Вениамин Башлачев - Русское крестьянство в зеркале демографии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русское крестьянство в зеркале демографии"
Описание и краткое содержание "Русское крестьянство в зеркале демографии" читать бесплатно онлайн.
Эта книга — изложение исследования развития русского крестьянства по материалам переписей России и описаниям современников. В книге рассмотрены основные этапы развития русского крестьянства, большая часть которых отражена в зеркале демографических процессов. Показано, что в русском крестьянстве былых веков было две ветви: крепостные и вольные. Показана ложность утверждения: «Россию в былые века развивали царь и дворяне». Россию развивали вольные крестьяне. У них было две экономики: летняя — доходы от земли и зимняя — доходы от промысла. Результативность вольных крестьян обусловлена уникальностью Русской равнины и особенностями русского менталитета. В ХХ веке вольному крестьянству нанесены ДВА страшных удара: «раскулачивание» трехпоколенных семей и ликвидация «неперспективных деревень». Книга предназначена для самого широкого круга читателей.
Выделим главное этих описаний: «чтобы зимой прожить всей семьей — зимой надо промышлять».
Две экономики русского крестьянина
Сила русских людей не в том, что они злее и агрессивнее, а в том, что они умнее, выносливее и терпеливее. Русские крестьяне сумели прижиться там, где другие просто бы не выжили.
Так что Русская равнина — отнюдь не «самое гиблое место всех времен и народов»!..
Более того, север вообще не противоречит зажиточности. В прошлые века русские крестьяне наиболее зажиточно жили как раз в Архангельской области, казалось бы, на крайнем севере России.
Нелишне рассказать о таком курьезе.
В советское время в музее деревянного зодчества под Архангельском экскурсоводы, рассказывая о крестьянских избах, говорили — это «боярские терема» времен Великого Новгорода!.. Таково было указание «сверху». По мнению кремлевских идеологов «крестьяне не могли так жить!»
А крестьяне Архангельской области жили, потому что у них в году было ДВЕ ЭКОНОМИКИ.
Что было корневым в понятии экономика в XIX веке?.. В чем ее суть у русского крестьянина?..
Для корректности обращусь к «словотолкователю» XIX века. В нем приведено то корневое понятие экономика, существовавшее до ХХ века: «экономiя» — это домоводство, бережливость. (Греческое oikonomia — это oikos — дом и nomos — закон)[22].
Или на языке ХХ века, «экономика — это умение, искусство ведения домашнего хозяйства».
Как видите, в основе понятия «экономика» лежало домашнее начало. Ведь корневое дом — это, конечно же, не архитектурное сооружение. Дом в основе понятия «экономика» — это материальное и духовное пространство жизнедеятельности семьи. Живущие одной семьей объединены в небольшой обособленный мир их совместной жизни. В него входили взрослые и дети, отцы и матери, деды и внуки. Вся семья — и стар, и млад.
Этот мир семьи отделен от соседей зримыми и незримыми границами писаных законов и не писанных нравственных отношений.
Для русского крестьянина XIX века его умение ведения домашнего хозяйства обязательно включало зимнюю часть его экономики. Он прекрасно понимал, чтобы его семья пережила длинные месяцы «мороза» — для этого «зимой — надо промышлять…»
Мысль русского крестьянина всегда должна была работать на результат. Культура «запаса» была развита у русских — как ни у кого в мире. Потому как без запаса на Русской равнине зимой не проживешь.
Только в русском языке понятие «дело» и «мысль» связаны в однокоренных словах: «Промысел», «промышлять», «промышленность».
Две экономики русских крестьян: летняя и зимняя — это особенность и необходимость Русской равнины.
Конечно, на Западе крестьяне почти весь год могут «специализироваться на земледелии». А жители городов — на переработке «продукции от земли».
Но если бы на Русской равнине одни занимались только хлебопашеством, а другие — только его переработкой, то Русь за многие века просто бы погибла от холода и голода. По той причине, что «специалисты» сидели бы по полгода без дела. Пахарь — после Покрова дня, а мукомол — всю весну и лето.
Уникальность географии Русской равнины требовала: русские крестьяне в своей жизнедеятельности должны иметь две экономки — летнюю и зимнюю.
Цель летней экономики — обеспечение семьи продуктами «от земли».
Цель зимней — получение доходов «от промыслов». Раз «мороз сковал землю», то русскому земледельцу зимой на ней делать нечего. «Зимой надо промышлять».
Поэтому Даль и писал: крестьяне «тысячами … рассыпаются по всей России».
Вот как описывает старший брат автора этого исследования жизнедеятельность в 1920‑х, когда уклад жизни русских крестьян еще не изменился: «Зимой люди занимались бондарным делом, делали деревянную посуду, туеса из бересты, сани, телеги. Были даже такие слова в частушках: «Сами пряли, сами ткали, сами шили уледи!.. (уледи — это на родине автора вид кожаной летней обуви, домашней выделки)[23].
