» » » » Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.


Авторские права

Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.

Здесь можно купить и скачать "Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-593273-384-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."

Описание и краткое содержание "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать бесплатно онлайн.








***

Старинная легенда повествует о том, как в давние времена в городе Люблине располагался на возвышенном месте монастырь францисканцев, а неподалеку от него – еврейское кладбище. И всякий раз, когда евреи хоронили своих покойников, монахи начинали звонить в колокола.

В один из дней умер почитаемый всеми раввин, и евреи понесли его на кладбище. Но когда, как обычно, раздался колокольный звон, случилось чудо: покойник сел на погребальных носилках и стал читать молитвы, проклиная тех, кто мешал ему упокоиться с миром. От этих проклятий монастырь стал уходить под землю; прибежали перепуганные монахи, умоляя праведника о милости, – с большим трудом евреи уговорили раввина прекратить проклятия и лечь на носилки, чтобы завершить ритуальный обряд. С тех пор, повествует легенда, монастырь францисканцев стоит на горе ниже еврейского кладбища.

(По еврейской традиции умерших хоронят без цветов и музыки. Из воспоминаний первого десятилетия советской власти: "Пришли комсомольцы разорять синагогу, среди них были и евреи. А моя прабабушка стоит с каменным лицом, смотрит на них и повторяет: "Мит музыка! Мит музыка! Мит музыка!.." Это означает, она посылала им проклятия: чтобы этих евреев, разорителей синагоги, похоронили с музыкой, с музыкой, с музыкой!..")


 ОЧЕРК ДЕСЯТЫЙ 

Евреи на Украине. Ужасы времен хмельничины. Война России с Польшей. Польское восстание против шведов и разгром еврейских общин. Начало переселения на запад.


На еврейских кладбищах появилось немало новых захоронений, и не с того ли времени – надписи на могильных камнях: "Гибель следует за гибелью…", "Пало дерево в полном соку‚ срублено без почестей от рук злодея...", "Да поднимется к Небесам его вопль...", "Да отомстит Всевышний за их кровь..."


1

В первой половине семнадцатого века подходил к концу "золотой период" польского и литовского еврейства. У королей уже не было полноты власти‚ духовенство могло диктовать свои условия, да и мещане добивались от сеймов новых ограничений против евреев. В конце шестнадцатого века им запретили жить в Витебске‚ в начале семнадцатого – в Киеве. В королевской грамоте было сказано: "Чтобы место пограничное не жидами‚ но людьми украинскими купеческими расширялось и множилось... ни один жид в городе Киеве чтобы не жил‚ дворов для жительства не покупал и не строил‚ и чтобы ни одного жида никто в городе Киеве к себе не принимал... и квартирою стоять у себя жиду не позволял". Если не удавалось изгнать евреев из города‚ начинались погромы‚ избиения – испытанные средства в борьбе с конкурентами.

В первой половине семнадцатого века прошли погромы в Вильно‚ Бресте‚ Кракове‚ Люблине‚ Перемышле; ритуальные процессы – в Ленчице‚ Сандомире‚ Сельце‚ Сохачеве‚ Бохне‚ Перемышле‚ Кракове‚ Люблине. Всё начиналось с антисемитской агитации‚ а заканчивалось выступлением мещан против еврейских купцов и ремесленников. Польско-литовское еврейство поневоле шло на уступки, подписывало невыгодные для себя договоры с магистратами городов‚ которые урезали права в торговле и ремеслах, – это не ослабляло ненависти населения. Некий писарь Ян Кмита писал в подстрекательской книжке "Ворон в золотой клетке‚ или жиды в свободной Короне Польской": "Никто не живет в таком довольстве‚ как еврей в Польше: у еврея на обед всегда есть жирный гусь‚ жирные куры‚ а убогий католик макает кусок хлеба в слезы‚ которые льются из его глаз".

К тому времени шляхта и крупные магнаты уже использовали польских евреев для заселения украинских земель. До четырнадцатого века на Украине правили удельные русские князья‚ а затем ее территория отошла к Литве. Население преимущественно состояло из православных крестьян‚ которые жили на просторных и плодородных землях‚ вдалеке от центральной власти‚ и были воспитаны в духе вольностей. Великий князь Литовский раздавал земли своим приближенным‚ но они не притесняли крестьян‚ потому что те могли в любой момент сняться с одного места и перейти на другое. Земли тогда было много‚ населения мало‚ и владельцы земель были рады тому‚ что крестьяне уделяли им часть своих продуктов. В остальном никто не вмешивался в их жизнь, не посягал на свободу.

