Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."
Описание и краткое содержание "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать бесплатно онлайн.
"Я‚ Гершом‚ сын Моше‚ печатник народа‚ владелец замечательной типографии. Имя мое вспомнится во все века. Я присмотрелся к волнениям изгнания‚ и видел я волны страданий. И усмотрел я‚ что Тору забыли‚ нет читающих Святое Писание‚ ибо нет средств для приобретения книг... Посвятивший себя Торе находится постоянно в нужде‚ ему тяжело во время постоянных гонений нести многие книги из города в город‚ из царства в царство. Посему я‚ Гершом бен Моше Сончино‚ энергично взялся за Божье дело и напечатал 24 книги Священного Писания в миниатюрном размере‚ чтобы были они у каждого человека днем и ночью... чтобы читал он их лежа и стоя‚ чтобы без них не ночевал‚ изучал их постоянно".
В шестнадцатом веке братья Шмуэль‚ Ашер и Эльяким Галич‚ изучив в Праге типографское дело‚ поселились в Казимеже возле Кракова‚ открыли там типографию и с 1534 года стали печатать книги на иврите. В их же типографии была издана ранняя из дошедших до нас печатных книг на языке идиш – "Книга рабби Аншела". Вскоре братья приняли католицизм‚ но продолжали печатать еврейские книги. Евреи объявили им бойкот, отказались покупать их книги‚ но король особым декретом обязал кагалы Казимежа‚ Познани и Львова скупить у братьев весь запас еврейских религиозных книг. Впоследствии Шмуэль Галич вернулся в иудаизм‚ поселился в Стамбуле‚ работал печатником в еврейской типографии.
Кроме Казимежа центром еврейского книгопечатания был Люблин‚ где в 1557 году напечатали Пятикнижие‚ а в 1559 году – Талмуд. Книгопечатание считалось у евреев "венцом всех наук"‚ труд печатника – "святым ремеслом"‚ в издании книг видели путь к осуществлению пророчества Исайи: "Полна будет земля знанием Господа". В конце семнадцатого века появилась типография в Жолкве‚ а в восемнадцатом веке – новые еврейские типографии в Олексинице‚ Кореце‚ Порицке‚ Межирове‚ Полонном‚ Славуте‚ Остроге‚ Дубно‚ Шклове‚ Гродно‚ Варшаве и Вильно.
В 1620 году еврей из Познани Ицхак бен Эльяким написал для своей дочери небольшую книжку‚ которая стала чрезвычайно популярной среди еврейских женщин и многократно переиздавалась в семнадцатом веке. Называлась эта книга "Доброе сердце" и содержала среди прочего десять заповедей хорошей жены.
1. Будь осторожна‚ когда твой муж сердится. В этот момент не будь ни веселой‚ ни сварливой – улыбайся и говори тихо.
2. Не заставляй мужа ждать еду. Голод – отец гнева.
3. Не буди его‚ когда он спит.
4. Будь осторожна с его деньгами. Не скрывай от него свои денежные дела.
5. Храни его секреты. Если он хвастает‚ держи и это в тайне.
6. Не одобряй его врагов и не ненавидь его друзей.
7. Не возражай ему и не утверждай‚ что твой совет лучше‚ чем его.
8. Не ожидай от него невозможного.
9. Если ты будешь внимательна к его просьбам‚ он станет твоим рабом.
10. Не говори ничего такого‚ что задевало бы его. Если будешь обращаться с ним как с царем‚ он будет относиться к тебе как к царице.
6
В шестнадцатом веке раввин из Польши написап в своем завещании:
"Сын человеческий, что же ты дремлешь?.. Вот подошла моя старость, не знаю дня смерти своей, и если не теперь, то когда сделаю что-нибудь для дома своего? Поэтому я решил написать завещание домочадцам…
Не вызывайте ничьей ненависти и сами никого не презирайте; старайтесь радовать других хорошими вестями; удаляйтесь от гнусного, утешайте скорбящих, давайте советы застигнутым врасплох…
Начало покаяния – раскаяние…"
В середине семнадцатого века раввин и общинный судья в Познани Шабтай Шефтель Горовиц написал завещание и приказал давать его всякому‚ кто пожелает переписать для себя‚ потому что "оно содержит нравственную проповедь и жизненные истины". Из обращения к сыновьям в его завещании:
"Следите тщательно за честным ведением дел и отдавайте‚ ради Бога‚ одну десятую часть своих доходов на нужды бедных... Гнев – источник скверны. Единственный результат гнева – вред здоровью. Все поступки человека в гневе глупы и сумасбродны. Остерегайтесь этого‚ не вредите своему телу‚ тем более – своей душе. Будьте приветливы с людьми. Высокомерие – дурное свойство‚ причиняющее человеку зло...
