» » » » Борис Зайцев - Том 7. Святая Русь


Авторские права

Борис Зайцев - Том 7. Святая Русь

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Зайцев - Том 7. Святая Русь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза, издательство Русская книга, год 2000. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Зайцев - Том 7. Святая Русь
Рейтинг:
Название:
Том 7. Святая Русь
Издательство:
Русская книга
Год:
2000
ISBN:
5-268-00402-6, 5-268-00478-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Том 7. Святая Русь"

Описание и краткое содержание "Том 7. Святая Русь" читать бесплатно онлайн.



В седьмой том собрания сочинений классика Серебряного века и русского зарубежья Бориса Константиновича Зайцева (1881–1972) вошли житийное повествование «Преподобный Сергий Радонежский» (1925), лирические книги его паломнических странствий «Афон» (1928) и «Валаам» (1936), религиозные повести и рассказы, а также очерки из «Дневника писателя», посвященные истории, развитию и традициям русской святости. Монахи, оптинские старцы, странники и блаженные, выдающиеся деятели церкви и просто русские православные люди, волею судьбы оторванные от России, но не утратившие духовных связей с нею, – герои этой книги. И в центре – образ любимейшего святого русского народа – преподобного Сергия Радонежского, явившего, но словам Зайцева, в себе сочетание «в одном рассеянных черт русских», пример «ясности, света прозрачного и ровного».

http://ruslit.traumlibrary.net






…не менее известного духовника обители о. Иеронима… – Иероним (в миру Иван Павлович Соломенцев, в монашестве Иоаниикий; 1803–1883) – духовник монастыря св. Пантелеймона, учитель и сподвижник Макария в его духовно-просветительской деятельности.

Я пытался найти след Леонтьева, жившего тут в семидесятых годах. – Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) – великий русский мыслитель, прозаик, публицист, дипломат, врач; по словам близко его знавшего Л. Н. Толстого, «Леонтьев стоял головой выше всех русских философов». В 1871 г. он, будучи консулом в Салониках, пережил глубокий душевный кризис, усиленный тяжелой, смертельно опасной, как он считал, болезнью. Это вынудило его бросить консульство и отправиться 24 июля на Афон. Здесь, в Руссике, под духовным попечительством о. Иеронима и о. Макария, в долгих беседах с ними Леонтьев провел около года и готовился принять монашеский постриг, но, получив отказ старцев, возвратился в августе 1872 г. в Константинополь. Тайный постриг под именем Климента Леонтьев принял лишь незадолго до смерти, 23 августа 1891 г., в Оптиной Пустыни.

Леонтьевские впечатления об Афоне схематичны и одно-сторонни. – Опубликованы следующие статьи и мемуарные очерки К. Н. Леонтьева о Святой горе: «Четыре письма с Афона (1872 года)» (1912), «Панславизм на Афоне» (1873), «Пасха на Афонской горе» (1882), «Воспоминания об архимандрите Макарий, игумеие русского монастыря св. Пантелеймона на горе Афонской» (1889), «Мое обращение и жизнь на Святой Афонской горе» (1900).

«Яко крин сельный, тако отцветет». – Из Псалтири, псалом Давида 102-й, ст. 15: «Дни человека, как трава; как цвет полевой, так он отцветет».

…«по хребтам беспредельно-пустынного моря»… – Из «Илиады» Гомера.

…как Никэ Самофракийская… – Нике (Ника) Самофракийская – знаменитая древнегреческая скульптура богини, персонифицирующей победу; хранится в парижском художественном музее Лувр.

«В море далече». – Из молитвы на всенощной: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, Упование всех концов земли и сущих в мори далече…»


Валаам*

Газета «Возрождение». Париж, 1935. 20 окт. – 22 дек.; 1936. 26 янв. – 5 марта. № 3791, 3805, 3812, 3826, 3840, 3854, 3889, 3903, 3931 (под первоначальным заголовком «Финляндия»). Первое книжное издание «Валаама» (с посвящением Н. Г. Кауше): Таллин: Странник, 1936. Печ. по изд.: Зайцев Б. Избранное.

Г. Адамович (см. его очерк в этой книге), включив Зайцева в число тех писателей, которые к эстетической стороне православия, к его «поэзии» наиболее чувствительны, далее рассуждает: «Рассказ о путешествии на Валаам формально не может быть отнесен к главнейшим произведениям Зайцева. Несомненно, однако, что это одна из книг наиболее для него показательных. По самому характеру своего слога, по ритму своего творчества Зайцев в описании далекого, уединенного северного монастыря оказался в сфере, его вдохновляющей. Никто другой не нашел бы таких слов, таких эпитетов, создающих иллюзию, будто окружает человека не живой, крепкий суетный мир, а какой-то легчайший туман, вот-вот готовый рассеяться». И далее критик резюмирует: «Замечательно, что Валаам значительно глубже и цельнее афонских записок Зайцева… Не пришел ли Зайцеву на помощь север?.. Природа тут укрепляет человека в его аскетическом лиризме, поддерживает его, а не искушает». Предваряя нью-йоркское издание зайцевской трилогии о русской святости, Вяч. Завалишин отметил: эта его книга овеяна столь характерной для него «молитвенно одухотворенной поэзией» (в кн.: Зайцев Б. Избранное. Вступление. С. 6).

