Владимир Дацышен - Христианство в Китае: история и современность

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Христианство в Китае: история и современность"
Описание и краткое содержание "Христианство в Китае: история и современность" читать бесплатно онлайн.
В книге известного российского востоковеда, работающего в Сибири, рассматривается история христианства в Китае с раннего средневековья, времени появления в Поднебесной несториан и первых католических миссионеров, до наших дней. В работе подробно исследована католическая и протестантская миссионерская деятельность в Китае, проанализированы проблемы взаимовлияния китайской и европейско–христианской культур, показано влияние христианства на общественнополитическую жизнь в переломном для китайского народа XIX веке. Особое внимание автор уделил истории православия в Китае, а также проблемам, связанным с возрождением христианства в стране на современном этапе.
Издание адресовано преподавателям вузов, научным сотрудникам, аспирантам и студентам, обучающимся по специальностям «история России», «всеобщая история», «религиоведение», «регионоведение», а также широкому кругу читателей, интересующихся культурой Китая и мировой историей.
490
Интересный факт восприятия и отношения китайцев к православному духовенству отмечен в воспоминаниях епископа Камчатского и Петропавловского Нестора. Он писал, что во время приезда в Петропавловск–Камчатский в конце 1916 г. его приветствовала и китайская делегация: «Среди многих ласковых приветствий и оказанных всяческих внимательных и добрых подношений я также с любовью, как и по отношении всех, обращаю ласковое внимание на представителей Китайской колонии города Петропавловска, тепло приветствовавшей меня вместе с группой китайцев. Буддист–китаец Сун–Ин–Тун, подносивший мне архиерейский жезл (посох) из мамонтова клыка, выточенный в корякской юрте, сказал мне по–русски, но с китайским оборотом речи, вполне логично и понятно: Твоя первосвященства, с приехалом Тебя! Наша Китайска колония Тебе шибко любит и снает. Наши китайски люди шибко радуются, что Тебе теперь «Таада лама» (Большой лама–священник). Наша хоче подари Тебе эта хороша палка. Ваша называй его зизла (жезл), а наша зови («багата палка»). Твоя игаян (все равно) пастуха Твоя много есть люди — паства и его нада слушай Тебе, чего твоя учи их хороша жизня. Пастух, который имеет овечка, оленя, собачка, его если не слушай, то пастуха бери палка и бей животная. Твоя не могу зизлам бей Твоя паства. Твоя только покажи им зизла, его тогда боись. Наша не говори, не нада спасибо, наш любит Тебе». См.: Нестор (Анисимов). Мои воспоминания. М., 1995. С. 163—164.
491
Например, весной 1880 г. в Иркутске из 31 проживавшего китайца ни одного не было крещеного.
492
Например, Лиу–Кит–хе поселился в Красноярске в доме протодьякона, обратился к губернатору с просьбой принятия в русское подданство и изъявил желание принять православие.
493
В январе 1910 г. принял крещение военный врач Николай Спиридонович Ван–ча–олин, женившийся затем на вдове священника. Из Архангельска приехал в Сибирь уроженец Шанхая Цай–ю–хо, по крещению Андрей.
494
Например, 25 мая 1919 г. в Крестовоздвиженской церкви Иркутска оформлено девять браков с китайцами. Типичный случай отражен в сообщении Усинского пограничного начальника (бывшего мукденского полицмейстера) А. Х. Чакирова: «15 мая у меня на р. Бегреде был окрещен китаец, одиннадцатый год состоящий у меня в услужении». См.: Государственный архив Иркутской области (ГАИО). Ф. 25. Оп. 11. Д. 26. Л. 32.
495
В 1914 г. в Иркутске православные китайцы были не редкостью, в архиве сохранились документы некоторых из них: чернорабочий Лю–чунь–лай, по св. Крещению Иннокентий, 24 г.; Хан Ды Лин по св. Крещению Сергей, торговец; Лю–тен–хо Василий, 25 лет, повар; Ян Цо По Николай, рабочий, 26 лет; Ван Хун Тинь Владимир Николаевич, 28 лет, переводчик; Ван Цзини, 25 лет, рабочий.
496
БолотовА. А. Амур и его бассейн. Харбин, 1925. С.12.
497
ГАИО. Ф. 25. Оп. 11. Д. 16. Л. 104–об.
498
Немаловажным фактором стала оккупация войсками восьми держав ряда районов на севере Китая и новые уступки китайских властей странам Запада.
499
Формально реформа не была направлена против традиционных китайских установок и принципов. Указ Цыси от 1906 г. обязывал в каждой школе сделать упор на такие заповеди, как верность династии, почитание Конфуция, патриотизм и др. Указ 1907 г. содержал утверждение о превосходстве китайских наук.
500
Осенью 1907 г. было издано четыре указа о «подготовке конституции», объявлен и срок перехода к конституционной форме устройства государства — 1916 год.
