» » » » Вениамин Башлачев - Русское крестьянство в зеркале демографии


Авторские права

Вениамин Башлачев - Русское крестьянство в зеркале демографии

Здесь можно скачать бесплатно "Вениамин Башлачев - Русское крестьянство в зеркале демографии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Традиция, год 2011. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вениамин Башлачев - Русское крестьянство в зеркале демографии
Рейтинг:
Название:
Русское крестьянство в зеркале демографии
Издательство:
Традиция
Год:
2011
ISBN:
978-5-905074-26-4
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русское крестьянство в зеркале демографии"

Описание и краткое содержание "Русское крестьянство в зеркале демографии" читать бесплатно онлайн.



Эта книга — изложение исследования развития русского крестьянства по материалам переписей России и описаниям современников. В книге рассмотрены основные этапы развития русского крестьянства, большая часть которых отражена в зеркале демографических процессов. Показано, что в русском крестьянстве былых веков было две ветви: крепостные и вольные. Показана ложность утверждения: «Россию в былые века развивали царь и дворяне». Россию развивали вольные крестьяне. У них было две экономики: летняя — доходы от земли и зимняя — доходы от промысла. Результативность вольных крестьян обусловлена уникальностью Русской равнины и особенностями русского менталитета. В ХХ веке вольному крестьянству нанесены ДВА страшных удара: «раскулачивание» трехпоколенных семей и ликвидация «неперспективных деревень». Книга предназначена для самого широкого круга читателей.






Однако вернемся в XIX век.

О системе саморазвития крестьянства

Природный цикл человека состоит из трех периодов жизнедеятельности — «дети», «отцы» и «деды».

По жизни — это «сын», «отец» и «дед». (Аналогично — «дочь», «мать» и «бабушка»).

Природа устроена так, что у любого народа «сыновей» и «дочерей» к 20–25-летнему возрасту вырастает равное количество. И в Русском мире было так же. Во множестве крестьянства вырастало: половина — мальчики, половина — девочки. а Отличие — один-два процента. Таков Закон Природы, чтобы каждый уже в начале детородного возраста мог найти себе свою «половину» для продолжения рода.

Как Законы Природы обеспечивают смену поколений — показывает диаграмма 6.2.


Светлая, затемненная и темная области диаграммы, окаймленной светлой линией — это три периода жизни человека — «дети», «отцы» и «деды».

Нравится — не нравится, любой человек смертен.

У подавляющего большинства числа выросших детей к 80 годам срок жизни заканчивается.

Так что число подрастающих «детей» должно быть существенно больше числа стареющих «дедов».

Ведь и на периоде «отцы» тоже есть смерти.

В простейшем идеальном процессе смены поколений нужно, чтобы «дети» вырастали, превращаясь в «отцов», а когда он переходил в период стареющий «дед», то ему на смену подрастали «внук» и «внучка».

В реальной жизни детей должно вырастать больше, чем двое, так как на периоде «отцы» есть реальная смертность. Так оно и было в былые века в Русском мире. В семье росло — в среднем, 5–6 детей.

Колоколобразные графики диаграммы (жирный сплошной, тонкий сплошной и штриховой) показывают, как протекал процесс вырастания сыновей и как протекали периоды их жизнедеятельности.

У большинства русских крестьянок к 20 годам уже рождался первый ребенок. Период его жизнедеятельности показывает первый жирный график. За весь ее детородный период вырастало в среднем 5–6 детей. Причем период вырастания всех детей в семьях растягивался до 20–25 лет.

В русских крестьянских семьях из одной семьи старшего поколения «отцов» реально создавались 2–3 семьи следующего поколения «детей», со сдвигом — в среднем, в 5–6 лет — это показано графиками.

Так что нередко бывало, когда женщина рожала последнего ребенка, у ее старшего сына или дочери уже появлялись ребенок, то есть ее внук или внучка.

По русским вековым традициям семьи создавались не дочерьми, а сыновьями. Причем старший сын после женитьбы вместе со своей женой и нарождающимися детьми — как правило, а оставался жить в семье отца. Образовывалась трехпоколенная семья.

А следующие сыновья, по мере создания своей семьи, выделялись из хозяйства родительской семьи и начинали жить самостоятельно. Так создавались двухпоколенные семьи. Когда их старшие сыновья подрастали и заводили себе жену и детей, такая семья превращалась в трехпоколенную.

