем Атасагуном. В 1967 году в Турции с ответным визитом побывала делегация сейма ПНР. Обе встречи показали взаимное стремление к поддержанию контактов, к расширению сотрудничества между Польшей и Турцией. Через два года в Гданьске и Варшаве побывал тогдашний председатель меджлиса Ф. Бозбейли.
В октябре 1971 года, во время неофициального визита в Турцию председателя Национального комитета Объединенной крестьянской партии Станислава Гуцвы, были установлены непосредственные межпартийные контакты с руководством Партии справедливости, возглавлявшейся Сулейманом Демирелем.
События начала 70-х годов заставили турецких руководителей сосредоточить все внимание на внутренних проблемах. Вопросы внешней политики на какое-то время отошли на второй план. Лишь в начале декабря 1972 года по приглашению министерства внешней торговли ПНР в Польшу прибыл турецкий министр торговли Наим Талу. Во время визита турецкий министр провел ряд бесед с представителями правительства ПНР, касавшихся польско-турецких экономических отношений. Обе стороны пришли к выводу, что дальнейшее расширение торговли между Польшей и Турцией соответствует интересам обеих стран. Польша заинтересована в вывозе продукции машиностроительной, химической и текстильной промышленности, а Турции выгоден экспорт а Польшу сельскохозяйственных продуктов и товаров широкого потребления.
13. Юбилейный год
Смягчение напряженности. 29 октября 1973 года Турция торжественно отпраздновала пятидесятилетие республики.
Юбилеи обычно заставляют бросить взгляд на пройденный путь, оценить прошлый опыт с точки зрения сегодняшнего дня и сделать выводы на будущее. В этом их положительное значение. Но есть и другая, оборотная сторона медали: праздничные настроения пробуждают необоснованный оптимизм, мешают по-деловому взглянуть на прошлые достижения и ошибки.
Руины Эфеса
Празднование золотого юбилея Турции носило торжественно-официальный характер и было отмечено некоторыми знаменательными событиями, например открытием моста через Босфор. Внутреннее положение страны несколько улучшилось, о чем свидетельствовала хотя бы отмена чрезвычайного положения.
Последняя сессия меджлиса перед выборами 14 октября 1973 года. Она проходила в мае — июне и была исключительно плодотворной. После продолжительной и бурной дискуссии был наконец утвержден закон «О земельной и сельскохозяйственной реформе». Не решив этой назревшей проблемы, депутаты парламента не имели бы шансов на успех на выборах, а авторитет армии окончательно упал бы. Ведь военные, совершившие два государственных переворота, на первый план выдвигали вопрос о реформе сельского хозяйства и не решили его.
Согласно принятому закону правительство Турции должно было изъять у помещиков излишки земли, ограничив их в зависимости от плодородия почвы 30–100 гектарами орошаемых и 47,5–200 гектарами неорошаемых земель. Для владельцев конфискованных участков предусматривалась денежная компенсация, выплата которой должна была производиться в течение 20 лет, причем первая сумма должна была составить 15% стоимости земли. Конфискованные у помещиков земли решено было распределить между крестьянами за выкуп. Размеры вновь создаваемых хозяйств ограничивались участками, равными на неорошаемых землях от 7,9 до 33,7 гектара, а на орошаемых — от 3,2 до 10,6 гектара. Земля должна была выкупаться в рассрочку сроком на 25 лет. Срок проведения реформы — 15 лет. Как видим, творцы нового закона не слишком спешили: с его осуществлением.
Реформа отнюдь не решала всех проблем турецкого сельского хозяйства: из 1,3 миллиона безземельных крестьян земельные участки должны были получить лишь 500 тысяч. Выплата денежной компенсации помещикам целиком ложилась на плечи наделяемых землей крестьян. Что же касается вопроса об орудиях труда и других средствах, необходимых для налаживания хозяйства на вновь приобретенных участках, то он остался открытым. Новый закон, таким образом, следует считать результатом победы консервативных, реакционных сил, защищавших интересы помещиков. Тернист и долог путь к достатку в перенаселенной и убогой турецкой деревне. Когда еще она избавится от нищеты!
Почти все решения рассматриваемой сессии турецкого парламента говорят о сдвиге вправо, притом в еще большей степени, чем можно было ожидать, судя по проектам, разработанным правительством Нихата Зрима на первом этапе его деятельности.
Согласно новому закону об университетах была введена плата за обучение в размере 3 тысяч лир в год. Раньше плату взимали только в частных учебных заведениях. Теперь они переходили в ведение государства. Вместо пятилетнего введено обязательное восьмилетнее среднее образование.
Были созданы суды государственной безопасности, заменившие военные суды. Передовые силы увидели в этом угрозу делу демократии и прогресса.
Принятый меджлисом закон о горнорудной промышленности не предусматривал национализации недр и шахт. К разработке полезных ископаемых допускается иностранный капитал. А ведь еще заместитель премьер-министра по экономическим вопросам в правительстве Н. Эрима А. Караосманоглу предлагал установить контроль государства над всеми природными ресурсами страны.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свет и тени Турции"
Книги похожие на "Свет и тени Турции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Станислав Пиотровский - Свет и тени Турции"
Отзывы читателей о книге "Свет и тени Турции", комментарии и мнения людей о произведении.