Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."
Описание и краткое содержание "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание — самое полное из существующих собрание русских эпиграмм — насчитывает свыше 2000 образцов. Долгая жизнь популярного поэтического жанра показана здесь от его истоков в XVII столетии до Октября 1917 г. В книге более 250 авторов эпиграмм, среди которых первоклассные мастера жанра и многие известные поэты, эпизодически или мимоходом обращавшиеся к нему. В сборнике немало удачных стихотворных миниатюр, принадлежащих второстепенным, вовсе забытым и безымянным авторам.
1832. «Маски», 1906, № 9, с. 6, подпись: Пи-куб. Перепев стих. П. И. Вейнберга «Он был титулярный советник…». Палата — судебная палата. «Сто третья» — статья Уголовного уложения (см. примеч. 1818).
1833. Сат., 1909, № 51, с. 9, подпись: П. В эп-ме речь идет о памятнике Гоголю (1909) скульптора Николая Андреевича Андреева (1873–1932), установленном в Москве к 100-летию со дня рождения писателя; Гоголь изображен в последний период его жизни — период депрессии и творческого кризиса. «Портрет», «Нос», «Шинель» — повести Гоголя.
1834–1838. Сат., 1910, № 15, с. 5. Выставка «Треугольник» — выставка работ русских художников, состоявшаяся в Петербурге в 1910 г. 1. Шмит-Рыжова Л. Ф. — художница, на выставке было представлено несколько ее этюдов. 2. На грязной рогоже были исполнены этюды поэта Сергея Митрофановича Городецкого (1884–1967), а не А. Городецкого, как было ошибочно обозначено в загл. эп-мы. На эту и др. неточности указал И. Эвентов в комментарии к сб. «Русская стихотворная сатира 1908–1917 гг.», БП, 1974, с. 633–634. 3. «Моя сестра» — картина художника Владимира Давидовича Бурлюка «Портрет сестры». 4. «Зимняя баня» — этюд «Ваня (зимний вид)» поэта и художника Давида Давидовича Бурлюка (1882–1967), а не Ларионова, как ошибочно было указано в загл. эп-мы. 5. Статуэтка — по-видимому, одна из скульптур работы Л. П. Афанасьевой.
Ф. Т. КУЛИКОВФ. Т. Куликов — журналист, редактор сатирического журнала «Еж» (1907), сотрудничал в журналах: «Анчар», «Аргус», «Шут», «Стрекоза», «Скоморох», Сат. и др.; его криптоним: Ф. К., псевдоним: Кулик.
1839. «Осколки», 1905, № 5, с. 5, подпись: Ф. К. Перифраз стих. Ф. И. Тютчева «Умом Россию не понять…». Комментарием к эп-ме может служить сатирическая миниатюра из журнала «Вампир» о «наших свободах»: «1) Свобода печати. В силу этой свободы авторам разрешается печатать что угодно, а полиции разрешается опечатывать что угодно. 2) Свобода союзов. Образовывать союзы разрешено всем гражданам, за исключением лиц двух категорий, тех, которые состоят на государственной службе, и тех, которые на государственной службе не состоят. 3) Свобода совести. В силу этой свободы свод законов раз навсегда отменяется, а гражданам предоставляется вполне полагаться на свободную совесть чинов администрации. 4) Свобода собраний. Этот пункт еще не разработан, так как решение этого вопроса предполагается предоставить собранию народных представителей. С другой стороны, само собой разумеется, что собрание народных представителей не может состояться, пока не будет выработан закон о свободе собраний. Таким образом, этот вопрос „временно остается открытым“» («Вампир», 1906, № 3, с. 7).
Е. Э. СНО (1880–1941?)Евгений Эдуардович Сно — поэт, прозаик, журналист. В 1905 г. редактировал «Юмористический альманах» и сатирический журнал «Дятел»; был приговорен к шести месяцам тюремного заключения и лишен права заниматься издательской деятельностью в течение пяти лет. Криптонимы и псевдоним Сно: Евг., Евг. С — о, Дятел.
1840. «Клюв», 1905, № 1, с. 4, подпись: Евг. Конституция стиль нуво — манифест 17 октября 1905 г., в котором были обещаны свобода совести, слова, собраний и союзов; нуво (от франц. nouveau) — новый. Дурново Петр Николаевич (1844–1915) — министр внутренних дел в кабинете Витте (с октября 1905 г.), с 1906 г. — член Государственного совета. Известен жестокими репрессиями против революционного движения. Шлиссельбург — старинная русская крепость Орешек (ныне Петрокрепость), служившая с XVIII в. тюрьмой для политических заключенных.
В. В. ТРОФИМОВ (1874–1910)Владимир Васильевич Трофимов — поэт, журналист, редактор сатирического журнала «Зарево» и журнала СО. Криптонимы Трофимова: В. Троф., В Т-ов, …ов.
1841. «Бурелом», 1905, рождественский номер, с. 7, подпись: …ов. «128» — статья Уголовного уложения, по которой привлекались к ответственности «виновные в оказании дерзостного неуважения верховной власти или в порицании установленного законами образа правления… произнесением или чтением публично речи или сочинения, или распространением, или публичным выставлением сочинения или изображения». «103» — см. примеч. 1818. По этим статьям особенно часто судили редакторов сатирических журналов.