…белея Собором, сам знаменитый Валаам. – Спасо-Преображенский мужской общежительный монастырь – главный храм Валаама – построен в конце XII в. В нем похоронены основатели монашества на Валаамском островном архипелаге Ладожского озера преподобные Сергий и Герман.

Был ведь Собор времен Александра I, его разрушили… – Император России Александр I Павлович (Благословенный; 1777–1825) в конце жизни впал в крайнюю религиозность и мистицизм. В августе 1819 г. посетил Валаам. Соборная церковь его времен была разобрана в 1887 г., когда началось возведение нового собора.

…нечто связано и с игуменом Дамаскиным… – Дамаскин (в миру Дамиан; 1795–1881) был игуменом (и летописцем) монастыря на Валааме 42 года; за это время здесь построено много скитских церквей, часовен и церковных зданий, введен водопровод.

…прямым ходом к Гефсимании. – Гсфсимания – от названий Гефсиманская гора, Гефсиманский сад в Иерусалиме. Гефсиманский скит на Валааме имел две часовни, на месте которых впоследствии были построены Успенская и Вознесенская церкви.

…в нем «Кувуклия» с подобием Гроба Господня. – Кувуклия (от лат. cubiculum – пещера) – часовня в Иерусалиме с Гробом Господним, в который было положено тело Иисуса после мученической смерти на кресте; является величайшей святыней христианства. Кувуклии по типу иерусалимской создавались во многих храмах.

…Ангел отвалил некогда камень. – Об этом повествуется в Евангелии от Матфея (гл. 28, ст. 2): «И вот, сделалось великое землетрясение: ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем».

…пещеру св. Гроба, точную копию того иерусалимского, у которого… причащался Гоголь. – Паломничество в Иерусалим Н. В. Гоголь совершил в феврале 1848 г.

…с интересным… запрестольным образом… – Запрестольный образ – выносная икона, помещаемая в алтаре храма, за престолом.

…творил Иисусову молитву. – Короткая молитва, многократно повторяемая молящимся: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного».

Огромная икона-картина «Моление о чаше»… – Икона изображает эпизод из Ветхого Завета – троекратно повторенное моление Иисуса о том, чтобы не подвергаться тем мукам из «чаши страданий», которые предуготованы Ему врагами: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 39).

«Пустынька о. Назария»… – Назарий (в миру Николай; 1735–1809) – игумен Валаамского монастыря в 1781–1801 гг.; умер в Саровской Пустыни.

…в пятнадцатом столетии там жил св. Александр Свир-ский… – Александр Свирский (ум. 1533) – постриженник Валаамского монастыря; в 1487 г. основал близ Свири, на Новгородчине, монастырь, названный в его честь Александро-Свирским. Его имя также носит Святоостровский скит на Валааме, основанный в 1855 г.

…вышло как бы и по-евангельски: жених явился «во полунощи», а светильники их погасли. – Имеется в виду евангельская притча о десяти девах – неразумных и мудрых. Мудрые, идя ночью встречать жениха, взяли с собой светильники и сосуды с маслом, а неразумные масла для светильников взять забыли и отправились за ним. В этот час явился жених, но неразумных к нему не пустили. Урок притчи: «Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Евангелие от Матфея, гл. 25, ст. 1-13).

Мало это походило на Тильзит или на заседание Венского конгресса. – Тильзит (ныне Советск в Калининградской обл.) – город в Восточной Пруссии, где Александр 1 и Наполеон в 1807 г. заключили Тильзитскнй мир. Венский конгресс держав – победительниц Наполеона проходил с сентября 1814 по июнь 1815 г.

«Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». – Из Евангелия от Матфея, гл. 11, ст. 29.

…через грех взошедший на престол… – Имеется в виду причастность Александра I к убийству своего отца императора Павла в 1801 г.

Известная легенда говорит, что он ушел в заволжские леса под именем старца Федора Кузьмича. – Имеется в виду опровергнутая историками версия о том, что Александр I не умер в 1825 г. в Таганроге, а бежал отсюда под именем крестьянина Федора Кузьмича.

Тут тебе, в кумполе Нерукотворный Спас, там Андрей Первозванный… – Нерукотворный Спас – икона с ликом Иисуса Христа Спасителя на полотне. По преданию, лик Христа запечатлелся на плате, которым Он отер свое лицо. Андрей Первозванный – святой Апостол, которого Иисус одним из первых призвал следовать за ним. Апостол, как и Христос, принял мученическую смерть – был распят на кресте ок. 67 г. Память его празднуется 30 ноября (13 декабря).

Там на Соборе Арий взбунтовался. – Имеется в виду Первый Вселенский собор в Никсе (325), на котором александрийский пресвитер Арий (256–336) подверг критике один из основных догматов веры, утверждая, что второе лицо Святой Троицы, Христос, «ии в чем не подобен Отцу», он – Сын Божий «не по существу, а по благодати». Арий был осужден (в том числе архиепископом Мирликийским Николаем Чудотворцем) и отправлен в изгнание, ио арианство пользовалось немалым влиянием еще около трех столетий.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Том 7. Святая Русь"

Книги похожие на "Том 7. Святая Русь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Зайцев

Борис Зайцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Зайцев - Том 7. Святая Русь"

Отзывы читателей о книге "Том 7. Святая Русь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.