Владимир Тарасов - Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим"
Описание и краткое содержание "Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим" читать бесплатно онлайн.
Новая книга Владимира Тарасова посвящена проблемам отбора и подготовки перспективных менеджеров; в ней содержится детальное описание нескольких десятков деловых игр, тренингов, методик отбора и подготовки менеджеров, разработанных автором и не имеющих аналогов в России и за рубежом.
Эта книга – не только самая большая коллекция уникальных деловых игр и тренингов, но и хроника 25-летней истории Таллиннской школы менеджеров в изложении ее основателя, откровенный рассказ Владимир Тарасова о собственном управленческом опыте, об эволюции его управленческих взглядов и становлении его «философии жизни» в стремительно меняющемся мире.
Эта книга – увлекательная история человека, подготовившего десятки тысяч менеджеров и посвятившего свою жизнь изучению и разработке социальных технологий; квинтэссенция опыта автора как социального технолога.
Владимир Тарасов – основатель первой школы бизнеса на территории бывшего СССР, автор популярных книг по управленческому искусству, один из лучших российских бизнес-тренеров, автор оригинальных методик подготовки менеджеров.
Кооператоры, ощущая общее братство, часто встречались между собой, вели какие-то переговоры за богато накрытыми столами в ресторанах, в одночасье ставших для них более чем доступными.
Если во вторую группу граждан мог попасть далеко не всякий, то уж кооператив-то открыть мог, подсуетившись, всякий. И даже – в Москве, если в родном городке прижимают.
Можно было оценивать роль кооперативов процентами в общем объеме производства страны. Это значило не очень успешно ориентироваться в ее экономическом механизме. Но можно было оценивать и по-другому.
Любой советский человек мог теперь покинуть буксующий, сползающий назад экспресс административно-экономического принуждения и самостоятельно отправиться в путь по экономическому бездорожью.
Добродетель советского человека подверглась суровому испытанию.
Раньше искренне считалось: советского человека не купишь, он на деньги не падок. Разве что отдельные отщепенцы. Да и откуда у честного человека большие деньги?! Теперь же оказалось, что очень даже и купишь. Настоящей проверки большими деньгами, позволяющей оставаться в ладу с законом, советский человек сплошь и рядом не выдерживал и деньгами быстро развращался.
Еще вчера сто рублей при распределении премии напрягали интеллигентный коллектив, а сегодня один на другого косо поглядывает, потому что тот, другой, положил тридцать тысяч не в тот карман и вроде не собирается перекладывать.
У многих руководителей появилась ностальгия по экономической несвободе. Как хорошо было раньше! Подчиненным говоришь: «Ребята, дорогие, заплатил бы вам больше, да дурные порядки не позволяют! Что поделаешь, страна дураков!..» А сегодня ребята понимают, что заплатить им можешь как по триста рублей, так и по три тысячи. И ни от каких порядков это не зависит, а лишь от твоего личного субъективного решения. А сколько – правильно? Уже убедились, что если больше заплатишь, это вовсе не означает, что будут работать лучше или что красть перестанут.
И между предприятиями – то же самое. Можно спросить за выполнение заказа пять тысяч, а можно – и двести пятьдесят! Как уж оформить – это дело техники. Возможности есть, а критерия нет: сколько запросить или на сколько согласиться. Критерий мог дать только рынок, а он не сложился. Да и как он сложится, если законодательство все время меняется – и по времени, и по регионам.
Экономическая свобода обернулась экономическим произволом: кто смел, тот и съел. А законодатель творит новый закон, чтобы как-то урезонить экономический произвол, причина которого в его собственной, кипучей и небескорыстной деятельности:
любая приватизация начинается с приватизации законодательства.
2.21 На пути к эксперименту
Основная масса советских людей, не решаясь пуститься в свободное экономическое плавание и видя, как огромные куски пирога проплывают мимо носа, озлоблялась все больше. На честных кооператоров и нечестных нуворишей, на собственную рабскую беспомощность, на ловких деляг от политики и на честных политических сусаниных. На покидающих родину и на остающихся, продающих ее по частям.
А в общем-то, все просто. Обидно быть объектом нового советского времени, хочется быть его субъектом. Но быть субъектом, свободно плавать в море новых возможностей – это надо уметь. Этого умения, конечно, не хватало. Даже умелым, что уж говорить об остальных, чье неуменье оборачивается социальной и национальной озлобленностью.
А можно ли научить этому «плаванию»? Научить быстро?!