501
В начале ХХ века антихристианские выступления не отличались такой массовостью, как в предыдущий период. В первые годы нового столетия выступления были связаны с предыдущим восстанием ихэтуаней, когда «беспорядки» провоцировались бывшими движениями или являлись протестом против компенсаций в пользу пострадавших от ихэтуаней миссионеров и китайцев–христиан. В 1901 — 1902 годах в Сычуани произошли выступления под лозунгом «Долой иностранную религию, уничтожим иностранцев», были убиты английский миссионер и китайцы–христиане.
502
В 1905 г. их доля составляла 68%, но в том же году во Франции был принят закон об отделении церкви от государства. С 1907 по 1919 год число французских миссионеров уменьшилось: в Маньчжурии с 53 до 46, в Сычуани со 130 до 109, в Гуандуне с 70 до 62 человек. См.: Волохова А. А Иностранные миссионеры в Китае (1901–1920 гг.). М., 1969. С. 33.
503
Во время Первой мировой войны из ряда провинций Китая изгнали германских миссионеров.
504
Первая партия выпускников открытой в 1911 г. в Мэринолле школы Католического иностранного миссионерского общества отправилась в Китай в 1918 году.
505
В 1905 г. в Китае находилось 1803 английских, 1304 американских и 207 прочих протестантских миссионеров. В 1913 г. там работало 2166 американских, 2146 британских, 212 германских и 775 прочих протестантских миссионеров. См.: Волохо–ва А. А. Указ. соч. С. 34.
506
Иванов П. М. Православные миссионерские станы в Китае в начале ХХ века // История Российской Духовной Миссии в Китае. М., 1997. С. 262.
507
Китайский Благовестник. Вып. 2. Пекин, 1913. С. 5.
508
Позднее президент Юань Шикай принял в своей резиденции делегатов Шестой генеральной конференции Ассоциации молодых христиан. Вице–президент Ли Юаньхун регулярно поддерживал и финансировал эту Ассоциацию.
509
В 1917 г. в протестантских школах работало 1276 учителей–иностранцев и 10 993 учителей–китайцев. См.: Волохова А. А. Указ. соч. С. 40.
510
Этим занимались в основном протестанты–американцы, но подобные примеры отмечены и со стороны католиков. В 1912 г. император Вильгельм пожертвовал около 2 млн. марок на организацию в Китае немецкого католического университета.
511
В 1911 г. патер Винсент Леббе открыл в Тяньцзине первый католический публичный лекционный зал. В 1915 г. он учредил первую в Китае ежедневную католическую газету «Ишибао».
512
Например, Дж. Д. Рокфеллер, финансировавший работу Североамериканского баптистского общества в Китае, учредил на свои деньги в 1914 г. Китайское медицинское управление для финансирования лечебной деятельности миссионеров.
513
Епископ Нестор (Анисимов) в начале 1930–х годов так описывал миссию, устроенную скандинавами в Ашихэ, расположенном рядом с Харбином: «При пресвитерианской миссии находятся аптека, больница и школа, отдельно для мальчиков, отдельно для девочек, и воскресная школа для изучения Библии. Одна из миссионерок, женщина–врач сказала нам, что в этот день, незадолго до нашего прихода она сделала четыре серьезных операции китайцам. Я со своими спутниками посетил амбулаторию и больницу, прекрасно содержимые миссией, и видел всех пациентов: китайцев и маньчжур, мужчин и женщин, которые находятся под внимательным наблюдением и попечением миссионеров. Завидно смотреть на эти иностранные миссии, обладающие такими большими средствами и ведущие такую большую работу». См.: Вернувшийся домой: Жизнеописание и сборник трудов митрополита Нестора (Анисимова). Т. 1. С. 227—228.
514
Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден (1881 — 1955). В 1899 г. по окончании иезуитского колледжа и получив степень бакалавра по специальностям философия и математика, он вступил в Орден иезуитов, а в 1911 г. был рукоположен в священники. После окончания Первой мировой войны, за участие в которой получил Военную медаль и орден Почетного легиона, он продолжил обучение в Сорбонне, в 1922 г. защитил докторскую диссертацию в области естественных наук (геология, ботаника, зоология) по теме «Млекопитающие нижнего эоцена Франции» и получил назначение на должность профессора кафедры геологии парижского Католического университета. После долгих лет работы в Китае в мае 1946 г. возвратился во Францию. В 1950 г. в 70–летнем возрасте его избирают в Парижскую Академию наук. В 1952 г. Тейяр де Шарден выехал работать в США, участвовал в нескольких экспедициях в Южную Африку.
515
И. И. Серебренников в своем дневнике писал в декабре 1931 г.: «Вечером побывал у меня геолог Павлов, работающий в музее, учрежденном при местном иезуитском университете (Tientsin University). Кроме Павлова в этом музее еще работают русские: ботаник Козлов, зоолог Яковлев. Во главе музея стоит иезуит Лиссан, известный исследователь Центральной Азии. Музей создан почти исключительно его трудами». См.: Китай и русская эмиграция в дневниках И. И. и А. Н. Серебренниковых. В 5–ти т. Т. I. М., 2006. С. 140.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Христианство в Китае: история и современность"
Книги похожие на "Христианство в Китае: история и современность" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Дацышен - Христианство в Китае: история и современность"
Отзывы читателей о книге "Христианство в Китае: история и современность", комментарии и мнения людей о произведении.