Н. Г. ШЕБУЕВ (1874–1937)Николай Георгиевич Шебуев — писатель, публицист, журналист. В эпоху первой русской революции — постоянный сотрудник газеты «Русь». Осенью 1905 г. начал издавать сатирический журнал «Пулемет», был редактором-издателем «Газеты Шебуева», позднее журнала «Весна» и «Синего журнала». На первый номер «Пулемета», целиком составленный из материалов самого редактора, был наложен арест, а Шебуев заключен в крепость сроком на 1 год. Всего Шебуеву пришлось выдержать 28 судебных разбирательств. «Кабинет редактора очень часто помещался в тюрьме. Некоторые номера „Пулемета“ и написаны в одиночном заключении» (Н. Шебуев, Дело о его рабочем величестве, пролетарии всероссийском, М., 1931, с. 15), Псевдоним Шебуева: Граф Бенгальский.
1842. «Пулемет», 1905, № 1, с. 3. По поводу этой эп-мы автор писал: «Как отозвались на манифест чиновники? Те, кто не дошел до действительного статского советника, „либеральничали“, а действительные и тайные застыли на своей буржуазной платформе. Статский советник вопрошает действительного» (далее текст эп-мы) (Н. Шебуев, Дело о его рабочем величестве, пролетарии всероссийском, М., 1931, с. 24).
1843. «Стрекоза», 1908, № 5, с. 4, в цикле «Экспромты», подпись: Граф Бенгальский. «Навьи чары» (1907) — первый роман трилогии «Творимая легенда» Федора Сологуба (см. спр. п. примеч. 1827), в котором элементы реалистического гротеска сочетаются с болезненном фантазией. Навьи чары — чары мертвецов (навь — обитатель загробного мира, призрак мертвеца).
А. Т. АВЕРЧЕНКО (1881–1925)Аркадий Тимофеевич Аверченко — популярный в 1910-е гг. писатель-юморист, автор многочисленных рассказов. В 1906–1907 гг. редактировал харьковский сатирический журнал «Штык»; позднее стал редактором и совладельцем журналов Сат. и НСат. После 1917 г. — эмигрант. Псевдонимы Аверченко: Аз, Волк, Фома Опискин и др.
1844. «Штык», 1906, № 2, с. 9, подпись: Аз. Всё это было бы смешно и т. д. — заключительные строки стих. М. Ю. Лермонтова «А. О. Смирновой» («Без Вас хочу сказать Вам много…»).
1845. Сат., 1912, № 42, с. 8, подпись: Волк. Навозну кучу разрывая — цитата из басни И. А. Крылова «Петух и Жемчужное зерно».
1846. Сат., 1912, № 45, с. 6, подпись: Фома Опискин. Гучков Александр Иванович (1862–1936) — лидер буржуазно-монархической партии октябристов. Был председателем III Государственной думы с марта 1910 по март 1911 г., но провалился на выборах в IV Государственную думу. Au — марка шампанского.
В. В. АДИКАЕВСКИЙВасилий Васильевич Адикаевский — журналист и поэт-сатирик, сотрудник журналов «Спрут», «Стрекоза»; его псевдоним: Б. Вилли.
1847. «Спрут», 1906, № 7, с. 2, подпись: Б. Вилли. Шлиссельбургская тюрьма (см. примеч. 1840) была упразднена в январе 1906 г., однако уже в марте газеты сообщали, что военное министерство решило спешно отремонтировать «русскую Бастилию» и передать ее в ведение министерства юстиции.
1848. «Стрекоза», 1906, № 6, с. 11, подпись: Б. Вилли. 24 ноября 1905 г. были приняты «Временные правила о повременных изданиях», согласно которым отменялась предварительная цензура на периодические издания. Аресту и конфискации подлежали уже отпечатанные номера журналов и газет, а редакторы привлекались к судебной ответственности. Аресты и суды над редакторами приняли массовый, невиданный прежде характер, а «свободная» печать оказалась полностью отданной в распоряжение цензурного ведомства и прокурорского надзора, подчиненного министерству юстиции. «Какая разница между подцензурной печатью и печатью свободною? — Подцензурная печать сначала осматривается, а потом конфискуется, а свободная — сначала конфискуется, а потом уже подлежит осмотру» — так охарактеризована сущность временных правил о печати в журнале «Дятел» (1905, № 1, пробный, с. 6).
1849. «Спрут», 1906, № 6, с. 6, подпись: Б. Вилли. Адресат — граф Сергей Юльевич Витте (1849–1915), премьер-министр с октября по апрель 1905 г.; стремился сохранить монархию путем репрессий и незначительных уступок и обещаний либеральной буржуазии; явился идейным вдохновителем манифеста 17 октября 1905 г. Получил от Николая 11 титул графа за заключение Портсмутского мирного договора с Японией в 1905 г.
1850. «Спрут», 1906, № 13, с. 2, подпись: Б. Вилли. Лампасы красные — деталь форменной одежды донских казаков, а также генеральской формы.
Д. И. ГЛИКМАН (1874-?)Давид Иосифович Гликман — поэт-сатирик и журналист, сотрудник сатирических журналов «Дятел», «Вампир», «Спрут», «Стрелы» и др. Псевдоним Гликмана: Дух Банко.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."
Книги похожие на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."
Отзывы читателей о книге "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.", комментарии и мнения людей о произведении.