Западный опыт тут не очень-то подходил. Это опыт быстрого движения по отличным дорогам с прекрасным сервисом, точными путеводителями и обеспеченностью всеми видами ресурсов. Это опыт состыковки десятков и сотен хорошо согласованных технологий. Ни одна из которых для советского экономического бездорожья, в общем-то, не годилась. Тут не то что – западный опыт, тут вопрос даже в том, стоит ли ехать по колее предшественника или лучше по целине. Может быть там, где проехал один, второму уже и не проехать…
С 1984 г. Школа проводила обучение, используя собственного производства деловые игры, где слушатели в игровых производственных организациях производили вполне реальную продукцию, которую можно было пощупать руками, получали за нее игровую валюту, на которую можно было купить вполне реальные товары в игровом баре или магазине. Например, сигареты, рюмку коньяка или управленческую литературу – кого что интересует.
Ясно, что на реальные товары для своих магазинов и баров мы тратили вполне реальные деньги. Ошибка кого-либо из нас в прогнозе выработки предприятий, в эмиссии игровой валюты или в ценообразовании приводила к тому, что кое-кто из нас был вынужден докладывать собственные деньги, отправляться на реальную, неигровую базу, чтобы докупить товаров для товарного покрытия игровой валюты.
Бывало и наоборот. Перестраховавшись, кто-то из нас устанавливал высокие, недоступные слушателям цены. Тем самым сберегал наши финансы, но встречал досаду и раздражение слушателей, а то и просто обструкцию с их стороны.
Эта крайность нами тоже не приветствовалась.
Неважно было и то, когда кто-либо из слушателей брался доказать нам, что он лучший менеджер, чем мы, и искал различные пути, чтобы нас разорить. Мы не могли нарушать раз объявленные правила игры и вынуждены были иногда предпринимать головоломные ходы или юридические крючки, чтобы спасти свои деньги и доброе имя от излишне предприимчивых слушателей. Дело в том, что такие игры мы проводим в режиме реального времени и импровизации, когда новые игровые ходы, правила и инструкции творятся на ходу, но не имеют права противоречить уже объявленным правилам или сужать область их применения. Это трудно – вести такие игры, нужен глаз да глаз, однажды произнесенное ошибочное слово или непроизнесенное нужное – может дорого обойтись.
Зато и опыта мы набрались немало, еще до того, как страна получила такую возможность:
практического обучения без риска не бывает.
Слушатель в течение дня мог с аукциона купить портфель директора предприятия, взять кредит в банке, набрать рабочих, освоить выпуск продукции, заключить договоры с другими организациями, произвести и продать продукцию, расплатиться по кредиту и по другим обязательствам, рассчитаться с рабочими, получить прибыль и реализовать ее в валютном магазине или баре. Это значит, что за один день он мог получить тот важный экономический опыт, которого он не имел за предыдущие сорок лет своей, не вполне экономически самостоятельной жизни.
Но теперь ситуация в стране изменилась. Нам потребовалось в своем обучении добавить к экономическим свободам и свободы политические, поскольку в реальной жизни их переплетение дает совершенно новое качество.
Понадобились не только игровые производственные организации, банки, магазины, арбитражи и тому подобное, но понадобились и политические институты, и игровое государство с его правительством, парламентом и законодательством, с его гражданством, территорией, армией полицией. И не одно государство. Ибо одно государство – это не государство. Государство может быть таковым, если есть и другие государства. Подобно тому, как трудно стать борцом или боксером на необитаемом острове.
2.22 Когда, где и с кем
Мы решили построить технологию обучения, при которой будет несколько игровых государств. Ясно, что это можно было реализовывать лишь тогда, когда имеется достаточное количество слушателей. И мы остановились на двух цифрах:
500 слушателей будут учиться в течение 50 дней.
Срок: сентябрь – ноябрь 1989 г.
Для проведения нашего экспериментального учебного курса в форме бизнес-лагеря мы арендовали многоэтажную гостиницу «ПАРУС» (для проживания и обучения) и соседний с ней пионерский лагерь с названием «ГОРНИСТ» (для игрового производства) на берегу Азовского моря в г. Бердянске на Украине.
Этот город обладал рядом ценных преимуществ.
Нам нужен был мертвый сезон, ибо в другое время нам бы не удалось ничего достаточно крупного арендовать. (Ведь мы – не государственная школа, и могли рассчитывать только на свои силы и связи.) Нам требовалось, чтобы в этот мертвый сезон, включая начало ноября, было бы достаточно тепло, чтобы слушатели могли ходить по территории, не одеваясь для этого как-то специально, но и не простужались бы. Кроме того, нужно было удобное транспортное сообщение, чтобы в короткий срок – в течение двух-трех дней пятьсот человек со всего Союза могли бы съехаться и разъехаться. Да и цена аренды тоже имела значение. Кроме того, удобно было бы проводить столь сложный не только в методическом, но и в организационном смысле эксперимент в таком городе, где у нашей школы имелось отделение, а в Бердянске оно было. Таким образом, Бердянск, небольшой южный курортный город, имевший прямую авиалинию с Москвой, нам вполне подошел.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим"
Книги похожие на "Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Тарасов - Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим"
Отзывы читателей о книге "Управленческая элита. Как мы ее отбираем и готовим", комментарии и мнения людей о произведении.