Далее, предостерегаю вас от ссоры. Сторонитесь ее‚ ибо она гнусна. Ссора – зло‚ губящее душу‚ тело и деньги. Она приносит гибель миру. В течение своей жизни я успел убедиться‚ что люди‚ живущие в раздоре‚ беднеют и подвергаются многим бедствиям‚ которые тут не исчислить... Также я вам завещаю не ссориться со своими женами‚ потому что жена – половина вашей плоти‚ а всякое сочетание совершается по воле Неба. Если жена слишком требовательна‚ скажите ей мягко: "Милая‚ ну что же мне делать? Большего я не могу заработать. Или ты хочешь‚ чтобы я‚ упаси Бог‚ крал или грабил?" Нет сомнения‚ что жена тут же послушается...
А вы‚ дочери и невестки мои‚ а также ваши дочери и внучки! Держите своих мужей в почете и большой любви и не причиняйте им неприятностей. Если мужья рассердятся‚ удаляйтесь из дома‚ а когда пройдет гнев‚ возвращайтесь и укоряйте их‚ напоминая о моем завещании".
В семнадцатом веке раввином города Острога на Украине был рав Шмуэль Эдельс‚ глава иешивы‚ комментатор Талмуда и литургический поэт, один из крупнейших религиозных авторитетов того времени. Он прославился своей добротой и стремлением помогать людям; на косяке входной двери в его дом был написан стих из Книги Иова: "Странник не ночевал на улице, и двери мои открывал я путнику..." Легенды о добрых делах и чудесах рава Эдельса передавали из уст в уста; памятник на его могиле сохранялся триста лет, к нему приходили верующие евреи и молились возле погребения знаменитого ученого.
В 1967 году старое еврейское кладбище Острога, где хоронили много веков, было уничтожено. Солдаты‚ больные психиатрической больницы, прочие добровольцы завалили и разбили памятники на мелкие осколки‚ которые пошли на мощение дорожек. Памятник с могилы рава Эдельса установили во дворе городского музея‚ как экспонат семнадцатого века‚ но вскоре‚ по указанию местных властей‚ его уничтожили. На территории еврейского кладбища создали парк "Юбилейный" – с танцплощадкой‚ увеселительными заведениями‚ возможно‚ даже с "комнатой смеха".
В 1990 году из Израиля привезли мраморную плиту, установили на месте предполагаемого захоронения рава Эдельса‚ но неизвестные лица ее разбили; из Израиля привезли еще одну плиту‚ которую защитили металлической оградой. В 1992 году парк ликвидировали‚ территорию кладбища передали еврейской общине города‚ однако определить места захоронений прошлых веков уже невозможно. На мраморной плите у входа на уничтоженное кладбище высечены слова на идише и украинском языке: "Здесь покоятся останки тех‚ кто с пятнадцатого столетия своим трудом‚ умом и талантом способствовал расцвету культуры и экономики края".
В Западной Украине существовала легенда о том, что "русские", "польские" и "еврейские" праздники совпадали в начале света, а их последующее расхождение во времени произошло из-за обуви.
Однажды еврей встал рано утром, быстро обулся в свои "пантофли" (обувь без задников) и побежал на молитву. Проснулся поляк, натянул на ноги "буты" (сапоги) и пошел молиться, но позже еврея. Проснулся русин, долго обувался в свои "постолы" (лапти) и пришел на молитву последним. С тех пор первой всегда наступает еврейская Пасха, за ней католическая ("польская"), а затем уж православная ("русская").
Из записей этнографов.
Волынская область, 2000 год: "Найшлыся люди таки верные – Авраам, вин быу угодный Богу, вин сказау, шо од иого размножытся вэлыкый народ – той-то еурэи".
Хмельницкая область, 2001 год: "Як оно настало всё, еврейска була вера. А первая вира еврейска булла".
***
Городок Тучин располагался в 34 километрах от Острога, и жил там праведный еврей Элиэзер бен Симха, о котором сохранилось предание.
Элиэзер умер в 1516 году, а перед смертью завещал сыновьям перенести его тело на плечах в Острог, чтобы похоронить там на еврейском кладбище. Его сыновья и мужья дочерей так и поступили, но была зима, метель, всё завалило снегом; не было никакой возможности успеть на кладбище накануне субботы… и тут произошло чудо. Мужчины вместе с телом поднялись в воздух, полетели, как на крыльях, над полями и в пятничный полдень плавно опустились на улице Острога. Похороны праведного человека состоялись до наступления субботы, в них участвовало всё еврейское население города.
***
Старинная легенда повествует о том, как в давние времена в городе Люблине располагался на возвышенном месте монастырь францисканцев, а неподалеку от него – еврейское кладбище. И всякий раз, когда евреи хоронили своих покойников, монахи начинали звонить в колокола.
В один из дней умер почитаемый всеми раввин, и евреи понесли его на кладбище. Но когда, как обычно, раздался колокольный звон, случилось чудо: покойник сел на погребальных носилках и стал читать молитвы, проклиная тех, кто мешал ему упокоиться с миром. От этих проклятий монастырь стал уходить под землю; прибежали перепуганные монахи, умоляя праведника о милости, – с большим трудом евреи уговорили раввина прекратить проклятия и лечь на носилки, чтобы завершить ритуальный обряд. С тех пор, повествует легенда, монастырь францисканцев стоит на горе ниже еврейского кладбища.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."
Книги похожие на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."
Отзывы читателей о книге "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.", комментарии и мнения людей о произведении.