По Люблинской унии 1569 года Польша и Литва образовали единое государство Речь Посполита, господство которой распространилось на Южную Русь – территории Киевского‚ Брацлавского, Волынского воеводств. Сразу же изменились условия жизни. Земля перестала принадлежать тем‚ кто ее обрабатывал‚ стала собственностью землевладельцев. Короли дарили своим сановникам обширные поместья на плодородных землях по обеим сторонам Днепра‚ и колонизация Украины пошла быстрыми темпами. На ее просторах с огромными природными богатствами возникли имения князей и шляхты‚ вырастали города‚ местечки; зерно с украинских полей отправляли в Центральную и Западную Европу.

Паны привлекали поселенцев‚ обещая на первых порах свободу от повинностей и платежей; крестьяне‚ соблазненные льготами‚ дали привязать себя к земле и постепенно превратились в холопов‚ работавших на панов. Владения польских магнатов на земле Украины размещались на гигантских территориях; они включали в свой состав десятки городов и сотни деревень с сотнями тысяч крестьян, которые платили аренду своему хозяину, безвозмездно оказывали ему всевозможные услуги.

Среди колонистов появились и евреи. В городах Польши и Литвы‚ в перенаселенных еврейских кварталах‚ под постоянным враждебным давлением мещан и духовенства было трудно‚ неуютно и опасно порой существовать‚ а на украинских просторах они могли применить на деле свои знания‚ опыт и деловые качества. Новые помещики жили в больших городах и не занимались хозяйством. Они охотно сдавали в аренду свои имения – польским шляхтичам, украинским мещанам, евреям; королевские старосты предоставляли им право собирания налогов‚ пошлин и крестьянских повинностей.

Евреи не владели землей, а потому шли в арендаторы, чтобы заработать на жизнь; в начале семнадцатого века около половины королевских и шляхетских земель на Украине арендовали евреи. В их руках сосредоточились и различные промыслы: производство селитры и поташа‚ ловля рыбы и дичи, питейное дело; они брали в аренду корчмы‚ молочное хозяйство и мельницы. Разрослись общины в Луцке‚ Владимире-Волынском‚ Ковеле‚ Остроге‚ Баре‚ Брацлаве‚ Виннице‚ Немирове‚ Тульчине. Появились новые общины в Белой Церкви‚ Богуславе‚ Переяславе‚ Чернигове и в других городах.

Кардинал Коммендони‚ путешествуя по тем краям‚ оставил описание быта евреев: "Они не перебиваются здесь постыдными заработками‚ ростовщичеством и исполнением всевозможных поручений.‚ хотя и не отказываются от такого рода прибыли; владеют землей‚ занимаются торговлей и посвящают себя даже изучению изящной словесности‚ медицины и астрологии… Они довольно состоятельны и не только принадлежат к числу уважаемых людей‚ но часто даже имеют таковых под своей властью. Они не носят никакого знака‚ отличающего их от христиан. Им разрешается даже носить саблю и быть вооруженными. Наконец‚ они пользуются правами прочих граждан". Но даже в то время на Украине было немало еврейской бедноты, потому что арендаторы почти весь заработок отдавали помещикам. Местные власти докладывали начальству: многие евреи не в состоянии платить налоги и "сами себя содержать не могут".

К середине семнадцатого века уже определились те обстоятельства‚ которые привели к страшной катастрофе. Паны были католиками‚ крестьяне – православными. Православие считалось у католиков "хлопскою верою"‚ его старались уничтожить путем насильственных церковных уний. На крестьян паны смотрели как на низшую расу; они даром обрабатывали панскую землю, платили множество податей – за пастбища‚ мельницы‚ рыбную ловлю‚ за каждый улей и за каждого вола. "Владелец или королевский староста не только отнимает у бедного холопа всё‚ что он зарабатывает‚ – писал иезуит Скарга‚ – но и убивает его самого‚ когда захочет и как захочет‚ и никто не скажет ему за это дурного слова".

Антагонизм был чудовищным‚ ничего общего не было у угнетаемого с угнетателем – ни веры‚ ни языка, ни обычаев. Ничто не могло смягчить отношения между паном и холопом‚ между католиком и православным‚ между поляком и украинцем. Но пан обычно был далеко‚ а непосредственно крестьяне сталкивались с евреем-арендатором. Формально он становился на место пана‚ в известной мере он получал ту власть над крестьянином‚ которая принадлежала землевладельцу‚ и должен был – по поручению пана – извлекать из крестьянина максимальный доход. Как писал поляк‚ "мы сами (шляхта) обдирали крестьян только еврейскими когтями". Поэтому ненависть крестьянина была против пана – ляха и католика и против арендатора-еврея, чуждого ему "нехристя".


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."

Книги похожие на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."

Отзывы читателей о книге "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.