А вот как описывает мой старший брат жизнедеятельность нашего деда и отца в 1920–30‑х.
О деде: «В хозяйстве мог делать все, Хоть сани сделать, хоть телегу, любую деревянную посуду, туеса, уледи сшить. Считал, что все надо делать быстро и во время».
Об отце: «Как и дед, мог делать все, шить, валенки валять. Поэтому мы зимой были всегда в валенках и теплой одежде. Особенно любил столярное ремесло. Мог сделать: стол, стул, диван, комод, шкаф, буфет. Откуда бы не приезжал, а зимой уезжать приходилось всегда, чтобы заработать деньги, (а они были очень нужны, ведь нас росло 7 детей, да еще дед с бабушкой) привозил, то пилу лучковую, то рубанок и прочие инструменты»[24].
Конечно, не во всех регионах Русской равнины природный фактор одинаков. Вологда, Ярославль, Тверь — это типичный север Русской равнины. Но южнее Воронежа «битва за тепло» не намного более актуальна, чем «битва за воду».
Крестьяне жили не только в деревне
При произнесении понятия «русский крестьянин» у большинства возникает представление о человеке, который в поте лица добывает средства к существованию земледелием, то есть пашет хлеб.
Для крестьян Запада и Востока такое представление может быть и верно. Для Русской равнины — нет.
Заблуждением является мнение, что крестьяне жили только в деревне. Иной промысел требовал постоянно жить как можно ближе в большему количеству людей, то есть к городу. Поэтому были крестьяне, которые жили в городе или в пригороде. Конечно, такие крестьяне хлебопашеством не занимались. Но они обязательно селились так, чтобы была обязательно земля для огорода. Чтобы иметь «прибыток» от выращивания продуктов «от земли».
Любой, кто полистает описания жизни в городах былых веков, обнаружит это свойство русской жизни.
Неудивительно, что переписи второй половины XIX века показывают: значительная часть городских жителей — крестьяне. Для примера, таблица 5.1
Численность Москва, 1871 г. Петербург, 1869 г. Все население 602 тыс. 666 тыс Из них крестьян 260 тыс. 207 тыс. Доля крестьян 43% 31%Ясно, что в губернских и уездных городах доля крестьян была еще больше. Можно уверенно считать, что каждый второй-третий житель городов России — был крестьянин. Причем, в большинстве это были «вольные» крестьяне, а не барская прислуга.
В этом еще одно типичное для большинства людей заблуждение, привитое царской и советской идеологией, которое, к сожалению, бытует и сейчас.
Выше рассмотренная особенность жизнедеятельности русских крестьян показывает: русские крестьяне просто по самой географии Русской равнины должны были отрываться от работы на земле и промышлять своим ремеслом. Две экономики: летняя и зимняя — это не прихоть русских крестьян. Это суровая необходимости жизни на Русской равнине.
«Вольный» крестьянин — деловой человек
Повторяю, нам все время показывают жизнь русских крестьян былых веков — как «забитых».
Но посмотрите фотографии XIX и первой трети XX века. Среди крестьян много осанистых, могучих фигур. У них гордый и ясный взгляд людей, которые знают свое дело и уверены в своем деле!..
Русский «вольный» крестьянин был, — прежде всего, деловой человек. Пусть дело у него было небольшое, но это было его дело!.. Конечно, «ему не нужно золота», но его дело требовало понимания и природы, и людей, и лошадей. Оно требовало знания и земледелия, и ремесла, чтобы и зимой, и летом «иметь простой продукт» для жизни его семьи. В условиях Русской равнины, и летом в страду, и зимой в мороз дело крестьянина требовало от него немедленных решений и не допускало «отсебятины».
Это философы, сидя за столом, могут фантазировать, «подменяя» реальную жизнь, надуманными концепциями. Его ошибка ему ничем не грозила.
Ошибка русского крестьянина означала голод и холод в его семье. Любой просчет и урожай погиб, корова подохла, лошадь пала, у промысла нет дохода.
География Русской равнины лишала всякого смысла деление вольных крестьян на земледельцев и ремесленников. Где бы он не жил, хоть в деревне, хоть в посаде города, уклад его жизни определяли две экономики: летняя и зимняя. Они требовали от крестьянина круглогодичной жизнедеятельности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русское крестьянство в зеркале демографии"
Книги похожие на "Русское крестьянство в зеркале демографии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вениамин Башлачев - Русское крестьянство в зеркале демографии"
Отзывы читателей о книге "Русское крестьянство в зеркале демографии", комментарии и мнения людей о произведении.