Если же в семье родителей были только дочери, то, как правило, одна из дочерей, выходя замуж, оставалась вместе с мужем в семье своих родителей. Тут возникала коллизия, так как для мужчины было не очень престижно быть примаком, то есть принятым в другую семью. Но обычно эта коллизия тем или иным способом улаживалась. В любом случае, стареющие родители при живых детях не оказывались вне семьи. И в случае двухпоколенной семьи, в которой выросли только дочери, а все равно большинство таких семей превращались в трехпоколенные.

Так что в крестьянском мире XVII–XIX веков существовала устойчивая периодическая система развития из двух — и трехпоколенных семей. Она действовала еще совсем недавно — в 1930‑х годах. (Как и почему — это рассмотрим ниже).

Свояковые связи

Типично русское свои люди — сочтемся значительно увеличивало жизнестойкость молодых семей.

В былые века главный помощник крестьянина — была лошадь. Но в молодых семьях не торопились ее заводить. Ведь в зимний полупериод молодой крестьянин уходил «промышлять». Для большинства «промыслов» лошадь — просто не нужна, а зимой ее надо еще и кормить. а Другое дело, лошадь нужна весной для обработки земли, летом — для заготовки сена для коровы, а осенью — при уборке урожая.

Вот в этих случаях и выручали «свояковые связи». Отцы, конечно же, помогали своим детям.

Когда надо было молодой семье помочь лошадью, в два голоса следовало: «Тятя, помоги!»

Два отца этой молодой семьи садились вместе и как «свояки» обсуждали — как помочь своим «детям».

О кормильцах в русских семьях

В былые века главным человеком в семье был мужчина — это был основной кормилец семьи. Но мужчины менее живучи, чем женщины. Нередко мужчины погибали. Тут волей неволей женщина становилась основной кормилицей семьи.

Обратимся к работе Менделеева[28], посмотрим соотношение хозяйств-семей, где основным кормильцем был мужчина, к хозяйствам, где основным кормильцем была женщина, таблица 6.1.

Регион/Губерния Соотношение Регион/Губерния Соотношение Северный край: Петербургский край Архангельская 3:1 С-Петербургская 2:1 Вологодская 4:1 Новгородская 3:1 Приволжская земля Псковская 4:1 Ярославская 2:1 Подмосковная земля Нижегородская 3:1 Тверская 5:2 Саратовская 4:1 Московская 2:1 Среднерусская земля Тульская 3:1 Рязанская 3:1 Владимирская 5:2 Тамбовская 5:1 Южнорусский край Воронежская 6:1 Херсонская 5:1 Малороссия Таврическая 6:1 Киевская 4:1 Войска Донского 5:1 Полтавская 4:1 Кубанская 5:1 Харьковская 4:1 Ставропольская 8:1

Как видите, в северных землях женщина была основным кормильцем — в каждой 3–4‑й семье.

В южных землях — лишь в 5–6‑й семье.

Об институте бабушек и дедушек

Веками жизнь русского человека состояла из трех периодов: «расту сам — ращу детей — воспитываю внуков». Веками действовал Великий Нравственный Закон: «Создавай свою семью. Зарождайте и растите детей своих. Воспитывайте их так, чтобы они позаботились о вашей старости». В этом были основы нравственности русских крестьян.

Именно Великий Нравственный Закон обеспечивал в Русском мире условия, а при которых растить русских детей было духовно радостно.

Наши предки считали себя несчастными людьми, если у них было мало внуков. Находясь на смертном ложе, бабушки говаривали: «Жизнь я прожила не зря. Эвон у меня скоко внуков выросло». И лица их при этом светились радостью от счастья.

Для понимания взаимоотношений «дедов» и «внуков» нелишне вспомнить и вникнуть в суть стихотворения поэта-крестьянина Спиридона Дрожжина:


Вышел внук на пашню к деду
В рубашонке, босиком,
Улыбнулся и промолвил:
«Здравствуй, дедушка Пахом!
Ты, я вижу, притомился,
Научи меня пахать,
Как зимой, в избе, бывало,
По складам учил читать!»
«Что ж, изволь, коли охота
И силенка есть в руках,
Поучися, будь помощник
Деду старому в трудах!»


Чувствуете, поэт-крестьянин описывает взаимоотношения «дед — внук» в духовно-радостном стиле.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русское крестьянство в зеркале демографии"

Книги похожие на "Русское крестьянство в зеркале демографии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вениамин Башлачев

Вениамин Башлачев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вениамин Башлачев - Русское крестьянство в зеркале демографии"

Отзывы читателей о книге "Русское крестьянство в зеркале демографии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.